Роль репертуара в развитии музыканта-исполнителя в музыкальной школе


Кульжанов Жанат Алтаевич
преподаватель по классу домбыра
Детская музыкальная школа им. А.Жубанова
Актюбинская область, Мугалжарский район, г.Кандыагаш
Роль репертуара в развитии музыканта – исполнителя в музыкальной школе.
Задача педагога музыкальной школы состоит в том, чтобы суметь заинтересовать ребенка процессом овладения инструментом, и тогда необходимый для этого труд постепенно станет потребностью. Добиться этого у начинающего заниматся музыкой сложнее, чем в других отраслях искусств, например, в рисовании, танцах, где ребенку легче проявить творческое начало и где он раньше видит конкретные результаты своей работы.
В основе владения инструментом лежит не какой-либо технический приём, а музыкальное сознание (слух) ученика. На первых этапах активность преподавателя играет решающую роль в учебно-воспитательном процессе: он должен систематически давать материал, своего рода пищу для самостоятельной работы обучающегося. От педагога зависит создание той музыкальной базы, на которой будет строиться общемузыкальное воспитание ученика.
С точки зрения психологов все многообразие человеческой деятельности сводится к трем основным видам – игре, учебе и труду. Ведущим из них является тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие психологических функций и способностей. Так, для дошкольников ведущей деятельностью является игра. Именно в процессе игры у ребенка формируется внимание, воображение, управление своим поведением. Если ребенка в 5-6 лет лишить игры и полностью включить в трудовую деятельность, то это может привести к задержке его развития, либо к однобокому развитию.
Для детей школьного возраста ведущей деятельностью становится учеба. Но они по-прежнему много и охотно играют. При поступлении в школу происходит смена ведущего вида деятельности. Игра уступает место учебе. Значит, ребенок, не желающий учиться, сопротивляется и протестует против смены ведущей деятельности. Мы должны понять ребенка, войти в его ситуацию. Понять, почему он не хочет учиться. Потому, что ему трудно, не совсем понятно, недостаточно интересно.
В настоящее время в музыкальную школу стали принимать детей без вступительных экзаменов, организовали подготовительные классы для детей раннего возраста (3-5 лет), из репертуарной программы были извлечены многие произведения, в программу обучения введены новые специализации и т.д. На фоне произошедших нововведений хочется обратить особое внимание на необходимость поиска методических пособий, которые смогут помочь сделать процесс приобщения к музыке и овладения навыками игры на инструменте доступными ребенку с самыми обычными данными. Часто возникает ситуация, когда при общепринятом подходе изучения нотной грамоты, у детей пропадает желание заниматься музыкой.
Как сделать интересными и любимыми занятия на инструменте? Этому могут способствовать то, что будит воображение – музыкальный материал, рисунок, текст песенок, произведения современного репертуара. Большую роль могут сыграть и родители, помогающие ребенку дома.
При выборе репертуара необходимо учитывать не только исполнительские и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности. Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха. Но
проигрывать с ним такие вещи в классе стоит, на концерт же лучше выносить более спокойные. И наоборот: подвижному и возбудимому надо рекомендовать более сдержанные, философские произведения.
Необходимо поддерживать стремление детей играть то или иное произведение, даже не соответствующее уровню их музыкального развития и техническим возможностям. Если ученик хочет сыграть какое-то произведение, значит — оно отвечает его эмоциональному состоянию. Ясно, что такие пьесы не надо прорабатывать в классе и тем более готовить их для концерта. Но предоставить свободу выбора нужно. Высокий репертуарный уровень побуждает к творческим поискам художественных образов. А серый репертуар, не соответствующий уровню интеллекта, снижает стремление заниматься музыкой.
В последнее время возрос интерес к эстрадной, популярной музыке исполняемой на академических и народных инструментах (скрипка, домбыра, кобыз, баян, аккордеон, ансамбли различных составов) под фонограмму. Инструменты раскрылись с новой стороны, о чём свидетельствуют выступления на концертах и телевидений. Это послужило популяризации инструментов. Интерес со стороны детей и родителей объясняется тем, что они приходят в музыкальную школу чтобы играть, как великие артисты. Поэтому по возможности необходимо подбирать интересный репертуар.
  Педагоги  проводят массу времени в поисках  необходимого репертуарного материала: из одного можно использовать пьесу, из другого — два упражнения, в третьем есть подходящая картинка, в четвертом — стихи... Хотелось бы найти музыкальные детские сборники с прекрасными мелодиями, стихами, иллюстрациями, с хорошо читаемыми детскими глазами нотами.    
В воспитании музыканта - будущего исполнителя и педагога, в формировании его творческой индивидуальности и в совершенствовании мастерства решающую роль играет тот репертуар, над которым он работает в процессе обучения. Личность музыканта складывается из взаимосвязанных развивающихся компонентов: художественного вкуса, мышления, эмоционального строя, технического мастерства. И естественно, чем шире круг музыкальных образов, чем разнообразнее стилистические особенности, язык исполненных произведений и, наконец, чем глубже они изучены, тем больше условий для разностороннего развития будущего музыканта.
 ВЫВОД: РЕПЕРТУАР- важнейший фактор в воспитании устойчивого интереса ученика к музыке, что, безусловно, не опаривается никем из педагогов музыкантов.Традиционные требования составления репертуара ориентированы лишь на высокохудожественные, классические образцы музыкальных произведений, что заведомо оказывается за пределами зоны мотивации музыкальных интересов учащихся. Ряд авторов указывают на такие аспекты сохранения мотивации музицирования, как:
Доступность, как  по  содержанию,  так  и  по  средствам  выразительности.
Игра в ансамбле, коллективные занятия.
Общение с учеником на самые различные темы, с целью выявления круга личностных интересов учащихся.
Обеспечение безусловной субъективной успешности работы учащихся.  
   Таким образом, целенаправленная деятельность педагога по составлению личностно-ориентированного репертуара, позволяет обеспечить сохранность мотивации музицирования у учащихся музыкальной школы.
И напротив, подбор репертуара с ориентацией лишь на программные требования по составлению репертуара, может приводить к разрушению мотивационного аспекта музыкальной деятельности учащихся.
Список литературы:
 Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания           младших  школьников. –М.:  Академия, 2001.- 368с.
Крюкова В.В.  Музыкальная  педагогика.- Ростов н/Д.: «Феникс», 2002.- 288с.
Теплов Б.М.  Психология  музыкальных  способностей.- М. 1984.
Божович Л.И.  Изучение  мотивации  поведения  детей  и  подростков.-М., 1972
Баренбойм Л.А.  Путь  к  музицированию. –Л., 1973.