Кризис подросткового возраста, который характеризуется повышенной «трудновоспитуемостью».


Кризис подросткового возраста, который характеризуется повышенной «трудновоспитуемостью».
Как известно, многим детям, подросткам свойственны какие-то временные отклонения в поведении. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение определённой части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, сопряжённая с затруднениями, не приносит ожидаемого успеха. Таких детей относят к категории подростков с осложнённым поведением, говоря также о кризисе подросткового возраста, который характеризуется повышенной «трудновоспитуемостью».
Состав подростков с осложнённым поведением далеко неоднороден, и причины этих трудностей неодинаковы. Осложнённое поведение школьников обуславливается тремя основными факторами: педагогической запущенностью, социальной запущенностью, отклонениями в состоянии здоровья.
В одних случаях педагогическая трудность является следствием преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания. В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется «трудный», «неисправимый» ребёнок поведенческими проблемами. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к которым педагог не сумел найти правильного подхода.
Коррекционная и педагогическая работа с детьми и подростками, с нарушениями поведения осуществляется не только мною, как социальным педагогом, а совместно с классными руководителями, психологом, медсестрой, участковым уполномоченным полиции и, конечно же родителями.
Для профилактики и терапии нарушений в поведении, во-первых, необходимо выяснение условий воспитания ребёнка и психологической атмосферы в семье или другой микросреде, в которой он растёт.
Во-вторых, очень важно найти возможность осуществления психотерапевтического воздействия на семью путём специальных повторяющихся бесед, консультаций со всеми членами семьи, направленных на нормализацию внутрисемейных взаимоотношений и устранение ошибок воспитания. Семейному воспитанию принадлежит решающая роль в формировании личности и характера ребёнка.
В-третьих, при необходимости создать условия для рациональной психотерапии ребёнка и подростка, тесно смыкающейся с лечебно-педагогической коррекцией.
Для выбора правильных рекомендаций по изменению психологической атмосферы в семье, в целях направленного влияния на поведение ребёнка, важно исходить из учёта психологических отношений в конкретной семье. Необходимо установить, кто из родителей занимает доминирующее психологическое положение в семье, выяснить характер взаимоотношений родителей между собой, психологическое положение данного ребёнка в семье.