Статья по педагогике на тему: Формирование волевых качеств учащихся


Приз О.Н., Карчевская Н.В.
Стахановский научно-исследовательский институт
горных и образовательных технологий
Луганского государственного университета
имени Владимира Даля
ВОЛЕВАЯ СФЕРА УЧАЩИХСЯ И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В ТРЕНИНГЕ
Целью профессионального образования является подготовка высококвалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, готового к профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, со сформированными профессионально важными качествами. С этой целью целесообразно применять тренинги. Волевые качества учащихся являются одной из основ успеха профессионального образования и профессиональной деятельности. Поэтому возникает необходимость уделять особое внимание формированию волевых качеств личности.
Воля - это сознательное управление человека своими действиями и поступками. Волевую активность характеризует как преднамеренную, свободную. Такая активность человека отличается употреблением волевых усилий. Под волевым усилием И. С. Гликман понимает сознательно осуществляемое усилие над собой, которое является толчком к непосредственному осуществлению какого-либо действия. В наличии волевого усилия человек убеждается, когда необходимо преодолеть значительные трудности [1].
Е.И. Рогов определяя волю, отмечает, что свобода - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков ». На схеме это выглядит следующим образом [2]:
ВОЛЯ
Сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, которые требуют преодоления:
Внешние преграды
Внутренние преграды
- общественные явления;
- природные явления;
- погода;
- противостояния людей и
т.д.
- лень;
- страх;
- болезнь;
- предрассудки;
- недостатки знаний и
умений и т.д.

Рисунок – Определение воли по Е.И. Рогову
Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей, - это, прежде всего, власть над собой, над своими чувствами, действиями. Общеизвестно, что у разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Обыденное сознание фиксирует огромный спектр индивидуальных особенностей воли, различающихся по интенсивности своих проявлений, характеризующихся на одном полюсе как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т.д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, а не умеют сдерживать себя, подавлять мгновенные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.
Подростковый возраст: свойственное этому возрасту половое созревание существенно изменяет (увеличивает) подвижность нервных процессов. Это приводит к определенным изменениям в волевой сфере. У подростков возрастает смелость, но снижается выдержка. Настойчивость может проявляться только в интересной для них работе. Снижается дисциплинированность, усиливается упрямство. В волевых усилиях процессы возбуждения преобладают над торможением. Начинается формирование перехода организации волевой активности от внешней стимуляции к внутренней - самостимуляции.
Воля, определяемая подчинением личных целей интересам коллектива, народа, называется морально воспитанной волей. Она формируется вместе со всеми моральными качествами личности учащегося, в первую очередь с коммунистической идеологией, высоким развитием чувства долга, сознания и совести. Дисциплинированность - волевое качество, благодаря которой человек действует в соответствии с законами, правилами и нормами. В дисциплинированность входят и добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей, и точное выполнение указаний и распоряжений руководителей, определяет странности. «Дисциплина оказывается не тогда, когда человек делает что-нибудь для себя приятное, а тогда, когда человек делает что-нибудь тяжелее, неожиданное, что требует значительного напряжения. Это он делает потому, что убежден в необходимости и полезности этого дела для всего коллектива и для всего советского общества и государства » [3].
Развивая и формируя волевую сферу личности учащегося, надо помнить, что он будет проявлять волю только для достижения значимой для него цели. И только тогда внешние побуждения педагога предоставят действие учащемуся [4].
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Волевые качества учащегося можно развивать, используя инновационные технологии образования. Тренинг один из форм учебно-воспитательного процесса, который, опирается на опыт и знания ее участников, обеспечивает эффективное использование различных педагогических методов за счет создания положительной эмоциональной атмосферы и направляется на получение сформированных навыков и жизненных компетенций.
Тренинг включает упражнения:
«Мои ожидания от тренинга»;
«Моя сила воли»;
«Дайте себе слово»;
«Прикусите себе язык»;
«Замри»;
«Прогулка»;
«Книга»;
«Телевизор»;
«Зарядка»;
«Будильник»;
«Письменный стол»;
«Моя самооценка как специалиста».
Тренинг положительно влияет на повышение самооценки, на осознание потенциала своего "Я", возможности его положительного направления.
Литературные источники
Гликман И.З. Теория и методика воспитания [Текст] / И.3. Гликман. - М: ВЛАДОС, 2003 - с. 176.
Рогов Е.И. Эмоции и воля [Текст]: азбука психологии. - / Е.И. Рогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, в 2001 - 240 с.
Макаренко А.С. Соч., Т. 5. М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.
Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. Рязань, 1979.