Доклад ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ



ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

КРАВЧЕНКО С.М.
МБОУ ИЛЬИЧЕВСКАЯ СОШ
«Большое несчастье, когда приёмы учителя отбивают у ребёнка всякую охоту к знаниям, прежде чем он может понять разумные основания, по которым он должен любить их. Первый шаг на пути образования - это привязанность к своему наставнику...»(З. Роттердамский)
Курс изучения английского языка начинается со второго класса. Возраст младших школьников еще не позволяет им самостоятельно решать многие задачи, возникающие в процессе их деятельности (игровой, учебной, трудовой и др.). Поэтому, не смотря на обилие различных методик, учебников, пособий, многие учителя задаются вопросом - как же смотивировать второклассников к изучению английского языка. Следует отметить, что громный выбор красочной литературы с развивающими играми, телевизионные программы, компьютерные игры, с одной стороны, перенасыщают наших детей информацией, а, с другой стороны, призывают наших современных учителей более творчески подходить к, казалось бы, самым простым темам, как например, изучение алфавита и правил чтения, знакомство с новыми лексическими единицами, формирование первых грамматических навыков, навыков работы с текстом и т.д.. При подготовке уроков во 2-3 классе нужно обратить внимание на следующие особенности. Важно, чтобы ребенок 8–9 лет стал на уроке активным участником учебного процесса, а для этого нужно, чтобы каждый ученик был главным действующим лицом на занятии, чувствовал себя свободно и комфортно. Ведь в этом возрасте усваивается лучше тот материал, который вызывает интерес и имеет практическую значимость для учащегося. Ребенок этого возраста живет в особом мире - мире игры, волшебства и сказки.
Из этого, можно сделать вывод - обучение через активные формы и методы работы, игру, сказку, где ребенок является активным участником учебного процесса, чувствует себя комфортно - вот главные способы повышения мотивации обучающихся на начальном этапе обучения.
В ходе своей профессиональной деятельности я нашла для себя наиболее приемлемые приемы, позволяющие сделать процесс овладения английским языком на начальном этапе более увлекательным и эффективным. Представляю свои наработки.
Изучение английского языка во 2 классе начинается с изучения алфавита. К этому времени учащиеся начальной школы уже изучили алфавит родного языка, научились читать и писать. Поэтому при изучении английского языка следует опираться на уже имеющиеся у детей, используя сопоставления и сравнения.
Начнем со сказки.
“В королевстве английского языка живут разные подданные – это и слова, и предложения, и существительные, и глаголы, и точки, и запятые, и, конечно же, буквы.
Вы хотите научиться читать и писать по-английски? Тогда давайте начнем знакомиться с нашими новыми друзьями – буквами английского алфавита. Посмотрите на них: это не просто буквы, а жители королевства английского языка.
Прежде чем мы начнем знакомиться с нашими новыми друзьями, я хочу вам напомнить, что у каждого из нас есть полное и краткое имя. Полное имя, как в свидетельстве о рождении, например, Владимир или Екатерина, а краткое – как нас называют родители или знакомые: Вова, Катя. Также и у английских букв будут полные имена: этим именем буква будет называться только в алфавите, и краткое – так она будет читаться в разных словах. Мы с вами будем учить и полное и краткое имя. А помогать нам будут в этом звуки. Что такое звук? (Ответ учащихся). Правильно: звук мы произносим, а букву – пишем. Но звук еще можно записать так же, как и букву, только в особом домике [ ], это специальный домик-скобка для звука. Ну, а теперь мы готовы к знакомству с первыми буквами!”
Начинать следует с изучения согласных букв. На первых трех уроках вводятся 15 “послушных” букв- согласных. (Например на первом уроке изучаем буквы- B, K, M, P, T- так как их написание схоже с написанием русских букв - на это следует обратить внимание, на следующем уроке X, D, F, J, L и N, Q, S, V, Z ) На уроке каждая буква вводится вместе с транскрипцией, например: B [bi:] – [b]. При этом каждый раз напоминаем, что полное имя буква использует, только в алфавите, а на работе- в слове, ее называют кратко. Например: буква B [bi:] - на работе в слове, читается [b].
При изучении буквы X, что бы легче запомнить, можно сказать, что эту букву очень любят кошки, так как в слове она читается [ks].
При изучении буквы Q рассказ о том, что эта буква - трусишка и никуда не ходит одна, без мамы- буквы U. И вместе они квакают как лягушки [kw].
Один урок отводится на изучение букв C, G и один на изучение букв H, W, R.
При изучении букв C, G - можно воспользоваться следующим рассказом. Эти буквы хуликанки и любят пугать маленьких и беззащитных - I, Y, E. Когда после них стоит одна из этих букв буква C начинает шипеть как змея [s], а буква G произносить непонятный клич- [d3]. Когда же после них становятся другие буквы, они их сами боятся и буква C претворяется больной и старой- [k], а буква G произносит только [g].
H, R, W - эти ребята вообще не любят сознаваться во всех своих проделках и никогда честно не признаются, как их зовут. Вот поэтому в словах они читаются так, что вы никогда не догадаетесь, как их полное имя в алфавите.
H – [h], W– [w]
Третью букву R называют “шпионкой”. Ведь если на нее посмотреть внимательно, то она очень похожа на букву Я из нашего алфавита. Только в нашем алфавите это буква гласная, а в королевстве английского языка буква R – согласная. Она, как шпионка, маскируется: в алфавите называется [a:], а в словах читается как звук [r].
Затем идет изучение английских гласных.
При изучении гласных можно рассазать традиционную сказку про открытые и закрытые домики, но мне пришла в голову другая мысль. Младшие школьники любят чудеса, волшебников и победу добра над злом. Вот, что получилось:
“Жили-были маленькие принцессы- наши английские гласные - Aa, Ee, Ii, Oo, Yy, Uu. Каждая из них любила петь, а что больше всего на свете любят петь гласные - конечно свое имя.
Aa-[ei] - каждое утро она вставала раньше всех и громко приветствовала своих подружек: “Эй! Наступило утро! Пора вставать! Скорее все просыпайтесь и на работу!”
Ee-[i] - эта была тихая и спокойная буковка, она никогда не возражала, всегда соглашалась с буквой своими подружками. Только каждый раз перед тем, как согласится , тихо вздыхала и говорила: “И-и, давайте сделаем так”
Ii и Yy - [ai] - Эти две девчонки были большими проказницами. Они постоянно затевали какие-нибудь игры, поэтому из окон их домика всегда доносились веселые возгласы: “Ай! Ты опять меня обыграла!” или “Wай! Ты снова играешь не честно!”.
Oo - [ou] - много читала. Во время чтения буква О с удовольствием ела свои любимые пончики и скоро сама стала кругленькая, как пончик. Прочитав что-нибудь интересное, она всегда делала себе закладки и говорила: “Оу, про это надо рассказать всем девчонкам!”.
Uu- [ju:] - Ей всегда во всем сопутствовала удача. Чтобы удача никогда ее не покидала, буковка U повесила на крыше своего домика подкову счастья, а этотак похоже на нашу букву U.
Но согласные не умеют петь и стало им завидно - вот они и решили - пусть гласные тоже не поют! Взяли и закрыли их собой теперь гласные не могут петь свое имя, а лишь жалобно плакать…
Aa - теперь произносит только []Ee- теперь произносит только [e]
Ii и Yy - [i]
Oo - [o]
Uu - [^]
Но всегда спокойная и тихая буква Ee решила спасти своих подружек она встала в конце словаи…произошло чудо - гласные снова могут петь свою любимую песенку! Правда сама буква Ее при этом теряет голос и не может ничего произнести. Но она пожертвовала собой ради подруг!”
Закрепление изученных букв
Все уроки должны быть эмоционально насыщены, тогда у учеников возникнет постоянная мотивация к изучению английского языка, и они с нетерпением будут ожидать следующего урока. Поэтому так важно на каждом уроке играть с младшими школьниками. Игра – основная деятельность ребенка. “Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры” (Краткий психологический словарь/под общей ред.А.В.Петровского, М.Я.Ярошевского Для закрепления и повторения букв можно в начале каждого урока играть в игру “Найди мое имя” (на доске учитель заранее пишет буквы и транскрипционные значки, дети должны соединить букву с транскрипцией и прочитать транскрипцию):
D [ti:] [v]
V [di:] [t]
T [ef] [d]
F [vi:] [f]
Игру можно усложнить и ввести 4-м столбике слова знакомой лексики, которые начинаются с данной буквы, например:
H [eit ] [r] white
W [d blju:] [w] rabbit
R [a:] [h] hatИгра “ Найди пару”: учащийся должен найти пару букв – заглавную и маленькую (“маму и дочку” или “папу и сыночка”). Например: S        R        T        B        P        L        K
t        b        s        r        k        p        l Задание можно разнообразить:
раздать подготовленное задание на листочках и провести соревнование “Кто первый”, которое состоит в следующем:
один учащийся работает у доски, а остальные записывают пары у себя в тетрадях в той последовательности, которая на доске: Ss, Rr, Tt ect.;
учащиеся по очереди работают у доски, а потом “Кто быстрее и лучше” записывают у себя в тетрадях;
когда алфавит пройден можно усложнить задание, предложив расставить буквы парами в алфавитном порядке: Bb, Kk, Ll, Pp, Rr, Ss, Tt.
Помимо изучения алфавита и правил чтения на начальном этапе обучения программа предполагает введения лексических единиц, которые закрепляются и отрабатываются в шуточных песенках и диалогах. При знакомстве с новыми лексическими единицами на уроке я всегда стараюсь использовать наглядность, а при изучении песенок и диалогов аудиосопровождение. В этом году мне очень повезло. В кабинете английского языка установлен мультимедийный комплекс, который значительно повлиял на качество преподавания языка и повышение мотивации обучающихся, но в тоже время гораздо больше времени занимает подготовка к уроку. Учащиеся с большим желанием выполняют задания на отработку лексических единиц с использованием мультимедийной доски: соедини картину и слово, исправь ошибки в словах, найди в строке слов лишнее слово, собери слово из представленных букв. Такие задания можно предложить ребятам подготовить самостоятельно. Во время знакомство с лексическими единицами, я записываю слово на доске, при чем предлагаю ребятам продиктовать мне новое слово по буквам. Часто ребята путают буквы b-d, s-c, j-g, i-a и т.д. Причем я записываю ту букву, которую диктует ребенок, ребенок зрительно понимает, что он ошибся, исправляется. Далее мы сравниваем, как слово пишется и как произносится диктором. Я предлагаю ребятам самостоятельно сделать вывод, какие буквы не читаются, какие буквы дают один звук и т.д. Такой метод позволяет систематически повторять и закреплять знания алфавита, формировать у обучающихся первые навыки чтения, аудирования и письма на начальном этапе обучении. Формированию навыков говорения способствует отработка данных лексических единиц в диалогах и песенках. Большое значение для данного этапа эмоциональный настрой урока. Песенки можно сопровождать движениями, диалоги обыгрывать по ролям, создавать свои по примеру предложенных. Ребятам можно предложить примерить на себя роль любимого героя (при этом можно использовать маски), поговорить о семье о любимой еде, что умеет и не умеет делать герой и т.д. Ребята с удовольствием выполняют такие задания. Так же закрепить лексические единицы можно с использованием игр, например, при изучении темы цвета можно поиграть во всем известную с детства игру «Светофор» или «Краски», но только на английском языке.
Во 2-3 классе у ребят формируются первые грамматические навыки. При изучении грамматики, я предлагаю ребятам выступить в роли исследователей и самостоятельно сформулировать правило. Так, например, при изучении множественного числа, на доске слайд картинки - фрукты в единственном и во множественном числе, а под ними соответствующие слова на английском. Я предлагаю ребятам сделать вывод из своих наблюдений, тем самым подвожу их к правилу. В третьем классе ребята знакомятся с первыми временами Present Simple и Present Continuous. Стараюсь, чтобы ребята самостоятельно могли сравнить, объяснить разницу в употреблении и построении предложения.
Повышению мотивации и интереса учащихся к изучению английского зыка способствуют обучающие видио или видиофрагменты уроков. Например, «Английский для начинающих», «уроки Тетушки совы», уроки с Филей и Степашкой», эти видио уроки можно найти в Utubе. Можно использовать видио на начальном этапе урока. Так, например, при изучении темы животные, можно включить видиоролик на 1-2 мин про животных или рекламу мультфильма «Один день из жизни домашних животных» и предложить ребятам отгадать, о чем будет идти речь на уроке и перейти к этапу целеполагания. Использую и видио при изучении текстов для чтения 2 класс «Городская и сельская мыши», «Игрушечный солдатик», «Златовласка и три медведя». Данные видио к учбнику Spotlight тоже можно найти на сайте Utube.
На урок можно «пригласить», персонажа современных мультфильмов: Фиксиков, Свинку Пепу, Барбоскиных и т.д. Которые могут подготовить ребятам интересные задания, кроссворды игры и т.д., можно предложить ребятам научить героя, что-то говорить, общаться по теме урока, научить грамматической категории и т.д.
Со второго класса я формирую у ребят навыки проектной деятельности. На начальном этапе ребята с удовольствием выполняют минипроеты: мое семейное древо, любимая еда, животные, мой дом, моя комната, природа и погода и т.д. Главное, чтобы это было интересно и исполнителям и аудитории при защите проекта. При этом слабые в языковом отношении ученики могут продемонстрировать свои организаторские, творческие или иные способности, поделиться своими увлечениями с другими детьми, найти единомышленников.
На начальном этапе обучения так же большую роль в повышении мотивации и предотвращении утомляемости играет частая смена деятельности на уроке. Так же снять утомляемость помогают физминутки. Физминутки можно проводить под видио запись и в виде тематических игр. Что тоже очень нравится ребятам.
Одним из методов повышения мотивации и интереса учащихся - это привлечение учеников к внеурочной деятельности по предмету, участие в онлайн олимпиадах. Мы являемся активными участниками онлайн олимпиад «Инфоурок» и «Олимпис». Ребята получают дипломы за призовые места, медали и сертификаты.
Большую мотивирующую роль играет чередование разнообразных видов интересной деятельности, разнообразных уроков. В своей практике учителю нужно использовать уроки - общение, уроки-фантазии, уроки-драматизации, уроки поэзии, видеоуроки, уроки -игру, уроки-тесты. У каждого из этих видов уроков своя доминирующая мотивация.
Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.
Как показывает практика, особенно ярко запоминается то, что является нестандартным! Активные методы позволяют разбавить скучные и привычные уроки и сделать их интересными и более познавательными.
Новые современные технологии позволяют подготовить ученика, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, уметь быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов.
И в завершении, уважаемые коллеги, хочу вам пожелать, творческих успехов и чтобы на вопрос «Вы работаете учителем?» вы с гордостью отвечали «Я не работаю учителем. Я учитель по самой своей сути!» Спасибо за внимание!