Навык чтения с листа, его значения и методы развития на начальном этапе обучения

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 10»


Муллер Ю.Я.



Навык чтения
с листа, его значение и методы развития
на начальном этапе обучения





Саратов 2016



I. На проблему чтения с листа существует двоякая точка зрения. Одни утверждают , что умение читать ноты или есть, или его нет. В крайнем случае, приводят знаменитый афоризм Иосифа Гофмана: «Лучший способ научится читать – это как можно больше читать.» Действительно, ни один навык не может быть приобретён без постоянной тренировки. Практика необходима, но практика заменить обучение не может, т.к. её задача закреплять знания в процессе обучения. Но не секрет, что значительная часть учащихся за годы обучения так и не овладевает этим необходимым навыком. Вторая точка зрения состоит в том, что умение читать ноты с листа должно и нужно развивать в той же мере, что и технические и музыкальные данные учеников. Действительно, в отношении развития технических навыков мы не ограничиваемся аналогичным советом: «Играйте больше гамм, упражнений - и научитесь быстро играть», но и предлагаем учащимся различные приёмы и способы развития техники. Эта область хорошо изучена, а вопросы чтения нотного текста почти не изучены. В методической литературе в основном говорится о том, чего нужно достичь и лишь очень скупо о том, как это делать. Педагогам-практикам приходится опираться в основном на собственный опыт и опыт своих коллег. Возможно, что опытный педагог и сам найдёт верный путь для достижения нужной цели, но начинающему или малоопытному педагогу необходима помощь тщательно разработанной методики обучения учащихся умению читать с листа, чтобы последовательно, не тратя лишнего времени, обучать своих учеников данному умению.
Данная работа не претендует на роль методического пособия. Она основана на систематизации некоторых методических рекомендаций, встречающихся в литературе, собственном педагогическом опыте и призвана помочь педагогам, интересующимся данной проблемой.
Умение бегло читать ноты значительно облегчает ученику процесс обучения, создаёт предпосылки к возникновению желания самостоятельно музицировать, тем самым расширяя его музыкальный кругозор и поддерживая интерес к музыке, который не исчезнет после окончания обучения в музыкальной школе.
Можно сравнить процесс обучения музыке с обучением иностранному языку. По современным методикам в дошкольных группах обучение иностранному языку начинают не с грамматики, не с чтения, а с устной речи: детям сообщают наименование окружающих предметов и привычных действий. Они слышат и сами произносят короткие осмысленные фразы. К чтению приступают позже и дают вначале уже хорошо известный по значению и произношению текст. Таким образом, начертание слова, а затем и фразы ассоциируются в сознании ученика со знакомым ему предметом или действием, т.е. обучение чтению строится на понимании значения текста. Аналогию эту нельзя считать полной, но сходство процесса чтения словесного и музыкального текстов очень велико: и при обучении музыке чрезвычайно важно, чтобы слуховые представления предшествовали усвоению нотной записи. Необходимо помнить, что только после накопления учеником определённых слуховых и двигательных навыков, связанных с пением, игрой и подбором песенок по слуху, можно переходить к развитию навыков чтения нотного текста. В любом случае, навыки чтения с листа естественно развиваются на основе приобретаемых в процессе обучения исполнительских навыков.
Прежде чем перейти к конкретным рекомендациям, проанализируем, что включает в себя этот сложный комплекс способностей, называемый навыком чтения с листа. С психологической точки зрения развитый навык игры с листа представляет собой сложную высокоорганизованную систему, основанную на теснейшей взаимосвязи зрения, слуха и моторики, т.е. слияние элементов вижу-слышу-играю. На начальном этапе обучения ученик должен постепенно овладевать связями между отдельными звеньями этого комплекса. Например, сначала отрабатывать связь «слышу-вижу», т.е. знакомые по слуху мелодии показываются ученику в нотной записи. Для налаживания этой связи полезно, чтобы ученик при помощи педагога записал нотами какую-нибудь несложную мелодию, знакомую ему по этапу пения и подбора по слуху. Этим можно заниматься одновременно с обучением нотной грамоте.
При этих записях мы приучаем учащихся к зрительному представлению движения мелодии. Обычно ученикам очень нравится процесс записывания знакомых песенок. Для того чтобы подготовить ученика к такому этапу, очень полезно заниматься с ним устным анализом мелодий, приучая его отвечать на 2 вопроса: куда (вверх или вниз) и как (подряд или через одну ноту) движется мелодия. Причём анализировать надо как на слух (педагог играет, ученик анализирует, затем поёт и подбирает на слух), так и зрительно по нотному тексту. Тем самым, приобретаются первоначальные навыки графического прочтения мелодии. Обучение нотной грамоте после этапа пения и подбора на слух можно сначала ограничить общими правилами, а именно:
1. ноты «идут» подряд, если пишутся по-разному: одна на линеечке, другая между линеечками.
2. Ноты «идут» через одну, если пишутся одинаково: или только на соседних линеечках, или только между линеечками.
У себя в классе мы эти правила закрепляем песенками:



По желанию педагога можно в эти песенки сразу включить ноты на добавочных линейках. Сначала ученик поёт их под аккомпанемент педагога, а потом с удовольствием сам подбирает на слух и играет, постепенно запоминая названия нот. Обычно ученики легко усваивают эти правила и устно «читают» нотный текст, ещё не зная нот. Зная же эти правила, а также написание хотя бы только одной ноты «соль» 1-й октавы, они в силах справиться с записью знакомой мелодии. Эти общие правила универсальны и позволяют безболезненно и ненавязчиво обучать ученика грамоте, причём включая и басовый ключ, используя так называемую 11-ти линейную систему и ориентацию на 3 «палочки-выручалочки»:
Фа-малой – До- первой – Соль-первой




Одновременно с этим закрепляются навыки обратной связи «Вижу- Слышу», когда ученик учится узнавать знакомую песенку по нотной записи. Для этого, анализируя нотную запись, он сначала называет ноты, потом играет одним пальцем, постепенно во время игры узнавая знакомую мелодию. Потом можно усложнить задание, предлагая ученику заполнить недостающие такты, фразы:









Наряду с усвоением комплекса визуального чтения нот, необходимо заниматься развитием специфических навыков, входящих в понятие «навык чтения с листа». Это прежде всего:
А) выработка уверенной ориентировки рук на клавиатуре, не нуждающейся в постоянной поддержке зрением, т.е. умение настолько ощущать клавиатуру, чтобы играть не глядя на клавиши. В книге «Школа чтения с листа» доцент Мюнхенской консерватории В. Кайльман пишет: «Чтобы овладеть техникой чтения нот с листа необходимо разграничить функции глаз и рук. Они должны быть возможно более независимы друг от друга, взгляд следует направлять только на нотный текст, пальцы должны управлять клавишами вслепую. Тогда глазам не придётся нести двойную нагрузку - читать ноты и отыскивать клавиши. Итак, важнейшей предпосылкой чтения нот с листа
является игра вслепую.»
Многие педагоги, даже может быть неосознанно, занимаются развитием этого навыка, когда уже на первых уроках, начиная с момента ознакомления с клавиатурой, учат ученика вслепую находить разные группы чёрных клавиш. Можно находить, не глядя на руки, белые клавиши, окаймляющие группу чёрных. А затем – расположенные между ними. При этом пальцы беззвучно касаются чёрных клавиш, служащих надёжным ориентиром, благодаря тому, что они сгруппированы по 2 и 3. Таким же образом можно находить полутона на белых клавишах – «белую дорогу», одновременно закрепляя это понятие.
Выдающиеся педагоги 18 столетия – Ф. Куперен, Д. Тюрк, Ф.Э. Бах предлагали определённые приёмы, помогающие выработать свободную, независимую от зрения, осязательную ориентировку рук:
1) разучивание и исполнение пьес со скрытой от глаз исполнителя клавиатурой при помощи специальной планки или ткани. У себя в классе я закрываю клавиатуру от глаз ученика обычным сборником нот.
2) исполнение выученных наизусть пьес с закрытыми глазами или в темноте.
Этот приём я часто использую в классной работе, убедившись на опыте, что он помогает ученику, когда тот не успевает сразу следить при игре за двумя руками. Попробовав сыграть, закрыв глаза, какой-нибудь гаммообразный пассаж в одной руке, ученик убеждается, что эта рука «может играть сама». Ему же остаётся контролировать только другую руку. Приём же с закрытой клавиатурой у себя в классе я практикую очень часто, начиная сразу после этапа пения и подбора по слуху, и при чтении с листа, и при закреплении нотной грамоты. Кроме того, можно рекомендовать, как упражнение, играть гамму, выученную в одну октаву non legato, разными штрихами, не глядя на руки. В обязательном порядке со всеми начинающими учениками мы в классе играем в своеобразную игру, которую называем «найди ноту». Я нажимаю любую клавишу в пределах первой октавы, ученик, стоя спиной к клавиатуре, внимательно слушает, интонирует голосом, а затем, повернувшись к инструменту, ищет её на клавиатуре. Сначала я помогаю ему, подсказывая, когда надо искать ноту выше или ниже, но очень скоро он самостоятельно уверенно находит нужную ноту. Сколько бывает радости, когда “попадание” происходит с первого раза! Затем задание усложняется и искать приходится не одну ноту, а целую попевку. Это могут быть восходящие или нисходящие мотивы, короткие попевки, которые как бы перекликаются друг с другом в разных октавах:



Ученик с удовольствием включается в игру с клавишами «попал- не попал» и перестаёт бояться довольно высоко поднимать руки над клавиатурой. Такие игры-упражнения не только помогают выработке уверенной ориентировке рук на клавиатуре, но и развивают слух ученика.
В) Другое специфическое для чтение нот с листа умение – уверенное знание «языка нот», ускоренное восприятие нотной графики, (так называемое относительное чтение) необходимо развивать одновременно с обучением нотной грамоте, после периода пения и подбора по слуху, когда у ученика уже накапливаются определённые слуховые представления. «Относительное чтение» строится на чётком представлении пространственных дистанций между нотными знаками – одна нота (обычно нижняя в интервале или аккорде и первая в горизонтальной последовательности) воспринимаются по абсолютному положению на нотном стане, остальные – по расстоянию между ней и соседними нотами, т.е. относительно. К относительному чтению ученик уже подготовлен, если с ним систематически заниматься устным анализом мелодий ещё в донотный период, если он знает общие правила нотной грамоты. В дальнейшем по мере накопления знаний и усложнения материала необходимо добиваться, чтобы нотные знаки стали для ученика символами осмысленных музыкальных комплексов, типичных мелодических и гармонических оборотов: гамм, арпеджио, интервалов, аккордов. Даже при первоначальных навыках чтения с листа надо обязательно учить ученика (сначала с помощью педагога) охватывать взглядом графическое изображение сочетания нот, а не отдельные нотные знаки, т.е. учить ученика складывать музыкальные «слова». Например, сначала закрепляется у ученика реакция на «слово» из 2-х идущих друг за другом нот, затем из 3-х и т.д. Причём, это надо делать каждой рукой отдельно, а затем чередуя их, включая и басовый ключ, играя разными пальцами и штрихами:








После таких упражнений ученик быстро реагирует на любое поступенное движение или движение через 1 ноту, охватывая взглядом «слово» целиком и привыкая к нему. А на начальном этапе такие движения в разных вариантах являются основными музыкальными «словами». Таким же образом надо вырабатывать у ученика реакцию на вертикальные комплексы – интервалы и аккорды с тем, чтобы он быстро зрительно опознавал их «в лицо» по графическому рисунку. С терциями и квинтами ученика можно знакомить рано, делая упражнения «Шаги» через октаву разными пальцами non lеgato сначала отдельными руками, затем чередуя их:




В дальнейшем закреплять эти навыки надо по «Фортепианной азбуке» Е. Гнесиной. Для изучения секст очень полезен Этюд C-Dur op. 139 К. Черни.
Знакомя ученика с аккордами, необходимо научить его схватывать аккорд как единое целое: рассмотреть, наметить и взять, а не «складывать» его из отдельных звуков. Помимо графического опознания аккорда, надо научить его находить тонику в аккорде, что поможет ему в дальнейшем легко определять тональность. У себя в классе для закрепления данного навыка я пользуюсь специальными карточками, глядя на которые он должен назвать вид аккорда и тонику:



В уверенное знание «языка нот» входит и умение понимать, осмысливать нотную запись, уметь разбираться в так называемом «музыкальном» синтаксисе. Уже с первых уроков необходимо знакомить ученика с тем, что музыкальная речь, как и любая другая, делится на фразы, предложения и т.д. Ученик с удовольствием проставляет «знаки препинания» - запятые и точки.
Вообще, привычку просматривать и анализировать текст, прежде чем приступить к проигрыванию, надо воспитывать у ученика с самых первых уроков. Педагогам хорошо известна склонность многих учеников брать не раздумывая первые звуки, а потом исправлять ошибки. У себя в классе я в обязательном порядке приучаю ученика к устному анализу музыкального текста как при чтении с листа, так и при работе над заданным произведением.
На самых первых уроках это:
анализ движения мелодии;
нахождение тоники;
определение на слух лада.
В дальнейшем, на каждом новом этапе, схема анализа усложняется:
1)анализ фортепианной фактуры;
2) членение музыкальной речи;
3) ритмические сложности;
4) моменты изменение тональности;
5) наличие секвенций и т.д.
Уже на первом году обучения ученик в состоянии сам определить тональность, если он научен находить тонику, может сыграть трезвучие и определить на слух мажор или минор.
Ещё одно необходимое условие умелого чтения с листа – аппликатурная техника, т.е. доведённое до автоматизма умение выбрать аппликатуру, наилучшую в данной игровой ситуации. Хорошо известно, что аппликатура опирается на некие общие закономерности, типовые формулы. Свободное владение этими формулами играет особую роль при игре с листа.
Как отмечает Л.А. Баренбойм в своей книге «Фортепианная педагогика» «.плохое чтение с листа зачастую бывает вызвано тем, что учащийся не представляет себе, как расставить пальцы в нотном тексте и играет первыми «подвернувшимися» пальцами. Поэтому типичная аппликатура основных технических форм – гамм, арпеджио, двойных нот и аккордов – должна войти в плоть и кровь учащегося. В противном случае наступает полная анархия в области аппликатуры». Уже на первом этапе ученику сообщаются элементарные аппликатурные принципы:
подряд ноты – подряд пальцы,
пропускается нота – пропускается палец,
сообщаются позиции и их смена.
Возможны такие аппликатурные упражнения:
1) первоначальные навыки аппликатурных последований их 2-х нот закрепляются по так называемой «формуле Шопена» отдельными руками при изучении штриха legato. Постепенно упражнения усложняются за счёт увеличения мотива до 5 нот.






2) очень полезно при помощи специальных карточек отрабатывать двигательную реакцию ученика на разную форму зрительного сигнала, выбрав определённый мотив их 3-х нот (e- fis- gis). Сначала двигательная программа задаётся цифрами (аппликатурой), затем нотным рисунком:







Постепенно задания надо усложнять за счёт увеличения мелодической ячейки до кварты и квинты, включая в работу прежде не занятые 4 и 5 пальцы:









Мотивы можно изменять во всевозможных мелодических и ритмических вариантах, ставя перед учеником разные задачи. Например, на закрепление отработанной по предыдущим заданиям аппликатуры, подобрав ее самостоятельно:


3)добившись от ученика хорошей аппликатурной реакции каждой рукой отдельно, можно переходить к игре двумя руками.
Сначала это лучше делать на симметричной аппликатуре (противоположное движение), а затем приступать к параллельному движению:










4) реакцию на смену позиции у себя в классе я отрабатываю, закрепляя игрой разными штрихами, сначала с остановками перед новой позицией, а затем с применением подкладывания 1 пальца.
Я убеждена, что «позиционную» аппликатуру в гаммах ученик должен знать также твёрдо, как таблицу умножения, чтобы не задумываясь играть нужной аппликатурой любой гаммообразный пассаж. Развитие основ аппликатурной техники находится в тесной связи как с формированием уверенной ориентировки рук на клавиатуре и даёт наибольший результат, если сочетается с работой по освоению клавиатуры «слепым методом», так и с выработкой ускоренного восприятия нотной графики. Таким образом, можно сказать, что все 3 основные специфические навыка, входящие в понятие «навык чтения с листа» взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Д) Кроме вышеперечисленных умений, для развития навыка с листа особое значение имеет способность предвосхищать текст, умение «забегать глазами вперёд». Можно ли этому учить? Если не учить, то помогать развитию этого навыка надо обязательно, т.к. ученики, особенно начинающие, боятся оторвать взгляд от ноты, которую играют. Очень помогает направить взгляд ученика вперёд указка-карандаш, если водить ею во время игры по тексту, опережаю проигрываемый в данный момент отрывок сначала на 1 ноту, потом на всё увеличивающийся промежуток. Благотворно влияет на развитие навыка чтения с листа слушание музыки с нотами в руках или простое «слежение» глазами по нотам при игре педагога. При этом происходит сцепление слуховых и зрительских восприятий. Постоянно пользуясь этим приёмом, можно добиться развития внутреннего слуха и умения «читать музыку».
III. Направленное развитие навыка чтения с листа необходимо проводить с самых первых уроков до того, как у ученика успеет укорениться вредная привычка разбирать текст по складам. Только систематические и целенаправленные занятия принесут результат. И очень скоро время, потраченное на уроке, начнёт окупаться. Приобретённые навыки сказываются на всей работе ученика: на точности прочтения текста при разборе, на быстроте овладения новыми произведениями, помогают ученику самостоятельно работать, экономят время на уроке, не говоря уже о домашней работе. Эффективность же занятий зависит во многом от того, удастся ли педагогу вызвать у ученика живой интерес к игре по нотам. А ведь это и является одной из основных задач музыкальной школы – воспитать у ученика потребность познавать новое, постоянно музицировать, знакомясь с музыкальной литературой; воспитать «просвещённого любителя», любящего и понимающего музыку, который сможет, что особенно важно, самостоятельно разобрать и исполнить музыкальное произведение.





Список литературы:
1.Баренбойм Л.А. «Путь к музицированию», Л, «Советский. композитор» 1979г.
2.Гнесина Е.Ф. «Методическая записка» к «Фортепианной азбуке». М. Музгиз 1956 г.
3.Фейгин М. «Музыкальный опыт учащихся». Сб. «Вопросы фортепианной педагогики» вып. 3. М. «Музыка» 1971г.
4.Лерман М. «О некоторых задачах обучения будущего пианиста». Сб. «Вопросы фортепианной педагогики» вып. 3 М. 1971 г.
5.Брянская Ф. «Навык игры с листа, его структура и принципы развития». Сб. «Вопросы фортепианной педагогики» вып. 4 М. «Музыка» 1976 г.
6.Сб. «Малыш за роялем» - учебное пособие М. «Советский. композитор» 1986г.




15