Занятие кружка Функциональное чтение по теме Приемы запоминания


ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ
Занятие 21 «Приёмы запоминания»
Цель: формирование навыков функционального чтения при работе со сплошным текстом
Задачи: совершенствовать умения учащихся анализировать и запоминать текст, применять приемы запоминания на практике
2) развивать речь, коммуникативные навыки, умение оценивать свою учебную деятельность;
3) способствовать поддержанию познавательного интереса к изучению животного мира.
Ход занятия:
1. Вступительное слово.
- Каждый день человек что-то запоминает: информацию, события, явления, лица, имена… Бывает, хочешь запомнить, а не получается, а иногда не хочешь, а запомнишь. Что-то запоминается быстро, а иногда приходится собирать всю свою волю и учить наизусть.
Память- способность мозга сохранять в сознании прошлые впечатления и опыт. Без неё мы не помнили бы прошлое и не представляли будущего .2. Разминка.
- Наше занятие начнём с разминки, которая поможет определить задачу сегодняшнего занятия.
А) «ПРИПОМИНАНИЕ»
- Где мы раньше встречались с этими предметами: сани, красная шляпа, победный кубок (Как в столовую идти - на стенде за стеклом), блины, жёлтый чемодан (из повести Евгения Велтистова «Приключения Электроника»), папка для тетрадей (Е.Ф. показывала недели 2 назад).
Б) «АССОЦИАЦИИ»
Игра « Образные крючки» – запоминание слов при помощи образов.
Образы- картинки: щипцы, берлога, невеста, крокодил, зеркало, шапка.
- Я показываю картинку, называю слово, с которым у меня ассоциируется то, что изображено на ней. Вы запоминаете эти слова-ассоциации. После этого вы должны воспроизвести слова, увидев иллюстрации.
В) «ЦЕПОЧКА»
Камень, воздух, пузырьки, телефон, машина, кактус, часы, заяц, карандаш, снег.
1) Я медленно читаю.
2) Дети записывают слова, которые запомнили.
3) Взаимопроверка. (Отмечают +. Подсчитывают результат.)
4) Коллективная проверка: у кого 10 слов? 9? 8? И т.д.
ВЫВОД: результаты разные. ПОЧЕМУ? (не было внимания, не запомнили)
СЛЕДОВАТЕЛЬНО: надо тренировать внимание и память.
УПРАЖНЕНИЯ на внимание (приводят весь организм в хороший рабочий тонус, настраивают на продуктивную работу).
1 упр.
2 упр.
Тренировку внимания можете продолжать самостоятельно. А сейчас сформулируйте УЗ сегодняшнего занятия.

3. УЗ: приёмы запоминания.
1. – Наше занятие посвящено приёмам запоминания, которые позволят вам быстрее и точнее запоминать информацию.
2. – Короткое отступление: интересно ли вам, что думали люди о памяти раньше?
- Вот некоторые высказывания мыслителей древности, которые так и иначе обращались к вопросам о том, что представляет собой память, в каком месте человеческого тела она расположена, почему у одних людей её больше, а у других меньше?
“Память – это смесь света и тьмы, тепла и холода, и если эту смесь не взбалтывать, то память будет отличная”. Парменид (древнегреческий философ, 6-5 в. до н.э.)
“Запоминание связано с движением крови по организму, а забывание происходит в результате замедления этого движения”. (Аристотель, древнегреческий философ)
“Память – лодка, плывущая по реке против течения. Она движется вперед, пока гребешь, (т.е. пока ты развиваешь свою память). Как только ты перестал грести, тебя тотчас же уносит назад.” Китайская мудрость.
- Конечно, сейчас их размышления кажутся наивными.
3. - Все люди обладают памятью. Человек получает информацию по разным каналам, соответственно и виды памяти тоже различны:
двигательная
образная
эмоциональная
кратковременная
долговременная
смысловая и другие.
- Каждому человеку важно знать особенности своей памяти и использовать её возможности для запоминания материала.
4. Физминутка5. Работа с текстом
1.- Переходим к нашей основной работе. Перед вами текст. Ваша задача - как можно быстрее, точнее запомнить и воспроизвести этот текст.
- Как это лучше сделать? (в группах)
- Какие приёмы запоминания вам известны? (Можно разделить на абзацы, составить план и пересказать, …)
2. Работа в группах.
- Каждый выбирает цветной жетон. Номер карточки соответствует порядку частей, в ней же указан приём запоминания, который вы должны будете использовать.
(1 – схема или рисунок, 2- пересказ, 3 – кластер, 4 – опорные слова)
!!! (Регламент работы: 5 минут – самостоятельная работа, 5 минут – обмен информации Затем будет проверочный тест.)
3. Тест и взаимопроверка. (В, А, Б, А, В, В, Б, Б)
4. Коллективная проверка: у кого 8 правильных ответов? 7? 6? И т.д.
5. - Что ЕЩЁ запомнили о землеройке?
6. Индивидуальные сообщения детей.
- А вот какие способы запоминания использовали знаменитые люди. Слово ребятам.
Авраам Линкольн – американский государственный деятель, 16-ый президент США
1. В детстве Линкольн посещал сельскую школу, пол которой был сделан из расколотых брёвен, а стёклами в окнах служили вырванные из тетрадей и смазанных жиром, листки бумаги. В школе имелся только один экземпляр учебника и учитель читал его вслух, а ученики хором повторяли за ним урок. Стоял постоянный гул, и соседние жители называли эту школу “гудящий улей”. В этом “гудящем улье” Линкольн приобрёл привычку, которая сохранилась у него на всю жизнь: он всегда читал вслух то, что хотел запомнить. Каждое утро, явившись в свою адвокатскую контору, он растягивался на диване и читал вслух газеты.. Линкольн объяснял это так: “Когда я читаю вслух, то смысл воспринимается двумя органами чувств: во- первых, я вижу то, что читаю, во- вторых, я слышу это, и поэтому я лучше запоминаю.
- Чтобы запечатлеть в сознании нужный материал, он пользовался двумя органами чувств. Можете делать тоже самое. Идеальными было бы не только видеть и слышать то, что надо запомнить, но также ощупать это, обнюхать и попробовать на вкус.
Марк Твен – американский писатель (автор романа про Тома Сойера), журналист, общественный деятель.
2.Научившись пользоваться зрительной памятью, Марк Твен мог отказаться от записей, которые долгое время портили его выступления. Вот что он рассказал: 30 лет назад каждый вечер читал наизусть выученную лекцию, и каждый вечер в помощь себе мне приходилось иметь листок с записями, чтобы не сбиться. Это было нечто вроде плана лекции, который помогал мне не пропустить что- либо. Но на бумаге они выглядели похожими друг на друга, они не образовывали картину.» Он знал их наизусть, но никак не мог запомнить их последовательность. Вот тогда ему пришла в голову мысль о картинках! За две минуты он сделал шесть рисунков, и они прекрасно заменили начальные фразы. Он выбросил рисунки, как только они были сделаны, потому что был уверен, что сможет, закрыв глаза, увидеть их перед собой в любое время.
- Т.е. он пользовался образной памятью.

3. У древних американских индейцев существовал обычай – носить с собой пузырьки с благовониями. Присутствуя при каком-то значительном событии, которое им хотелось запомнить до мельчайших подробностей, они вдыхали аромат одного из пузырьков. По прошествии времени, желая воспроизвести в памяти это событие, индейцы, вдыхали аромат, ассоциативно запоминали происходившее.

7. - В память о сегодняшнем уроке я приготовила 10 заповедей МНЕМОЗИНЫ (греческой богини памяти; которую считали матерью девяти МУЗ - покровительниц всех известных в те времена наук и искусств).
Дома внимательно прочитайте и старайтесь применять эти рекомендации на практике.
Чем больше желание, заинтересованности в новых знаниях – тем лучше запомнится.
Приступая к запоминанию, поставьте перед собой цель-запомнить ненадолго, надолго, навсегда.
Разбейте материал на части и найдите в каждой части “ключевую фразу” или “опорный пункт”.
Знайте о таком эффекте: если решение какой – либо задачи прервано, то оно запомнится лучше по сравнению с благополучно решенными задачами.
Лучше два раза прочесть и два раза воспроизвести
Начинайте повторять материал “ по горячим следам”, лучше перед сном и с утра.
Учитывайте “правило края”: обычно лучше запоминается начало и конец информации, а середина “ выпадает”.
Все, что вы учите, старайтесь применять.
Где это возможно, используйте искусственные приемы запоминания: связь с тем, что хорошо запоминается (например: каждый охотник желает знать, где сидит фазан –название цветов солнечного спектра – красный оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Опираться на лучший вид памяти. Если результат плохой, не падайте духом – память поддается тренировке и при желании ее можно улучшить.
7. Рефлексия «Закончи предложение»СЛОВАРЬ:
Валежник – упавшие на землю сучья, ветви, деревья сухие и гниющие.
МНЕМО – с лат. «память»; поэтому Мнемозина - богиня памяти; мнемотехника – система специальных приёмов, служащих для облегчения запоминания (уходит корнями в глубокую древность, насчитывает более 2000 лет).