Работа социально-психологической службы по профилактике правонарушений в молодежной среде


Работа социально-психологической службы по профилактике правонарушений в молодежной среде

«Рост преступности несовершеннолетних и молодежи в современном мире — одна из самых актуальных социальных проблем. Не менее значима она и для российского общества, вступившего в период глобальных социо-культурных, экономических и политических перемен, которые привели к изменению ценностных ориентаций в общественном и индивидуальном сознании» 1 Работа по предупреждению асоциальных явлений в молодежной среде включает профилактику наркомании и других видов зависимостей, беспризорности, безнадзорности, правонарушений, экстремизма и национализма. 
«Государство располагает разнообразными средствами реализации политики предупреждения преступности несовершеннолетних. К их числу могут быть отнесены: социальная профилактика, правовое сдерживание, криминологическая профилактика, виктимологическая профилактика, правовое предупреждение и др. 
Достижение желаемого эффекта в профилактике правонарушений и рецидивной преступности, несовершеннолетних возможно лишь при условии привлечения к воспитательной работе с ними педагогов-профессионалов».
Деятельность по профилактике правонарушений среди учащихся Красненской школы проводится во взаимодействии с правоохранительными органами. 
В течение учебного года в школе проводится общая профилактика: ежедневный сбор информации о посещаемости учащихся, установление причин неявки учащихся на занятия классным руководителем, постановка на внутришкольный учет, совместная деятельность с общественными организациями, отслеживание результатов работы: ведение документации. 
Педагогический коллектив строит свою работу на основе анализа сведений, полученных путем анкетирования, индивидуальных и групповых бесед со школьниками. Дети вовлекаются в общественную, культурно-массовую, спортивную работу. Регулярно на педсоветах, совещаниях, Советах профилактики заслушивается вопрос по работе с детьми, склонными к правонарушениям, пропускам уроков без уважительной причины. К серьезному, заинтересованному разговору приглашаются родители учащихся и представители правоохранительных органов. 
В профилактической работе особое внимание в учреждениях молодежной сферы уделяется привлечению подростков и молодежи к занятиям физкультурой и спортом, творчеством, поддержке деятельности детских и молодежных общественных объединений, организации отдыха и занятости подростков в каникулярный период, оказание социально-психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. 
По проблеме профилактики правонарушений в молодежной среде школа ставит перед собой следующие задачи: проведение мероприятий, способствующих духовно-нравственному становлению и развитию детей, проведение мероприятий, стимулирующих развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, проведение мероприятий, направленных на физическое совершенствование несовершеннолетних, пропаганду здорового образа жизни, патриотическое воспитание, решение проблем занятости, профориентации детей и молодежи совместно с центром занятости населения. 
«Не менее важным элементом профилактической работы является организация работы на межведомственной основе с подростками группы риска и детьми, имеющими особые нужды. В условиях роста детской безнадзорности, наркомании и других негативных проявлений чрезвычайно важной является коррекция ассоциального поведения подростков»
На базе нашего образовательного учреждения осуществляется работа по адаптации несовершеннолетних с девиантным поведением, оказывается психологическая помощь подросткам и членам их семей. Психолог, совместно с наркологом и социальными работниками ОСЗН проводят консультации, тренинги, семинары, «круглые столы», видеолектории. 
Индивидуальное и семейное консультирование для подростков и родителей, проведение анализа сложных жизненных ситуаций, поручение ответственных дел помогают несовершеннолетним быстрее и эффективнее справляться с трудностями и проблемами во взаимоотношениях со сверстниками, родителями, адаптироваться к трудностям повседневной жизни. 
В системе профилактики безнадзорности и правонарушений значительную роль играет формирование здорового образа жизни. В школе проводятся социальные акции, Дни здоровья, конкурсы рисунков и плакатов, рекламных роликов и газет, семинары-совещания с педагогами-организаторами учреждений молодежной сферы, беседы, видеолектории, реализуются профилактические программы. В классах проходят лекции, беседы, «круглые столы» с участием представителей правоохранительных органов, психолога, нарколога, тренинги, психологические игры. В вечернее время работают спортивные секции, тренажерный зал, проводятся спортивные соревнования, турниры, игры, «веселые старты». Учащиеся школы принимают активное участие в районных соревнованиях по футболу, волейболу, русской лапте, настольному теннису. 
С целью профилактики правонарушений, в том числе касающихся потребления психоактивных веществ, среди учащихся были проведены лекции и беседы с привлечением участкового инспектора, инспектора ГИББДД. Проводится систематическая работа по привлечению учащихся школы в кружки и секции. 
В каникулярный период учреждением образования осуществляется организация летнего отдыха и занятости детей и подростков, особое внимание уделяется обеспечению качественного уровня всех форм организованного отдыха, привлечению к профильным программам и на временные рабочие места подростков, находящихся в «группе риска». По решению проблем занятости, профориентации детей и молодежи социально-психологическая служба учреждения проводит совместную работу с центром занятости населения. Сфера применения труда подростков максимально расширена. Огромное значение в профилактике правонарушений среди молодежи имеет патриотическое воспитание. В школе проводятся проходят различные патриотические праздники и акции , ведется работа по военному краеведению. 
Изучение личности подростка, склонного к правонарушениям, проводится с использованием карты личности школьника. "Карта личности школьника" заполняется классным руководителем, социальным педагогом, психологом, школьной медсестрой. Оценка предложенных качеств личности и условий ближайшего окружения происходит на основе наблюдений за школьником, изучения его взаимоотношений со сверстниками, друзьями, учителями, родителями, а так же в результате бесед и сбора независимых характеристик, которые даются учащемуся его друзьями, товарищами по классу, педагогами и другими взрослыми. На основании заполненных карт организуются группы детей и их родителей, с которыми необходимо проводить профилактическую работу, и группы, требующие коррекционной работы, а так же выделяются дети, нуждающиеся в индивидуальной профилактической и коррекционной работе. 
«Положительно зарекомендовала себя практика назначения шефов, наставников и общественных воспитателей для проведения индивидуальной систематической профилактической работы с трудновоспитуемыми учащимися из числа правонарушителей»1 Таким образом, социально-психологическая деятельность школы по профилактике правонарушений подростков позволяет обеспечивать систематическую и эффективную профилактику правонарушений в молодежной среде и является четко выраженной тенденцией устойчивого развития этой деятельности в новых социально-экономических условиях. Список используемой литературы. 
Баженов В. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями. - М, 1994. 
Овчарова Р. В. Справочная книга для социального педагога. - М: ТЦ «Сфера», 2001. 
Протасова И. Деятельность социального педагога по профилактике делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения // Социальная педагогика, №3, 2008. 
Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков: Интегративная социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования и общеобразовательной школы // Под. Ред. А. Б. Фоминой. - М: Педагогическое сообщество России, 2003. 
Тагирова Г. С. Психолого-педагогическая коррекционная работа с трудными подростками. – М, 2005.