Рабочая программа по информатике 5 класс ФГОС (к учебнику Л.Л. Босовой)


Муниципальное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа с. Фурманово
Марксовского района Саратовской области

«Рассмотрено»
Руководитель МО
МОУ-СОШ с. Фурманово
__________/Штанг М.А./
ФИО
Протокол № ___
от «____»______2014 г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР
МОУ-СОШ с. Фурманово
__________/Утигалиева Е.В./
ФИО
«____»________2014 г.
«Утверждено»
Руководитель МОУ-СОШ
с. Фурманово
__________/Суханова И.А./
ФИО
Приказ № ___
от «____»_______2014 г.
Рабочая программа
по информатике
в 5 классе
Егорчевой Аллы Ивановны (I категория)
2014-2015
учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе  авторской программы по информатике Босовой Л.Л. для основной школы с учетом требований ФГОС, объёма часов учебной нагрузки, определенного учебным планом МОУ-СОШ с. Фурманово (0,5 ч в неделю, всего 17,5 ч.) и УМК авторов Босовой Л.Л., Босовой А.Ю.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и профильное обучение информатике в старших классах. Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом,  а именно:
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
В настоящей рабочей программе учтено, что сегодня в соответствии с новым Федеральным государственным образовательным стандартом начального образования учащиеся к концу начальной школы приобретают ИКТ-компетентность, достаточную для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5 класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. Особое значение пропедевтического изучения информатики связано с наличием в содержании информатики логически сложных разделов, требующих для успешного освоения развитого логического и алгоритмического мышления. С другой стороны, использование информационных и коммуникационных технологий является важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Место предмета в учебном плане
Информатика изучается в 7—9 классах основной школы по одному часу в неделю. Всего 105 ч. В  5 классе предмет вводится за счет школьного компонента (1ч в неделю, всего 35 ч). В этом учебном году, в нашем учреждении, в связи с переходом на 5-ти дневную рабочую неделю на изучение курса (в учебном плане) отводится 0,5 часа в неделю, всего 17,5 ч.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Тема 1. Информация вокруг нас
Информация и знания. Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.
Аналитическая деятельность ученика:
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
разрабатывать план действий для решения задач.
Практическая деятельность ученика:
работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;
систематизировать (упорядочивать) файлы и папки.
Тема 2. Компьютер
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки.
Основные правила именования файлов.
Аналитическая деятельность ученика:
выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера;
Практическая деятельность ученика:
выбирать и запускать нужную программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Практические работы:
«Работаем с основными объектами операционной системы»;
«Работаем с объектами файловой системы».
Тема 3. Подготовка текстов на компьютере
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования
(вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Аналитическая деятельность ученика:
соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;
определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.
Практическая деятельность ученика:
создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста;
создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы.
Практические работы:
«Повторяем возможности текстового редактора – инструмента создания текстовых объектов»;
«Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»;
«Создаем компьютерные документы»;
«Создаем словесные модели»;
«Создаем многоуровневые списки»;
«Создаем табличные модели»;
«Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре».
Тема 4. Компьютерная графика
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Аналитическая деятельность ученика:
выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);
планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;
определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений.
Практическая деятельность ученика:
использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;
создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами.
Практические работы:
«Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов»;
«Конструируем и исследуем графические объекты»;
«Создаем графические модели».
Тема 5. Создание мультимедийных объектов
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Аналитическая деятельность ученика:
планировать последовательность событий на заданную тему;
подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.
Практическая деятельность ученика:
использовать редактор презентаций или иное программное средство для создания анимации по имеющемуся сюжету;
создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения.
Практические работы:
«Создаем линейную презентацию»;
«Создаем презентацию с гиперссылками»;
«Создаем циклическую презентацию».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока Название темы урока Дата ИКТ Примечание
План Факт 1 триместр 1 Информация вокруг нас. ТБ в компьютерном классе. 02.09.14 – 05.09.14 презентация «Информация вокруг нас»; презентация «Техника безопасности»; 2 Компьютер – универсальная машина для работы с информацией 15.09.14 – 19.09.14 презентация «Компьютер на службе у человека»; электронная РТ 3 Ввод информации в память компьютера. Управление компьютером 29.09.14 – 03.10.14 презентация «Ввод информации в память компьютера»; ролик «Назначение клавиатуры»; электронная РТ 4 Хранение и передача информации. Электронная почта 20.10.14 – 24.10.14 презентация «Хранение информации»;
презентация «Носители информации»;
презентация «Хранение информации: история и современность»; электронная РТ 5 Кодирование информации. Метод координат 03.11.14 – 07.11.14 презентация «Кодирование информации»; электронная РТ 2 триместр 6 Текст как форма представления информации. Ввод текста. Текстовые документы 24.11.14 – 28.11.14 презентация «Текстовая информация»;
презентация «Цепочки слов»; файлы-заготовки Слова.rtf, Анаграммы.rtf. 7 Редактирование и форматирование текста. Работа с фрагментами текста 08.12.14 – 12.12.14 презентация «Текстовая информация»; плакат «Подготовка текстовых документов»;
файлы-заготовки Вставка.rtf, Удаление.rtf, Замена.rtf, Смысл.rtf, Буква.rtf,
Пословицы.rtf, Большой.rtf8 Представление информации в форме таблиц. Табличное решение логических задач 22.12.14 – 26.12.14 презентация «Представление информации в форме таблиц»; презентация «Табличный способ решения логических задач»; электронная РТ 9 Наглядные формы представления информации. Диаграммы 12.01.15 – 16.01.15 «Наглядные формы представления информации»; презентации «Поезда» и «Теплоходы»; электронная РТ 10 Компьютерная графика. Редактирование и создание графических изображений 26.01.15 – 30.01.14 презентация «Компьютерная графика»;
файлы-заготовки Подкова.bmp, Многоугольники.bmp, Природа.bmp, Ваза.bmp, Шляпы.bmp, Акробат.bmp. 11 Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации и списки 09.02.15 – 13.02.15 презентация «Обработка информации»;
файлы-заготовки: English.rtf, Чудо.rtf, Природа.rtf, Делитель.rtf. 3 триместр 12 Поиск информации. Проект «История письменности» 02.03.15 -06.03.15 Сеть Интернет. 13 Кодирование как изменение формы представления информации 16.03.15 – 20.03.15 презентация «Обработка информации»; электронная РТ
14 Преобразование информации по заданным правилам и путем рассуждений 30.03.15 – 03.04.15 презентация «Задача о напитках»; электронная РТ 15 Разработка плана действий и его запись. Табличная форма записи 20.04.15 – 24.04.15 логические игры «Переливашки», «Переправа», «Монах» 16 Создание движущихся изображений 04.05.15 – 08.05.15 образец выполнения задания «Морское дно.ppt», презентации: «Св_тема1.ppt,
«Св_тема2.ppt, «Св_тема3.ppt, «Лебеди.ppt» 17 Создание анимации по собственному замыслу 18.05.15 – 22.05.15 17,5 Создание итогового мини - проекта 25.05.15 – 30.05.15 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Планируемые результаты
Предметные УУД Личностные
общие представления о целях изучения курса информатики;
общие представления об информации и информационных процессах;
Знание основных устройств компьютера и их функций;
представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера;
общие представления о пользовательском интерфейсе;
представление о приёмах управления компьютером;
общие представление о хранении информации как информационном процессе;
представления о многообразии носителей информации;
общие представления о передаче информации как информационном процессе;
представления об источниках информации, информационных каналах, приемниках информации;
общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письма;
общие представления о кодах и кодировании;
умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
представление о методе координат;
общее представление о тексте как форме представления информации;
умение создавать несложные текстовые документы на родном языке;
представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации;
понятие о документе, об основных объектах текстового документа;
знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке;
умение работать с фрагментами в процессе редактирования и форматирования текстовых документов;
представление о структуре таблицы;
умение создавать простые таблицы;
умение представлять информацию в табличной форме;
умение представлять информацию в наглядной форме;
умение строить столбиковые и круговые диаграммы;
умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора;
развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией;
умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами;
представления об устройстве ввода графической информации;
умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов;
представление об информационных задачах и их разнообразии;
представление о двух типах обработки информации;
представление о списках как способе упорядочения информации;
умение создавать нумерованные и маркированные списки;
представление о поиске информации как информационной задаче;
представление о кодировании как изменении формы представления информации;
представление об обработке информации путём её преобразования по заданным правилам и путём логических рассуждений и разработки плана действий;
представление об анимации как о последовательности событий, разворачивающихся по определенному плану;
навыки работы с редактором презентаций. умение работать с учебником;
умение работать с электронным приложением к учебнику;
умение вводить информацию с клавиатуры;
навыки управления компьютером;
умения работы с файлами;
умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве;
понимание единой сущности процесса передачи информации;
умение отправлять и получать электронные письма;
умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую;
понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи;
умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме;
умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов;
умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
умение применять таблицы для представления разного рода однотипной информации;
умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств;
умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче;
умение визуализировать числовые данные;
умение выделять в сложных графических объектах простые;
умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых;
умение выделять общее;
представления о подходах к сортировке информации;
понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные и маркированные списки;
умение поиска и выделения необходимой информации;
умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую;
умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи;
умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач;
умение анализировать и делать выводы;
умение планировать пути достижения целей;
соотносить свои действия с планируемыми результатами;
осуществлять контроль своей деятельности;
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения поставленной задачи. навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе;
представление о роли компьютеров в жизни современного человека;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счёт знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ;
понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати;
понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере;
понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества;
интерес к изучению информатики;
понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества;
понимание значения различных кодов в жизни человека;
чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учётом правовых и этических аспектов её использования;
понимание роли информационных процессов в современном мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ
(ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ)
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. Программа для основной школы: 5–6 классы. 7–9 классы. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Босова Л.Л., Босова А.Б. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (meto ist.lbz.ru/authors/informatika/3/).
Электронная рабочая тетрадь для 5 класса (Д.Тарасов).
Пакет офисных приложений.