Системно — деятельностный подход педагога к учебному занятию


Системно-деятельностный подход педагога к учебному занятию:
Проектирование урока;
Реализация проекта урока;
Анализ урока.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА.
Готовность обучающихся.
Рефлексия исходного состояния (диагностика). До проведения урока учитель информирует гостей олб особенностях детей класса:
- характеристика обученности, обучаемости учащихся, реальных учебных т воспитательных возможностей учащихся и конструиролвание педагогической культуры проектируемого урока;
- система взаимосвязанных индивидуально – психологических, социально – психологических, медицинских качеств учащихся и степень освоения ими ряда основных общеучебных умений;
- характеристики психолого – педагогичсеикх особенностей обучаемых, которые влияют на выбор учителем тех или иных средств педагогического воздействия.
Содержательный аспект.
Место урока в теме, разделе, курсе.
Создание проекта:
а) проектирование цели:
Этап урока Цель этапа Деятельность педагога Деятельность учащихся Результат
Мотивация Обеспечить протекание полноценной учебной деятельности Включить детей в выполнение заданий, основанных на применении хорошо освоенных ими умений и навыков. Включаются в решение УЗ, интересуются процессом и результатом их выполнения. Постановка и достижение цели. Структурирование системы действий.
ПУЗОткрыть и освоить новый способ действия, понимания, мышления Подвести детей к разрыву знаний и незнаний. Контроль за выполнением предыдущих действий. Выполнение заданий в новых условиях. Учащиеся самостоятельно поставили УЗ.
РУЗ Потребность субъекта в самоизменении, в развитии Направлять деятельность учащихся к достижению поставленной цеди. Организовыыввать их учебную деятельность, найти такую практическую задачу, решение которой потребовало бы от детей открытия общего способа дейсв\твия Поиск нового способа лействия. Работа в группах: а) выполнение задания, б) работа по образцу. В) самооценка группы целиком. Г) защита результата выполняемого группой задания д) обобщение результатов, фиксации выводов в виде таблицы или схемы (моделирование общего способа в предметной, графической или буквенной формах)УЗ решена. Обнаружение общего способа действий и основ понятийного знания.
Результат учебной деятельности Самоизменение ученика, его развитие. Связать открытый способ действия с будущим материал, т.е. постановка УЗ на будущее. Абстрактная цель: Предметная цель – знание основ инфинитива (У и Н/У);
- уметь определять спряжения слов, называющих действие предмета по особенностям основы инфинитива.
Метапредметная цель: развитие КУД, УУД, ОУУН.
Личностная цель: ценностное отношение к достигнутому результату (R) и процессу его достижения.
б) выбор содержания учебного материала;
в) выбор методов, формы, обоснования своего выбора;
г) структура урока, расход времени на различных его этапах;
д) раскрытие сущности собственных изобретений;
е) выбор средств обучения, обоснование их;
ж) запасные методическипе вырианты, прогноз возможных учебных действий, реакции различных групп учащихся, возможных резыльтатов;
з) раскрытие своей творческой лаборатории.
Реализация проекта
Вступление.
Проект урока представляет собой:
Совершенствование прежднего опыта учителя;
Заимствование и применение в новых условтиях опыта, созданного несколькими, разными по стилю и времени работы педагогами, организаторами рефлексивно – ролевых игр, управленцами;Использование научных разработок ученых (технология развиваюего обучения системы В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина, личностно – ориентированная технология обучения в сотрудничестве, современная технология подготовки и проведения открытого урока М.М. Поташника);
Результат научно обоснованного и методически инструментированного эксперимента.
При проектировании урока в технологии развивающего обучения В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина я использую современную технологию подготовки и проведения открытого урока М.М. Поташника. Важным аспектом своей деятельности считаю реализацию принципа вариативности. При проектировании и проведении урока использую ряд технологипй, позволяющих повысить эффективность образховательного процесса: дебаты, внутригрупповой диалог, мозговой штурм.
При реализации проекта урока педагог обеспечивает достижение конечной цели по средствоам ррешения промежуточных задач.
Анализ урока:
Самоанализ урока.
Анализ урока зам.директором:реализация основной исследовательской цели образователдьного процесса, очевидные «++» и «--».
Самоанализ урока.
Сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм обучения, воспитания, развития оказалось продуктивным. Подбор состава групп по комплексу психолого-педагогичес ких признаков способствовал результативности и творческой успешности. Исследовательская проблема была решена. Был получен личностный результат. Показана динамика формирования сложных метапредметных умений: ставить и решать проблемы, рассуждать, делать выводы на основе сравнения и обобщения.