Рабочая программа по информатике 6 класс ФГОС (к учебнику Л.Л. Босовой)


Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с. Фурманово
Марксовского района Саратовской области

«Рассмотрено»
Руководитель МО
МОУ-СОШ с. Фурманово
__________/Штанг М.А./
ФИО
Протокол № ___
от «____»______2014 г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР
МОУ-СОШ с. Фурманово
__________/Утигалиева Е.В./
ФИО
«____»________2014 г.
«Утверждено»
Руководитель МОУ-СОШ
с. Фурманово
__________/Суханова И.А./
ФИО
Приказ № ___
от «____»_______2014 г.
Рабочая программа
по информатике
в 6 классе
Егорчевой Аллы Ивановны (I категория)
2014-2015
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике для 6 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по информатике с учетом авторской программы по информатике (Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.) и в соответствии с образовательной программой МОУ-СОШ с. Фурманово.В Федеральном компоненте нового образовательного стандарта предусмотрено изучение основ информатики и информационных технологий в рамках предмета «Информатика и ИКТ».
Сегодня за счет регионального и школьного компонента выстраивается многоступенчатая структура предмета. Пропедевтический курс изучается в средней ступени школы за счет школьного компонента в 5-7 классах.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Информатика: учебник для 6 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г.
Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014 г.
Программа рассчитана на 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Рабочей Программой предусмотрено: выполнение проверочных работ (тестирование), использование компьютерного практикума, проектная деятельность.
Изучение информатики в 6 классах пропедевтического курса направлено на достижение следующих целей:
формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
развитие алгоритмического мышления, творческих и познавательных
способностей учащихся;
воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе; чувства ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми; установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, недопустимости действий, нарушающих правовые и этические нормы работы с информацией;
приобретение опыта планирования деятельности, поиска нужной информации, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, преодоления трудностей в процессе интеллектуального проектирования.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Объекты и системы
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Система и окружающая среда. Персональный компьютер как система. Файловая система. Операционная система.
Аналитическая деятельность ученика:
анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
Практическая деятельность:
изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
изменять свойства панели задач;
узнавать свойства компьютерных объектов (устройств, папок, файлов) и возможных действий с ними;
упорядочивать информацию в личной папке.
Практические работы:
«Работаем с основными объектами операционной системы»;
«Работаем с объектами файловой системы».
Тема 2. Информационные модели.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Аналитическая деятельность ученика:
различать натурные и информационные модели, изучаемые в школе, встречающиеся в жизни;
приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира.
Практическая деятельность ученика:
создавать словесные модели (описания);
создавать многоуровневые списки;
создавать табличные модели;
создавать простые вычислительные таблицы, вносить в них информацию и проводить несложные вычисления;
создавать диаграммы и графики;
создавать схемы, графы, деревья;
создавать графические модели.
Практические работы:
«Создаем графические модели»;
«Создаем словесные модели»;
«Создаем табличные модели»;
«Создаем информационные модели – диаграммы и графики»;
«Создаем информационные модели – схемы, графы и деревья».
Тема 3. Алгоритмика.
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов. Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертежник, Водолей и др.Аналитическая деятельность ученика:
приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
придумывать задачи по управлению учебными исполнителями;
выделять примеры ситуаций, которые могут быть описаны с помощью линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами.
Практическая деятельность ученика:
составлять линейные алгоритмы по управлению учебным исполнителем;
составлять вспомогательные алгоритмы для управления учебным исполнителем;
составлять циклические алгоритмы по управлению учебным исполнителем.
Практические работы:
«Выполняем итоговый проект».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока Название темы урока Дата ИКТ Примечание
План Факт 1 триместр 1 Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира. 01.09.14 – 05.09.14 презентация «Объекты окружающего мира»;
плакаты и видеоролик «Техника безопасности», «Объекты» 2 Компьютерные объекты. 08.09.14 – 12.09.14 «Компьютерные объекты». Электронная РТ.
3 Файлы и папки. Размер файла. 15.09.14 – 19.09.14 плакат «Как хранят информацию в компьютере». Электронная РТ. 4 Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами 22.09.14 – 26.09.14 презентация «Отношения объектов и их множеств». Электронная РТ. 5 Отношение «входит в состав» 29.09.14 – 03.10.14 Презентация «Отношения объектов и их множеств». Электронная РТ. 6 Разновидности объекта и их классификация 13.10.14 – 17.10.14 Презентация «Разновидности объектов и их классификация». Электронная РТ. 7 Классификация компьютерных объектов 20.10.14 – 24.10.14 Презентация «Разновидности объектов и их классификация»; файл-заготовка Ошибка.doc 8 Системы объектов. Состав и структура системы 27.10.14 – 31.10.14 Презентация «Системы объектов», файлы-заготовки Ал-Хорезми.bmp, Шутка.doc(odt) 9 Система и окружающая среда. Система как «черный ящик» 03.11.14 – 07.11.14 Презентация «Системы объектов»; файл-заготовка Домик.doc 10 Персональный компьютер как система 10.11.14 – 14.11.14 Презентация «Персональный компьютер как система». Электронная РТ. 2 триместр 11 Как мы познаем окружающий мир 24.11.14 – 28.11.14 Презентация «Как мы познаем окружающий мир»
файлы-заготовки Дом.doc(odt), Мир doc(odt), Воды1 doc(odt), Воды2 doc(odt), Воды3 doc(odt), 12 Понятие как форма мышления 01.12.14 – 05.12.14 Презентация «Понятие как форма мышления». Электронная РТ. 13 Определение понятия 08.12.14 – 12.12.14 Презентация «Понятие как форма мышления». Электронная РТ. 14 Информационное моделирование как метод познания 15.12.14 – 19.12.14 Презентация «Информационное моделирование»;
плакат «Модели». Электронная РТ. 15 Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания 22.12.14 – 26.12.14 Презентация «Информационное моделирование», плакат «Модели», заготовки для практикума в формате doc. (odt): Авгиевы конюшни, Аннибалова клятва, Аркадская иддилия, Ахиллесова пята, Дамоклов меч, Драконовы законы, Кануть в Лету, Нить Ариадны, Панический страх, Танталовы муки, Яблоко раздора, Ящик Пандоры, Цицерон, Сиквейн, Вулкан.16 Математические модели. Многоуровневые списки 29.12.14 Презентация «Информационное моделирование», заготовки для практикума в формате doc. (odt): Устройства, Природа, Водные системы 17 Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц 08.01.15 – 09.01.15 Презентация «Табличные информационные модели», заготовки для практикума в формате doc. (odt): Владимир, Гусь-Хрустальный, Кострома, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Природа России 18 Вычислительные таблицы. Решение логических задач с помощью таблиц 12.01.15 – 16.01.15 Презентация «Табличные информационные модели». Электронная РТ. 19 Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений 19.01.15 – 23.01.15 Презентация «Графики и диаграммы»; файл-заготовка Погода doc. (odt).
20 Создание информационных моделей-диаграмм 26.01.15 – 30.01.15 Презентация «Графики и диаграммы». Электронная РТ. 21 Многообразие схем и сферы и их применения 02.02.15 – 06.02.15 Презентация «Схемы»; заготовки для практикума в формате doc. (odt): Поездка, Солнечная система 22 Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач 09.02.15 – 13.02.15 персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся,
презентация «Схема» 3 триместр 23 Что такое алгоритм 24.02.15 – 27.02.15 Презентация «Что такое алгоритм» 24 Исполнители вокруг нас 02.03.15 – 06.03.15 Презентация «Алгоритмы и исполнители»;
плакат «Алгоритмы и исполнители». Электронная РТ. 25 Формы записи алгоритмов 09.03.15 – 13.03.15 Презентация «Алгоритмы и исполнители»;
плакат «Алгоритмы и исполнители». Электронная РТ. 26 Линейные алгоритмы. Создание презентации «Часы» 16.03.15 – 20.03.15 Презентация «Типы алгоритмов»;
плакат «Алгоритмы и исполнители». Электронная РТ. 27 Алгоритмы с ветвлениями. Создание презентации «Времена года» 23.03.15 – 27.03.15 Презентация «Типы алгоритмов»;
плакат «Алгоритмы и исполнители». Образец выполнения задания – файл Времена года.ppt28 Алгоритмы с повторениями. Создание презентации «Скакалочка» 30.03.15 – 03.04.15 Презентация «Типы алгоритмов»;
плакат «Алгоритмы и исполнители». Образец выполнения задания – файл Скакалочка.ppt29 Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником 13.04.15 – 17.04.15 Презентация «Управление исполнителем Чертежник»; плакат «Исполнитель». 30 Использование вспомогательных алгоритмов 20.04.15 – 24.04.14 Презентация «Управление исполнителем Чертежник»; плакат «Исполнитель». Электронная РТ. 31 Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертежник 27.04.15 – 01.05.15 Презентация «Управление исполнителем Чертежник»; плакат «Исполнитель». 32 Обобщение и систематизация изученного по теме «Алгоритмика» 04.05.15 – 08.05.15 Плакат «Алгоритмы и исполнители», «Управление и исполнители», «Исполнитель» 33 Выполнение итогового проекта 11.05.15 – 15.05.15 34 Защита итогового проекта. 18.05.15 – 22.05.15 35 Урок-игра «Самый умный» 25.05.15 – 29.05.15 Презентация к игре ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Сформулированные цели на этапе пропедевтического курса реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные учащимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации;
развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;
формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
(ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ)
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5–6 классы методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 6 класс»
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
Электронная работая тетрадь (Д. Тарасов)