Тема: Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Открытый урок по литературе в 7 «б» классе
провела учительница русского языка и литературы школы- гимназии № 36
г. Атырау Калиева Жанар Бахытовна

Тема: Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
Цели урока:
1.   познакомить  учащихся с отрывком из книги «Маленький принц»;
2.развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную  и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление;
3.воспитывать у  учащихся чуткое отношение к окружающей нас среде, воспитывать чувство прекрасного.
 ЗАДАЧИ: формирование умения анализировать художественный текст; постигать философию произведения, его нравственную сторону; закрепление знаний о художественных средствах языка

Тип урока: изучение нового материала, Это будет урок-размышление, урок-рассуждение.
Дидактическое обеспечение урока: интерактивная доска, учебное пособие , иллюстрации к сказочной повести, портрет  Антуана де Сент-Экзюпери

   Работа со словами:     приручить, баобаб, выпалывать, разновидность

Оборудование, наглядность:
1) иллюстрации детей на тему: “Каким вы представляете Маленького принца?”, “Розу” (выставка детских рисунков);
2) Портрет А. С – Экзюпери, статья с биографией автора;
3) музыкальная запись “Волшебный полёт” (группа “Спэйс”).
На доске: тема урока, вопросы для беседы, плакаты с эпиграфом к уроку
“Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”.
“Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”.

 ХОД УРОКА

1.Организационный момент.
2.Опрос домашнего задания.
 Вопросы по повести:

-Докажите, что вы прочитали сказочную повесть?
-Расскажите, как Нелей попал в парк.
-Что вы знаете о Посейдоне?
-Дайте характеристику Мери Поппинс. Она строгая или добрая?
-Какое впечатление произвели на вас Джени и Майка
3.Изучение нового материала.

- Обратите внимание на эпиграф к уроку .
Если вы усвоите уроки Маленького принца, то “ И вы увидите: всё станет по-другому...”. Попробуем усвоить эти уроки!

эпиграфом к уроку
“Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь”.
“Люди забыли эту истину, но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил”.

4.Учитель.

Ведь если звёзды зажигают, Значит это кому-нибудь нужно? Значит это необходимо, Чтобы каждый вечер над крышами Загоралась хоть одна звезда?!
   Этот вопрос задавали сотни мудрецов. И Маленький принц задумчиво говорит: “Хотел бы я знать, зачем звёзды светятся”. А вы, ребята, когда последний раз смотрели на звёзды?
   Задумались... сегодня я приглашаю вас к размышлению над самыми важными, философскими вопросами:
- Что значит верная дружба? Для чего живёт человек?
Нашим собеседником будет добрый, мудрый человек - французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери и, конечно, главный герой его повести-сказки загадочный Маленький принц.
Начинаем наш урок. Закройте глаза и улыбнитесь, представив себе самого дорогого человека- маму, папу. Своего самого близкого друга. А теперь откройте глаза и улыбнитесь мне, а я вам. Улыбка располагает к приятному общению.
Мне хотелось бы, чтобы сегодня все приняли участие в нашем уроке общения, не стеснялись высказывать свою точку зрения, свои мысли.
Маленький принц хотел постичь мудрость жизни, он искал друга. С ним мы будем грустить и улыбаться . С ним нас познакомит книга Антуана де Сент-Экзюпери.
Что же это был за человек?
5. Биография автора. Сюрприз на урок – биографию автора рассказывает подготовившийся заранее ученики.
Выступление учеников у доски
6- Кому посвящена сказка “Маленький принц”?
 “Спэйс” - “Волшебный полёт”, на фоне музыки звучит чтение посвящения


Выразительное чтение посвящения.
- Основная мысль посвящения. (Взрослым, чтобы старались лучше понимать детей, детям, чтобы лучше понимали взрослую жизнь
Антуан де Сент-Экзюпери               

МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ

        Прошу детей простить меня за то, что я посвятил эту книжку взрослому. Скажу в оправдание: этот взрослый - мой самый лучший друг. И еще: он понимает все на свете, даже детские книжки. И наконец, он живет во Франции, а там сейчас голодно и холодно. И он очень нуждается в утешении. Если же все это меня не оправдывает, я посвящу свою книжку тому мальчику, каким был когда-то мой взрослый друг. Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит. Итак, я исправляю посвящение:
ЛЕОНУ ВЕРТУ,                 когда он был маленьким      (слид№1) 

       Ведущий. Маленький принц принял решение “путешествовать с перелетными птицами” и посетил разные планеты. Вспомним хозяев некоторых планет, а также тех, кто обитал на планете Маленького принца.

7.Работа в группах. Сообщение о планетах.
1 планета – ПОСЕЩЕНИЕ КОРОЛЯ. Ученики делают вывод: “С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть должна быть разумна”.
2 планета – ПОСЕЩЕНИЕ ЧЕСТОЛЮБЦА. Вывод: “Тщеславные люди глухи ко всему, кроме похвал”.
3 планета – ПОСЕЩЕНИЕ ПЬЯНИЦЫ. Вывод: Каждый человек должен найти силы изменить себя, если это нужно.
4 планета – ПОСЕЩЕНИЕ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА. Вывод: Если человек считает своим главным достоинством то, что он серьезный и деловой, и занят только делом, его жизнь прожита напрасно.
5 планета – ПОСЕЩЕНИЕ ФОНАРЩИКА. Вывод: Нужно быть верным своему слову и думать не только о себе.( слаид№2)


Какими словами он покидает каждую планету?
(Странный это народ, взрослые! – говорил он.) ( слаид №3)
8. КТО ЕСТЬ КТО?
Задание команде №1 (слаид № )
Эта героиня:
обладала, по утверждению Маленького принца, очень “трудным характером”;
“не боялась даже тигров”, но “очень боялась сквозняков”;
“родилась вместе с солнцем” и “была так прекрасна, что дух захватывало”. (Роза.)
Этот герой:
запрещал зевать в своем присутствии;
не терпел непослушания;
имел в своем гардеробе “великолепную горностаевую мантию”, которая “покрывала всю планету”. (Король.)
Этот герой:
жил на “планетке”, которая “оказалась меньше всех”;
честно выполнял условия “уговора”, несмотря на то что из-за этого не имел возможности ни отдохнуть, ни выспаться;
“каждую минуту гасил фонарь и опять его зажигал”. (Фонарщик.)


Задание команде № 2 (Слайды № )
Этот герой:
развеселил Маленького принца, попросив похлопать в ладоши;
был “глух ко всему, кроме похвал”;
утверждал, что он “всех красивее, всех наряднее, всех богаче и всех умней” на своей планете. (Честолюбец.)
Этот герой:
заставил Маленького принца сильно загрустить;
хотел позабыть о том, что ему “совестно”;
предстал перед Маленьким принцем в окружении “полчища бутылок”. (Пьяница.)

Этот герой:
мечтал полюбить шелест колосьев на ветру, хотя не употреблял в пищу хлеб;
советовал Маленькому принцу приходить “в один и тот же час”, “дабы “узнать цену счастью”;
просил, чтобы его приручили. (Лис.)
9. МЫСЛЬ ИЗРЕЧЕННАЯ (слад № )
Ведущий. В сказке-притче Антуана де Сент-Экзюпери содержится немало мудрых суждений, принадлежащих как автору-повествователю, так и различным героям. (Слайд № 30.)
Задание команде № 1 
Вставьте “ключевое” слово в высказывание: “Дети! Берегитесь [кого? чего?]!”. (Баобабов.)
Продолжите фразу: “Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же...” (“... приведи в порядок свою планету”.)
Задание команде № 2 (Слайды № 34 - 36)
Вставьте “ключевое” слово в высказывание: “Зорко одно лишь [что?]. Самого главного глазами не увидишь”. (Сердце.)
Продолжите фразу: “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся. Наверное, затем, чтобы рано или поздно...” (“...каждый мог отыскать свою”.)


10. В МИРЕ ЖИВОТНЫХ ( слаид № )
Ведущий. В произведении действуют и просто упоминаются различные животные, птицы, насекомые. О них-то и пойдет речь в данном конкурсе. (Слайд № 41.)
Видеоряд: 1) удав; 2) крыса; 3) слон; 4) змея; 5) барашек; 6) лис; 7) заяц.
Вопросы команде № 1 (Слайды № )
1. Кого настойчиво просил нарисовать Маленький принц? (Барашка.)
2. Кого умел рисовать автор “снаружи и изнутри”? (Удавов.)
3. Кто утверждал, что “решает все загадки” на земле? (Змея.)
Вопросы команде № 2 (Слайды № )
1. Кого приручил Маленький принц на планете Земля? (Лиса.)
2. “А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил [?] ”. (Слон.)
3. Кого король предложил “время от времени приговаривать к смертной казни”, а потом миловать? (Крыса.)


11.Ответить на вопросы:
- Назовите номер астероида, хозяином которого был “Маленький принц”?
(Астероид “Б-612”)
- Что символизируют баобабы?
(Баобабы - это символ зла, всего плохого и дурного, что мешает человеку жить.)
- Какие чувства появились в душе Маленького принца с появлением на его планете Розы?
(Чувство любви, чувство страдания.)
(Звучит музыка “Валь цветов” П.И. Чайковского из балета “Щелкунчик”)
- Сколько планет посетил Маленький принц? Назовите их.
(6 планет.)
1-я планета - король; 2-я планета - честолюбец; 3-я планета - пьяница; 4-я планета - деловой человек; 5-я планета - фонарщик; 6-я планета - географ.
- Какими словами покидает он каждую планету?
(Странный это народ, взрослые! – говорил он.)
- Конечный пункт путешествия Маленького принца.
(Планета людей, Земля.)


Вспомните, кому принадлежат эти афоризмы:
а) Автору;  б) Маленькому принцу;  в) Лису.
“ Ты всегда в ответе за всех, кого приручил” (в).
“Будь то дом, звезды или пустыня, самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами” (а).
“Вода бывает, нужна и сердцу” (б).
“- Есть такое твердое правило, - сказал мне после Маленький принц.- Встал по утру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету”.
Какой смысл имеет это высказывание:
а) прямой;  б) переносный;  в) или тот и другой?
Правильный ответ (в).
- Кому адресована сказка Сент-Экзюпери “Маленький принц”: детям, взрослым или тем и другим?
(Взрослым и детям.)
- Почему Маленький принц решил, покинуть планету Земля?
(Маленького принца на его астероиде ждала Роза.)
12.Словарная работа
приручить, баобаб, выпалывать, разновидность
13.Пословицы на доске. Какие пословицы вы подобрали бы к этой сказке?
Дружба как стекло: разобьешь-не сложишь.
Один, да дорог, не надобно и сорок.
В тесноте живут люди, а в обиде гибнут.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей
14.Иллюстрации к сказке. Защита учениками своих рисунков.
15.Круг «От сердца к сердцу». (Все встают в круг )
Учитель заранее пишет на листочках пожелания, затем складывает их в шкатулку.– Один из добрых волшебников Вселенной незаметно для вас просмотрел ваши творческие работы. Я хочу вам сказать по большому секрету, что все работы ему очень понравились. Самое важное, как полагает Добрый Волшебник, – каждое творческое произведение исполнено настолько ярко, образно и красиво, что позволяет представить и понять ваш прекрасный внутренний мир.
Добрый Волшебник очень доволен и приятно удивлен. В подарок каждому ребёнку-творцу он подготовил пожелание. Все его волшебные пожелания находятся вот в этой шкатулке. Подойдите, пожалуйста,  к ней. Пусть каждый из вас узнает о том, что вас ожидает в будущем. Уверена, что каждого из вас ждет все самое волшебное, лучшее, красивое. Непременно сбудутся все ваши светлые мечты.
Дети вынимают записки с именами, читают, обмениваются мнениями, благодарят учителя. 

16. Итог урока.
Итак , К какой истине мы пришли , ребята посмотрите:

Истины жизни (таблица)

17.В чем же главная идея сказки?
Чему она должна нас научить?
Эта книга заставила меня иначе взглянуть на каждого из вас. Маленький принц остался каким-то таинственным, загадочным мальчиком для самого Антуана де Сент-Экзюпери. Я тоже имею дело с такими же загадочными, таинственными существами. Мне представляется, что каждый из вас и есть Маленький принц, вы все явились на мою планету Земля со своих крохотных планет. Явились для того, чтобы видеть сердцем. А я, ваша учительница, обязана помочь вам в этом деле. У всех вас свои заботы, каждый из вас в ответе за кого-то, за что-то. Вы осознайте это глубоко, как осознал и почувствовал Маленький принц свой долг перед своей единственной розой.
Мне хотелось бы, чтобы став взрослыми, вы еще раз вернулись к сказке. Она еще многому научит вас. Маленький принц поделится еще многими тайнами.
Вам, кто тоже полюбил Маленького принца, как и мне, это совсем-совсем не все равно: весь мир становится для нас иным оттого, что где-то, в безвестном уголке Вселенной, барашек, которого мы никогда не видели, быть может, съел незнакомую нам Розу.
Вечером взгляните на небо и спросите себя: “Жива ли та Роза или её уже нет? Вдруг барашек съел её”. И вы увидите, всё станет по-другому
Немы уста, и слепы очи И ковыляешь, как в бреду Но только сердцем тёмной ночью Найдёшь заветную звезду.
Л.Я.Зиман

18.Домашнее задание: выписать мудрые мысли сказки, пересказать.

19. Комментирование оценок

Заголовок 2 Заголовок 415