Тема: Процесс принятия решений в управлении

Процесс принятия решений в управлении

1.Понятие управленческих решений
2.Классификация управленческих решений
3.Требования, предъявляемые к управленческим решениям

1.Понятие управленческих решений

Решение - это выбор альтернатив.
Управленческое решение - это директивный документ, направляющий, организующий и стимулирующий совместную деятельность коллектива.

В управлении организациями принятие решений можно назвать более систематизированным процессом, чем в жизни. В обычной жизненной ситуации человек может принимать решения каждодневно и зачастую без систематического продумывания. Иногда в силу неосознаваемых психологических факторов люди уделяют непропорционально много внимания определенным решениям.
Например, директор завода решает уволить подчиненного, последний может сильно пострадать, теряя работу. Но, если не уволить этого работника, имеющего на своем счету кучу нареканий и взысканий, то может пострадать организация в целом, так как это скажется на работе других сотрудников. Руководителям организаций необходимо взять на вооружение следующий принцип: «не принимать необдуманных решений».

2.Классификация управленческих решений.
Решения группируются по нескольким признакам:
по содержанию - это могут быть решения экономические, политические, организационные;
по уровню управления - это решение мастера участка, директора, министра;
частное решение, касающееся какой-либо подсистемы или ситуации, например, изменение графика работы в каком-либо цехе, ликвидация нарушения в отдельном блоке предприятия;
общие решения - это те, которые затрагивают все предприятие в целом, его производственную и хозяйственную деятельность в целом, например, реконструкция предприятия, реорганизация предприятия, производство новой продукции на заводе;
оперативные решения в них изменяются в основном сроки, отдельные количественные элементы, конкретные исполнители; эти решения принимаются быстро, без дополнительной подготовки (приказ о подготовке предприятия к зиме, о поощрении за проделанную работу лучших работников);
стратегические решения - они носят больше творческий характер, предусматривают не только количественные, но и качественные изменения в структуре производства;
запрограммированные решения - это решения типичные чаще всего для повторяющихся ситуаций, принимаются с соблюдением конкретной последовательности этапов;
запрограммированные решения - это выбор, который приходится делать в новой или неопределенной ситуации или в ситуации с неизвестными факторами воздействия.
К управленческим решениям можно прим
·енить следующие подходы:
- решения, принятые интуитивно;
- решения, основанные на суждении;
- рациональные решения.
Чисто интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что данный выбор правилен. Это такая ситуация, когда руководитель просто делает выбор.
Решения, основанные на суждении - это обычно выбор, который подкреплен накопленным опытом, обусловлен знаниями, практическими навыками. Суждения всегда опираются на опыт, поэтому даже шаблонные приемы принятия решения в той или иной ситуации могут резко измениться.
Рациональные решения - это управленческое решение, не зависящее от прошлого опыта, это результат или процесс нескончаемой последовательности взаимосвязанных шагов, результат объективного анализа, изученного нового материала.

3.Требования, предъявляемые к управленческим решениям.
Каждое управленческое решение, принимаемое в системе управления организацией в соответствии с его назначением, должно отвечать следующим требованиям:
- иметь ясную цель, в противном случае принятие обоснованных рациональных решений невозможно;
- быть обоснованным, то есть содержать количественную, расчетную основу, объединяющую мотив выбора именно данного решения из ряда других возможных;
- быть непротиворечивым, то есть всесторонне согласованным как с внутренними, так и с внешними обстоятельствами, а также с предшествующими и предстоящими решениями;
- иметь сроки исполнения и адресат, то есть иметь ориентацию на конкретных исполнителей и конкретные даты исполнения решений;
- быть правомочным, то есть опираться на требования правовых актов, нормативных документов, указаний и распоряжений руководителя, а также учитывать обязанности и права руководства и подчиненных;
- быть эффективным, то есть наилучшим из возможных в отношении ожидаемого итога к затратам;
- быть конкретным, то есть отвечать на вопросы, как, когда и где действовать;
- быть своевременным, то есть приниматься тогда, когда реализация этого решения еще может привести к поставленной цели;
- обладать достаточной полнотой, краткостью, четкостью, быть понятным исполнителям без каких-либо дополнительных уточнений и разъяснений.









































15