Урок по литературному чтению на тему Антуан де Сент Экзюпери Маленький принц


«МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Йошкар-Олы»
Литературное чтение
Чего не могут взрослые?
(А. де Сент-Экзюпери«Маленький принц»)Учитель: Чернова И.В.
2015 г.
Тема: Чего не могут взрослые? (А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». 1 часть)
Цели:
- осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами;
- понимание смысла заглавия произведения;
- размышления о характере и поступках героя;
- учить задавать вопросы автору.
Ход урока.
Организация класса.
Проверка домашнего задания.
- Вспомните, как называется новый раздел?
- Как вы понимаете название раздела?
- Исполнение стихотворения.
- Назовите главную мысль этого стихотворения. (Вера и надежда помогают совершаться чудесам)
3. Работа с текстом произведения до чтения.
а) Чтение имени автора и заглавия, ответы на вопросы.
- Кто герой произведения?
- Какой он?
- Как вы думаете, это о возрасте или о росте?
- Кто автор? В какой стране он жил?
- Читать будем всё произведение?
б) Рассмотрите иллюстрацию.
- Что видите?
- Как могут быть связаны самолёт и Маленький принц?
в) Прочитайте ключевые слова.
- лётчик, пустыня Сахара
- сломался мотор самолёта
- необыкновенный малыш
- Какие предположения у вас возникли?
4. Рассказ об авторе и презентация.
- Годы жизни 29.06.1900 – 1944, в Лионе, 5 детей в семье.
- После смерти отца живёт в замке бабушки Сен-Морис де Романс.
- С детства две страсти – изобретательство и сочинительство, в 12 лет совершает свой первый полёт.
- 1919 году заканчивает колледж и поступает в Военно-Морское училище, но проваливает экзамены.
- 1921 году записывается в авиационный полк Страсбурга, этот выбор становится любимым делом его жизни.
- 1927году успешно сдаёт экзамены и получает звание гражданского лётчика.
- 1929 году издательский дом Гастона Галлимара публикует его первый роман «Южный почтовый» Критики принимают его тепло.
- 1930 году выходит роман «Ночной полёт». Он получает литературную премию « Фемина». К нему приходит известность.
- Продолжает летать, терпит крушение в Ливийской пустыне.
- 1938-1939 годы работает над романом «Планета людей», ставшим биографичным произведением писателя.
- 1939 году награждён Военным Крестом Французской Республики.
- Мир охвачен войной, фашисты занимают Париж.
- 1943 году в США выходит «Маленький принц». Советский читатель познакомился с книгой в 1959 году на страницах журнала «Москва», перевела Нора Галь.
- Антуан рвался на фронт, он не может сидеть сложа руки. С большим трудом он добивается зачисления в ВВС Франции. Ему разрешают 5 вылетов, он выпрашивает новые задания.
- 31 июля 1944 году состоялся 9 полёт военного разведчика Антуана, но пилот больше не вернулся.
- 1998 году итальянский рыбак нашёл браслет. На нём с трудом удалось прочитать имя французского писателя.
5. Посвящение читает учитель.
- Самостоятельное чтение.
- Найдите фразу, которая заставила вас задуматься.
- Как вы её понимаете?
6. Работа с текстом во время чтения.
а) Чтение 1 части (диалог с автором)
- Девственные леса. Это, какие?
- Вопрос автору. Что же это за картинка?
- Проверка. Вот что увидел герой.
- В.а. Что же это может быть?
- Ответ.
- В.а. Почему им должно быть страшно?
- Проверка. Это был удав.
- В.а. Как интерес к географии и истории связан с профессией лётчика?
- Ответы.
- Проверка.
- В.а. Зачем?
- Ответы.
- Проверка. Я хотел знать правду.
б) Вопросы после чтения.
- От чьего лица ведётся повествование? (От лица героя)
- Что в рисунке мальчика видели взрослые?
- Какой вывод сделал наш герой? (Взрослые никогда ничего не понимают сами)
- Согласны ли вы с ним?
- Кем же стал герой? Где побывал? Чему научился?
- Изменилось ли его мнение о взрослых людях?
- Причисляет ли себя герой сказки к миру взрослых людей, став взрослым? Найдите в тексте подтверждение. (Нет. Он взрослый ребёнок)- Одиноко ли лётчику?
- Автор не называет героя, не даёт ему имен. Почему? ( Есть взрослые, которые в душе остались детьми)
в) Задание в рабочей тетради с.45 №2.
7. Итог.
- Узнали ли мы что-нибудь о Маленьком принце?
- А что узнали из 1 части?
- Почему книга о Маленьком принце начинается с размышления героя о взрослых людях?
- Как это может быть связано с название раздела, который мы читаем? (Чудо – детство, друзья, умение понимать сердцем)
8.Домашнее задание.
- Нарисовать внутри удава любого зверька и дать посмотреть рисунок взрослым.