Музейное занятие с учащимися 1-4 классов в школьном музее Чемодан в музее


Музейное занятие : «Музей в чемодане» 1-4 класс
   Цель занятия: 
- познакомить детей с понятием музей.
- развивать логическое мышление, восприятие прошлого.
- воспитывать уважение к нашим предкам, их труду и быту, к народным ценностям , к родной земле, любовь к родному краю, к Отечеству.
Задачи:
Обобщить и конкретизировать знания детей о русском народном костюме.
Развивать творческие способности, вовлекая детей в исполнение речевых игр,  тем самым, доставляя детям радость и удовольствие от занятия.
Оборудование: музейные экспонаты школы, сундук, одежда , компьютер ( фотографии), карточки с заданиями- загадками.
                               Ход занятия
  1.  Организация .
          Объявление темы и цели.
   2. Вступительное слово учителя
          И в старом  красоту находим,
          Хоть новому принадлежим.
          Чем дальше в будущее входим,
          Тем больше прошлым дорожим.
                                               ( Вадим Шафран)
  -Ребята! Мы встретились сегодня в необычном месте. Кто скажет где? (В школьном музее)
  - А, что такое музей?  (Место, где хранятся старые вещи.)
  - Это место, где хранятся старинные вещи, предметы. Чтобы мы с вами могли точно представить себе, что означает это слово музей и что в нём живёт, перенесемся мысленно в то время, когда жили ещё мои бабушки и дедушки.
- В нашем селе Большебыково дом раньше назывался хатой.  Позже она начала состоять из двух комнат:  задней и передней. В передней и находился красный угол (главный) избы. А , что в нем ?  ( Большой красивый сундук) А, как вы думаете для чего предназначался  сундук? ( В нем хранили что-то) Верно.
- В нём хранили всё семейное состояние шали, ткани, холсты, рушники. Но ещё были поменьше сундуков- чемоданы. В основном они как и сундуки были деревянные, позже кожаные, с ручками и замками. Вот один из них.
- Давайте заглянем в бабушкин  чемодан  и узнаем что в нём находится?
А как попали в него рубахи, рушники , панёвы, украшения?   Сколько здесь вещей?
Сообщение учителя.
- Сегодня хочется сказать большое спасибо нашим бабушкам, пробабушкам. Именно они сохранили культурное наследие , бережно сохранили в своих чемоданах дорогие сердцу предметы быта, одежду, украшения.
-Традиционный костюм сохранялся главным образом в деревне; в северных и среднерусских областях поверх холщовой рубахи надевали сарафан (показ на компьютере), в южных- поневу из шерстяной (главным образом клетчатой) ткани расшитой по низу (подолу) разным цветом. Каждый из которых обозначал что- либо. Красный - тепло, праздник. Жёлтый - солнце, богатство. Голубой - небо, молодость. Коричневый, чёрный - земля кормилица.
- Рубахи были двух цветов белые- на каждый день и красные- по праздникам. Они тоже были расшиты по рукавам , на груди.Вся одежда была украшена. (Достаём и рассматриваем.)
- Главным убором были платки особо расписанные ( бешеные, в почки) - для девушек, а для женщин- сорока. Особо украшенная. Когда девушка выходила замуж, то на неё надевали сороку , сопровождался этот обряд специальными свадебными песнями- обигрышами. Она её носила по великим (большим) праздникам. Мы и её храним в музее. Посмотрите как она украшена. Чем? (стеклярусом, вышивкой, парчой и бархатом).Нитями какого цвета вышивали? (красными и золотыми). - В русском костюме особое внимание уделялось головному убору. Это была своеобразная визитная карточка. По нему можно узнать из какой местности владелица, её возраст, социальная принадлежность.
-Что мы узнали сейчас?
-Какие головные уборы носили девушки до замужества? -Какие головные уборы носили замужние женщины?
- Мужской костюм почти повсеместно состоял из рубахи-косоворотки, которую носили навыпуск поверх нешироких штанов, с поясом 
Рубаха – из белого полотна украшена вышивкой, длинная до пят, потом её укоротили. Украшали прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками, ромбами, кругами. (Рассматриваем).
Знаками изображали землю, солнце, воду, птиц, растения, животных (это знаки – обереги, предохраняют человека от разных неприятностей, приносят в дом уют, покой, радость и счастливую жизнь .
-Некоторые приемы отделки народной одежды (вышивка, кружево) используются в современном костюме.
- А это украшения хрёст, галстук и бусы, котрые женщины сами делали и надевали в праздники, тем самым подчёркивая свои умения и богатства. -Верхняя одежда мужчин и женщин — суконный кафтан, зипун; зимой -шуба, полушубок, тулуп.
-Обувью крестьян были преимущественно лапти с онучами, постепенно распространялись кожаные сапоги, зимой — валенки.
   - А, что это такое? Для чего предназначалась эта вещь? Это утюг. Им гладили одежду. А как им гладили , ведь у него нет провода, да и электричества раньше не было.
  - Нагревали на углях. Горящие угольки накладывали через крышку в утюге и раздували для того , чтобы утюг нагревался, а затем гладили. Ими пользовались и ваши прабабушки, а может и бабушки. Я вам предлагаю потрогать его. Отличается от современного?
- А вот следующая вещь. Что это такое ?
   -Это скатерть тоже сделана из такой же ткани . Ими накрывали столы, и сундуки.
-А вот это полотенце- раньше его называли рушник. Может вы видели у своих бабушек.  Ими украшали красный угол. Их вешали на иконы, фотографии, зеркала. Рушники тщательно берегли и передавали их по наследству. Они входили в приданное невесты и свидетельствовали о том какая она мастерица. Полотенца дарились на свадьбе жениху и его родственникам .  
   -Великолепным по исполнению,  и различными по назначению,  были рушники  ( полотенца). Кроме повседневного использования они выполняли и обрядные функции. Их клали на руку куму на крестинах и священнику, подкладывали под голову покойнику, но особенную роль играло оно на свадьбе. Для свадьбы готовили по 20- 30 полотенец. Перед свадьбой гости невесты ехали в дом жениха и развешивали  рушники. Для повседневного использования мать давала дочери 10- 15 полотенец. Иногда к краю полотенца пришивали кружево ( белое- для праздника в доме, чёрное- для траура). Которое тоже плели вручную. Вышивали поленца долгими осенними вечерами довольно часто сопровождая свое рукоделие песнями.  
-Женщины проводили долгие часы за ткацким станком и овладевали всеми видами техники узорного ткачества. (смотрим на мониторе компьютера)
-После работы садились женщины  и начинали из чистого волокна, шерсти животных (овец)  прясть нити. Пряли их на пряхе- вот она, посмотрите.
-У меня в руках ещё один из предметов который использовали. Знаете, как он называется? Это веретено. Это прялка. Девочки учились в раннем возрасте прясть. За прялку садились они с 7 лет. А папы делали им маленькие прялочки. Девочки выходили замуж рано, значит к этому возрасту они  должны были не только научиться прясть, но приготовить себе целый сундук приданного.
     -И все эти вещи  сшиты из натурального волокна. Это холст.
Полотно – сделано из удивительного растения. В нашей деревне это была – конопля.  
  -Льняная  одежда  почти ни чем не отличалась от одежды из конопли. Гораздо позже стали делать одежду из льна.  Лен люди выращивали , а потом превращали  его в одежду. Лен и сегодня интересен. Последние годы она стала модной .
- Сидя за прялкой женщины пели песни, а вы слышали такие песни? (да) (Прослушивание песен.
Все, что вы увидели, это старинные вещи, их осталось совсем немного и они хранятся в музее. Музей - это дом прошлого.    

                             А теперь загадки.  
                                  Русский быт.
Древнерусские загадки разрезаны на карточках- ленточках дети вытягивают зачитывают и отгадывают их.
По сеням и так и сяк, а в избу никак (дверь).
По сеням ходит, а в избу нейдет (дверь).
Ходит без ног, держит без рук; кто идет, тот за порог берет (дверь в избе).
Маленький, удаленький, в кулачке увяз (крюк и петли).
Баран в хлеве, нога в стене (крюк дверной).
Стоит мальчик, скривя пальчик (крюк).
Стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке жучка (изба, печь, зола, уголь).
Зимой все жрет, а летом спит; тело теплое, а крови нет; сесть на него сядешь, а с места тебя не свезет (печь).
Зимой нет теплей, летом нет холодней ( погреб).
Четыре братца под одним шатром стоят (стол).
Сам дубовый, пояс вязовый, нос липовый (бочка, обручи, гвоздь).
Новая посудина вся в дырах (корзина).
Узловат Кузьма, развязать нельзя (цепь).
Два ушка, два рожка, посередине прорость (крестьянский рукомойник).
Встану я рано, пойду к барану, пустой голове (рукомойник).
Висит (весится), болтается, всяк за него хватается (полотенце).
Маленький шарик под лавкой шарит (веник).
Скручен, связан, по избе скачет (веник).
Рога в хлеву, а хвост в руках (ухват).
Кривая собака в печку глядит (кочерга).
Промеж двух морей, по мясным горам, гнутый мостик лежит (коромысло с ведрами).
Два брата купаются, а третий насмехается (ведра и коромысло).
Два братца пошли в воду (в рай) купаться (ведра).
У нас в избушке красны бабушки (т. е. игрушки, ложки
Вижу вы хорошо всё усвоили.
Всяк мастер свою науку
Передавал с годами внуку,
Сохраняясь в каждом роде
Мастерство живет в народе.

Хоть не хочется прощаться,
Но пора нам расставаться.
Занятие наш закрывается
Со всеми оно прощается.
 
До свиданья!