Реферат Воспитание морально-волевых качеств у учащихся


Воспитание морально - волевых качеств у обучающихся
общеобразовательной школы через туризм.
А.И.Дегтярев
МКОУ Кривополянская СОШ
Острогожского района
В этой статье я хочу рассмотреть вопрос воспитания морально – волевых качеств у обучающихся общеобразовательной школы через туризм, на примере малокомплектной сельской школы.Детским туризмом я занимаюсь с 1991 года и было исхожено много дорог и тропинок вместе с учениками. Мы исходили много маршрутов и пеших и водных по родному краю, проводили каникулы в туристском лагере, совершали походы первой категории сложности по Северному Кавказу. Занимаясь на уроках физической культуры, ученики не всегда могут, да часто и не хотят проявлять усердие в достижении результатов. Отсутствует мотивация к самоутверждению и желание показывать хороший результат. Объективных и субъективных причин всегда достаточно. А вот совершение походов, особенно серьезных вынуждает показывать все свои умения и навыки и в первую очередь морально - волевые качества. Как показывает опыт, пройдя через это испытание, ребенок меняется, его отношение к занятиям физической культурой становится ответственнее. В чем же основной секрет такой переоценки своего поведения и отношения к занятиям в школе?
Во первых, планируя совершение похода меняются задачи для этих ребят. Во время внеурочных занятий на секции общефизической подготовки (ОФП) разучиваются и совершенствуются дополнительные и специальные упражнения для развития выносливости, движения по пересеченной и горной местности. Преодоления водных и других преград.
Основным условием участия в походе является отказ (на время похода) от вредных привычек. И есть примеры, бросив курить на десять дней, ребята расстаются с сигаретой.
Во вторых, у ребят появляются новые (взрослые) обязанности в группе. Такие как заведующий по хозяйственной части; фото и видео оператор; ответственный за ремонт снаряжения как личного, так и группового; ответственного за костровое снаряжение; ведения дневника похода. Каждый дежурит несколько раз за поход, а это непростое дело, особенно в ненастную погоду.
В третьих сам поход проходит в экстремальных условиях, возможны такие ситуации, где необходимо проявлять морально – волевые качества. Как пример могу привести то, что обычно ждет участника похода в ноябре месяце по Северному Кавказу с протяженностью 100 – 110 километров по горам с высотами до 1000 метров над уровнем моря.
Диапазон температуры воздуха от -5 – 10 градусов до +25, ураганный ветер, дождь, снег, солнечная и жаркая погода. Умывание в горных реках и ручьях, купание в Черном море , скользкие и обледенелые подъемы, крутые и каменистые спуски, преодоление бродов, иногда до 50 раз за день. Вес рюкзака, натертые плечи, ночные «концерты» шакалов и многое другое.
Пройдя через эти испытания, ученик взрослеет, получает физическую и морально – психологическую закалку.
Нельзя забывать и взаимовыручку, без которой просто нельзя, развитие коммуникабельности и получение умений и навыков для взрослой жизни.
Положительные моменты то же воспитывают в ученике хорошие и нужные качества, а за ними мы и идем по родному краю и в горы.
Многие дети первый раз встречаются с другим миром, где есть море, горы, могучие грабовые и буковые леса. Горные ручьи и водопады, Рассвет в горах и закат на море, песни у костра, рука друга помогающая перебраться через препятствие и ночевка в палатке. Встреча с хорошими людьми и красота нашей Родины. Древние и загадочные дольмены и косяки алхатекинцев пасущиеся на Главном Кавказском хребте. Необыкновенно вкусная вода горного ручья и каша, сваренная тобой на костре.
Я осознаю, что ученики сельских школ отличаются от своих сверстников из города многими умениями воспитанными сельским трудом. Отношением к людям, большей ответственностью за порученное дело. Но часто встречая на горных дорогах городские группы, я убеждаюсь, что и они проявляют морально – волевые качества, которые да же и не подозревали у себя находясь в обычных условиях социума.
Интересно наблюдать изменения в детях, как они ведут себя в экстремальных условиях. Часто лидеры в школе, становятся в горах не такими «крутыми», а кто был в «тени» показывают себя только с положительной стороны и на них перекладывается ответственность за благополучие группы. Самоутверждение себя как личности, самоуважение ( я смог!, прошел!, преодолел!) положительно влияет на воспитание в себе морально - волевых качеств и дальнейшем изменяет отношение ученика к учебе, общественной жизни школы.
Важным фактором для ребенка является получение третьего разряда по пешеходному туризму. Не каждый ученик в школе получает взрослый разряд, да и при поступлении в ВУЗ, добавляются баллы в рейтинг абитуриента.
В заключение хочу отметить, что действительно туризм является хорошим дополнением к урокам физической культуры в школе и доступен практически всем обучающимся с 1 по 11 классы.