Закрепление понятия “средства музыкальной выразительности” на начальном этапе обучения игре на фортепиано.


Тема: Закрепление понятия “средства музыкальной выразительности” на начальном этапе обучения игре на фортепиано.
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).
Вид урока: традиционный.
Цель урока: закрепление понятия “средства музыкальной выразительности” на материале изучаемых произведений.
Задачи урока:
Образовательные
– закрепить изученные теоретические знания (средства музыкальной выразительности: лад, штрихи, динамика, темп, ритм, тембр, мелодия);– продолжить формирование практических навыков (игра штрихами non legato, legato, staccato; работа с динамическими оттенками, тембрами, исполнение произведений в различных темпах).Развивающие
– развивать образное музыкальное мышление, художественное воображение;– развивать творческую активность учащегося через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях, игра в “Звуковое лото”, сочинение пьес на заданный сюжет).
Воспитывающие
– воспитывать эстетический вкус;– воспитывать любовь к музыке;– воспитывать усидчивость и трудолюбие.
Структура урока:
Орг. момент……………………………………………………………….2 мин.Повторение пройденного материала………………………..…………..5 мин.Работа над музыкальным материалом…………………………………20 мин.Игровой момент…………………………………………………...……..8 мин.Итог урока………………………………………………………………...2 мин.Домашнее задание………………………………………………………. 3 мин.Средства обучения: фортепиано, стул, стол, подставка для ног, “Звуковое” лото, схема “Средства музыкальной выразительности”.План урока:
№ Этап урока Приемы и методы Время (мин.)
1. Орг. момент Словестный 2
2. Повторение пройденного материала Словестный, наглядный 5
3. Работа над музыкальным материалом Словестный, наглядный, показа, “направляющий указаний”, “попутных поправок” 20
4. Игровой момент Игровой, словестный, наглядный, показа 8
5. Итог урока Словестный, наглядный 2
6. Домашнее задание Словестный 3
Ход урока:
I. Орг. момент – приветствие, посадка за инструмент.
II. Повторение пройденного материала.
Опираясь на схему №1, повторить с учащимся изученные ранее средства музыкальной выразительности.
Схема №1

III. Работа над музыкальным материалом.
Ученик исполняет выученные ранее пьесы [1]:
Е. Гнесина “Осенняя песенка”;
Ф. Лещинская “Веселый маляр”;
О. Сотникова “Пауки и мухи”.
Далее, учащийся исполняет эти пьесы, изменяя лад, темп, тембр, ритм, динамические оттенки, исполнительские штрихи.После исполнения каждой пьесы преподаватель вместе с учащимся рассуждает над вопросами:
Что происходит с музыкой, если в ней изменить средства музыкальной выразительности (исполнительский штрих, лад, темп штрих, тембр, ритм, динамические оттенки)? Как меняется ее характер?
IV. Игровой момент. Игра “Звуковое лото” [2].
“Звуковое лото” (Приложение № 1) – карточки на которых схематично изображены средства музыкальной выразительности (динамические оттенки, лады, штрихи и т.д.).
Порядок игровых действий:
Педагог исполняет несколько контрастных произведений.
Например:
П. Чайковский “Старинная французская песенка”
Ю. Виноградов “Танец медвежат”
Во время звучания произведений учащийся выкладывает на стол карточки “Звукового лото”, которые, по его мнению, соответствуют данному музыкальному произведению.
Далее происходит проверка и обсуждение итогов игры.
V. Итог урока.
Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ.
VI. Домашнее задание.
Сочинить пьесу, используя следующие средства музыкальной выразительности: мажорный лад, умеренный темп, штрих staccato.
Список литературы:
Сотникова, О. учебное пособие для начинающих пианистов “Я учусь играть”
Шаймухаметова, Л. Н. Учимся по “Букварю” [Текст] : метод. Рекомендации. –Уфа. : Лаборатория музыкальной семантики УГАИ – РИЦ Уфимской гос. акдемии искусств им. Загира Исмагилова, 2005. – 64 с.