Урок истории 5 класс История возникновения олимпийских игр.


Схема конспекта урока
Педагог (ФИО) Умарова Зинеп СарсингалиевнаПредмет история Класс 5
Тема урока: История возникновения олимпийских игр.
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.
Анализируя культурное наследие Древней Греции, научить делать выводы о значении Олимпийских игр, проводившихся с 776 г. до н.э.
Линия 3. Историческое мышление.
Из фактов истории Древней Греции научить выявлять цели и средства древнегреческого воспитания.
Линии 4–5. Нравственное, культурное и гражданско-патриотическое
самоопределение.
Научить определять и объяснять свои оценки правилам древнегреческого воспитания.
Обязательный минимум содержания: значение Олимпийских игр (с 776 г. до н.э.).
План урока:
I. Проблема урока: зачем греки соревновались?
II. Поиск решения проблемы:
1. Древнегреческое воспитание.
Предполагаемый вывод по проблеме: всё древнегреческое воспитание было направлено на то, чтобы приблизиться к идеалу гражданина (в человеке всё должно быть прекрасно: и душа, и тело).
2. Олимпийские игры.
Предполагаемый вывод по проблеме: соревнуясь, древние греки почитали богов, прославляли не только своё имя, но и свой полис, принося пользу не только себе, но и своему городу.
Этапы урока Действия учителя Действия учеников Формирование УУД, технология оценивания
I. Постановка проблемной ситуации. Формулирование проблемы. -Рассмотрите фотографии? Что общего между этими людьми?
-В чем различие?
- Скажите, какие соревнования считаются самыми важными, главными в жизни спортсмена?
-А какое отношение сейчас к олимпиаде имеем мы и наша страна?
– Звучит музыка
-Вам знакома музыка? Как называется?
-С чем ассоциируется музыка?
-Рассмотрите изображения ваз.
-Что изображали на Египетских вазах?
-Какие сюжеты использовали древние греки?
-Почему в древней Греции изображались спортивные сюжеты?
–Почему вы так думаете? 3
–В одной школе ребята ответили, что олимпийские игры зародились недавно.
-А вам интересно это узнать? Когда зародились и где олимпийские игры?
-Так какую цель мы ставим на сегодняшний урок? Обратимся к нашим помощникам. Открываем учебник на с. 151.
-Это лыжники
- Один из них лыжник-любитель, другой-лыжник – спортсмен.
- Олимпийские игры
-7 февраля начались 22 зимние олимпийские игры в г. Сочи
-Сиртаки
-С Древней Грецией.
Сиртаки - любимый танец греков.
- Растения, животные.
– Обучение, спортивные соревнования.
Могут сказать, что Олимпийские игры проводились ещё в древности. На них люди демонстрировали свои достижения в спорте. В этих соревнованиях до сих пор участвуют спортсмены со всего земного шара.
Читают вслух текст на с. 151 (слова Антошки).
-Да, интересно
- Почему они возникли именно в Греции?
Узнать когда и где появились олимпийские игры.
- Зачем греки соревновались?
Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Работать по плану, сверяясь с целью.
5. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
Познавательные УУД
1. Владеть смысловым чтением.
2. Определять понятия.
3. Анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы.
4. Выявлять причинно-следственные связи.
5. Представлять информацию в разных формах (текст).
6. Находить информацию в разных источниках (учебнике).
7. Сравнивать.
Коммуникативные УУД
1. Излагать своё мнение, аргументируя его.
2. Создавать устные и письменные тексты.
3. Организовывать работу в паре.
4. Осознанно использовать речевые средства в ситуации общения.
Личностные УУД
1. Аргументировано оценивать свои и чужие поступки.
II. Версии. – Какие у вас будут версии решения проблемы? 2 Предлагают свои версии. 2 III. Актуализация знаний. – Как вы думаете, почему спортивные игры, в которых эллины демонстрировали свою силу, ловкость, свободу, назвали Олимпийскими? 4
– На прошлом уроке мы с вами выяснили, какие существовали правила и законы в Афинах и Спарте.
– Что было главной обязанностью граждан этих полисов? 3
– Какие качества требовались от граждан Афин, а какие – от гражданина Спарты? 4
- Являлись ли эти качества гражданина идеальными?
-Где греки получали идеальное воспитание?
Вывод: Именно в Греции определили модель Идеального гражданина.
–Где и как они могли доказать, кто же их них самый идеальный?
- Подведем итоги: по одному человеку надо выйти к доске и выбрать из списка, то что мы уже знаем.
Фиксируем на доске:
Знаем:
1. Что такое полис, демос, аристократия.
2. Каким богам поклонялись.
3. Идеалы древних греков: физическое и интеллектуальное развитие. Могут сказать, что это связано с богами, которые обитали на горе Олимп. 4
– Защищать свой полис.
– В Афинах ценились трудолюбие,
умение правильно и красиво произносить длинные речи – ораторство. В Спарте ценились воинские качества, выносливость, смелость, жёсткость, умение чётко и кратко выражать свои мысли. 4
-Да, являлись.
- обучение в школах, гимнасиях, калестрах.
-Соревнуясь, в соревнованиях между собой.
IV. Планирование деятельности. – Чтобы проверить версии, что нам надо узнать? 3
- А то что осталось нам предстоит узнать.
Фиксируем на доске:
Надо узнать:
1.Когда появились Олимпийские игры.
2. Как проходили Олимпийские игры.
3. Какие были правила соревнований.
4. Сколько дней проходили Олимпийские игры
5. Какие состязания были обязательными. – Надо узнать, каким было воспитание в Древней Греции, как проходили Олимпийские игры, в чём соревновались, какие были
правила соревнований. 3 Физминутка- Мы сегодня так много говорим об олимпийских играх, что настало время поучаствовать в этом соревновании.
Я попрошу всех встать рядом со своими рабочими местами. Комплекс упражнений в виде подсказок дан вам в виде памятке на доске.
Да – наклон вперед;
Нет – наклон влево;
Сомневаюсь – пожали плечами;
Восторгаюсь – подняли руки вверх.
Готовы?
Устали?
Довольны?
Вам скучно?
Приятно?
А тема понятна?
Спорт – это сила?
А может – здоровье?
А может красиво?
А может «прикольно»?
Чуть-чуть отдохнули?
Работать готовы?
Спасибо! Довольно! V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). 1. Когда появились Олимпийские игры. ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ – крупнейшие спортивные соревнования древности. Зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 г. до н.э. по 394 н.э. (всего было проведено 293 Олимпиады) в Олимпии, считавшейся у греков священным местом. Победа на Олимпиаде считалась чрезвычайно почетной и для атлета, и для полиса, который он представлял.
Олимпийские Игры упоминаются в произведениях Плутарха, Геродота, Пиндара, Лукиана, Павсания, Симонида и др. античных авторов.
Согласно другому мифу, сын Зевса Геракл привез в Олимпию священную оливковую ветвь .На время Олимпийских игр в Древней Греции прекращались войны и заключалось перемирие – экехерия, а представители враждующих полисов проводили в Олимпии мирные переговоры с целью уладить конфликты.
Почти за год до начала игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своём родном городе.
10 месяцев подряд неустанно тренировались атлеты , затем сдавали своеобразный экзамен судьям (элладоникам).
Ровно за месяц до открытия игр им нужно было прибыть в Олимпию и продолжить подготовку.
Участвовать в играх могли все свободные греки. Запрещалось участие женщин, варваров( лиц негреческого происхождения), рабов. За нарушение запрета женщин ждала смертная казнь.
А в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство.
Пьер де Кубертен Французский историк,
Основатель современного олимпийского движения;
Первые современные Олимпийские игры состоялись по его инициативе в 1896 году в Афинах.
Индивидуально, самостоятельно
работают с текстом учебника (с. 151–153).Предлагают варианты ответов поучебной проблеме. 3 2. Как проходили Олимпийские игры. Сколько дней проходили Олимпийские игры. 4
-Какие состязания были обязательными мы узнаем вместе, поработав в группах.
А теперь в учебнике используя п. 2, с. 154-155 мы с вами составим программу Олимпийских игр, проходивших в Древней Греции, каждая группа составляет программу своего дня. 5 2 -Каждая группа должна выбрать выступающего и рассказать о своем дне.
– Почему было важно добиться победы в Олимпийских играх?
Подводим учеников к выводу о том, что греки соревновались, чтобы ублажить богов, прославить свой полис и себя как его гражданина.
По итогам выполнения задания применяем
ТОУУ
Самооценка 5 Индивидуально, самостоятельно
работают с текстом (п. 2), выявляя
сходство и различия.
5 7
-Выступающие рассказывают о пяти днях: В первый день Олимпийских игр зажигался священный огонь и каждый приносил на алтарь Зевса свою жертву - от целого стада быков до горсти зерна. Во второй день объявлялись имена тех, кто пожелал участвовать соревнованиях. Состязаться могли только свободные мужчины-греки, полноправные граждане. На огромном стадионе
зрители рассаживались на каменных скамьях, и начинались состязания. Сначала мчались по кругу колесницы, часто рискуя опрокинуться и погубить возничих. Потом вылетали в бешеной скачке всадники.Затем наступала очередь пятиборцев: атлеты сначала соревновались в беге, потом в метании диска, борьбе, кулачном бое и прыжках. На третий день состязались юноши до шестнадцати лет. На четвёртый - бегуны на
разные дистанции. На пятый день приносились жертвы богам и устраивался пир в честь победителей. Каждого из них венчали лавровым венком, во всеуслышанье оглашали его имя и название его полиса, а потом выбивали имена на мраморной доске, которая навечно оставалась в Олимпии. Здесь же оздвигали статую победителя, и лучшие поэты сочиняли ему хвалебную оду.
– Победа считалась не столько личной заслугой, сколько знаком благосклонности великого Зевса. Победитель навечно прославлял как своё имя, так и полис,
в котором жил. VI. Выражение решения проблемы. – Какой была цель нашего урока? 3
-Узнать когда и где появились олимпийские игры
-Почему они возникли именно в Греции?
( на доске) Почему олимпийские игры возникли именно в Греции?
Зачем греки соревновались? Примерный вывод по проблеме:
– Древние греки соревновались,
чтобы приблизиться к идеалу гражданина, в котором должно быть всё прекрасно: и тело, и душа. Победитель навеки прославлял полис, таким
образом он приносил пользу и себе, и ему. VII. Применение нового знания. Традиции Олимпийских игр
–Давайте вернемся к нашей работе. Какой олимпийский символ появился у нас на доске?
-Почему они разного цвета?
-Что они обозначают?
-Переплетенные кольца символизируют объединенные в Олимпийское движение пять континентов.
-Флаг
-Какой еще символ вы можете назвать?
-Талисманы
Эмблема
В ее основе зеркальное отражение элементов «SOCHI» и «2014», символизирующих уникальное месторасположение города, где снежные вершины Кавказских гор находят свое отражение в водах Черного моря. Приставка «.ru» демонстрирует, что Олимпиада в Сочи - гордость всей страны. Обрамляют эмблему кольца - олицетворение мирового Олимпийского движения.
Мишка, снежный барс и зайка.
-Все Олимпийские игры заканчиваются награждением победителей.
-Ребята, вы сегодня на уроке хорошо работали, оцените себя, поставьте итоговую оценку за урок ТОУУ
Самооценка 5
- Д\Зи каждый наградите себя медалью
- Это наш пьедестал, разместите медали по местам которые обозначены, оценивая свою работу на уроке, каждая группа по очереди.
-Спасибо за урок -Олимпийские кольца
- Версии детей
-Олимпийский огонь
Аргументированно высказывают своё оценочное мнение.
1 1 3 4
VIII. Домашнее задание. -Прочитать § 25 учебника
провести сравнительный анализ на Олимпийские игры в Древней Греции и современные.(таблица)
Для любознательных! (выполняется по желанию)
Кто из российских спортсменов стал первым олимпийским чемпионом?