Урок по самопознанию Дружба мальчиков и девочек.

Дружба мальчиков и девочек.
Цели: Способствовать развитию дружеских взаимоотношений между мальчиками и девочками. Расширение представлений учащихся о значении слов и понятий «мужской характер», «обаяние»;
Развитие нравственных качеств, которые особо ценятся в мальчиках и девочках;
Воспитание положительного отношения к лицам противоположенного пола.
Ресурсы:
Ход урока.

Этапы урока
Содержание урока
Примечание
Время

I Организационный момент






Письмо























II Новая тема


Круг радости







III Повторение





Беседа

















Инсценировка















Работа в группах




























Разминка



Цитата урока





Чтение





















































Просмотр фильма









Размышление над ситуацией.


























Творческое задание




























IV Закрепление



























V Итог урока


Круг «От сердца к сердцу»



Проверка готовности к уроку
Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво, Тихо сели, спинки прямо. Все с улыбочкой вздохнем И наш урок начнем.

В дверь стучит почтальон и говорит, что принес письмо для 5 класса.
Учитель открывает письмо и зачитывает его.
Содержание письма.
Здравствуйте дорогие ребята. Пишет Вам ваша сверстница Айжан. Я хочу с вами посоветоваться. У меня нет друзей. С кем лучше дружить? С мальчишками или девчонками? Возможна ли дружба между мальчиками и девочками? Какие мальчики по характеру, а какие девочки? Помогите мне, пожалуйста ответить на эти вопросы, и вышлите ответ. Буду очень ждать!

Ребята поможем Айжан?
На какие вопросы нам нужно найти ответы?
С кем лучше дружить? С мальчишками или девчонками?
Возможна ли дружба между мальчиками и девочками?
Какие мальчики по характеру, а какие девочки?


Дружба мальчиков и девочек.
Цели урока

Посмотрите, на нашем полу выросли ромашки, потому что они являются символом дружбы и хорошего настроения. Возьмите себе по одной ромашке. Сегодня на уроке эти цветы вам будут помогать. Давайте споем с вами песенку.
Исполнение песни «Дружба – это не работа»

Проверка домашнего задания. Дома вам необходимо было найти пословицы про дружбу, назовите их пожалуйста!
Дети называют пословицы и объясняют их смысл.

Сегодня на урок к нам пришли не только гости учителя, но и еще один человек, это журналист «Почемучка?»
Журналист задает детям вопросы беседы:
Бывает ли настоящая дружба, между мальчиками и девочками?
А кто красивее, мальчики или девочки?
А кто сильнее?
А кто быстрее?
За что мальчики уважают девочек?
За что девочки уважают мальчиков?
Существует ли взаимопонимание между мальчиками и девочками вашего класса?
А ты как думаешь?


Давайте посмотрим с вами ситуацию из жизни, которую нам подготовили девочки Лида и Ира.
Вопросы для анализа:
Можно ли согласиться с мнением Лиды о мальчиках?
Согласны ли вы с мнением Иры?
Вывод: добрые взаимоотношения между людьми во многом зависят от того, насколько они правильно понимают друг друга, умеют чувствовать и понимать эмоциональное состояние, стремления и желания. Необходимо подстраиваться под обстоятельства и пытаться найти оправдание грубости.

Задание по карточкам.
Для девочек: Как вы думаете, какими качествами обладает обаятельная девочка? В чем ценность обаяния?
Для мальчиков: Что такое мужской характер? Какие качества характеризуют мужской характер? В чем ценность мужского характера?
Каждой группе выдаются карточки с перечисленными нравственными качествами и ценностями: ВЕРНОСТЬ, ВОЛЯ, СМЕЛОСТЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ, СКРОМНОСТЬ, ТЕРПИМОСТЬ, СПОСОБНООСТЬ К СОЧУВСТВИЮ, СИЛА ХАРАКТЕРА, УСТУПЧИВОСТЬ, УМ, ЧУТКОСТЬ, ТРУДОЛЮБИЕ, ЧЕСТНОСТЬ, ГОРДОСТЬ, ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ, ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ, ЗАБТЛИВОСТЬ, ЧУВСТВО ЮМОРА, ДОВЕРЧИВОСТЬ, НАСТОЙЧИВОСТЬ, ДОБРОТА, НАДЕЖНОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ОБАЯНИЕ, ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ, НЕЖНОСТЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ПОРЯДОЧНОСТЬ.
Важно стремиться воспитывать в себе характер и развивать качества, которые особо ценятся в мальчиках и девочках.

Девочки встают напротив мальчиков и исполняют песню «Из чего же, из чего же», показывая движения.

«Дружба – самое необходимое для жизни, так как никто не пожелает себе жизни без друзей, даже если б они имели все остальные блага»
Аристотель

У С. Михалкова, есть стихотворение «Мальчик с девочкой дружил».

Мальчик с девочкой дружил,
Мальчик дружбой дорожил.
Как товарищ, как знакомый,
Как приятель, он не раз
Провожал ее до дома,
До калитки в поздний час.
Очень часто с нею вместе
Он ходил на стадион.
И о ней как о невесте
Никогда не думал он.
Но родители-мещане
Говорили так про них:
«Поглядите! К нашей Тане
Стал захаживать жених!
Отворяют дверь соседи,
Улыбаются: «Привет!
Если ты за Таней, Федя,
То невесты дома нет.
Стоит вместе появиться,
За спиной уже: «Хи-хи!
Иванов решил жениться,
Записался в женихи!»
Мальчик с девочкой дружил,
Мальчик дружбой дорожил.
И не думал он влюбляться,
И не знал он до сих пор,
Что он будет называться
Глупым словом: «Ухажер!»
Чистой, честной и открытой
Дружба мальчика была.
А теперь она забыта!
Что с ней стало? Умерла!
Умерла от плоских шуток,
Злых насмешек, шепотков,
От мещанских прибауток
Дураков и пошляков.
Понравилось ли вам стихотворение? А о чем оно?
Вам понравились отношения мальчика и девочки?
Что чувствовал мальчик, когда за спиной слышал насмешки? А девочка?
Как бы вы поступили на месте мальчика, девочки?
Вы согласны с автором, что между мальчиком и девочкой может быть настоящая дружба?
Расскажите, если это не секрет, о дружбе мальчиков и девочек в вашем классе.

Просмотр мультфильма «Цветик семицветик»
Понравилась вам сказка? Чем именно?
Какие чувства вы испытывали, когда смотрели эту сказку?
А с кем девочка хотела подружиться?
Почему с ней не хотели играть мальчики?
Кто стал ее другом, и почему?
Какой вывод можно сделать?

Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как сидим мы. Мальчика звали Вовой, а девочку Аней. Аня росла болезненным ребенком, а Вова рос сильным и здоровым мальчуганом. Аня часто хворала, и Вове приходилось часто помогать ей учить уроки. Однажды Аня поранила гвоздем ногу. Да так поранила, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришел к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на саночках». Аня обрадовалась, но запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Это будет очень смешно! Над нами будет хохотать вся школа. » Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут! » С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. К весне Аня поправилась и смогла со всеми ребятами перейти в следующий класс.
Скажите были ли Аня и Вова настоящими друзьями?
Почему сначала ребята смеялись над ними, а потом стали помогать?

Творческое задание. У вас на столах лежат цветики –семицветики. И карточки с поступками. Вам необходимо отобрать только хорошие поступки, которые описывают настоящую дружбу мальчиков и девочек.
Наклейте их на лепестки и объясните свой выбор.
В лицо говорит одно, а за спиной другое.
Всегда придет на помощь.
Отдаст последний кусочек хлеба.
Будет драться за место за партой.
Если болеешь, будет звонить и навещать тебя.
Если тебя кто-то бьет, будет стоять в стороне.
Если тебя кто-то бьет, всегда будет защищать  тебя.
Если вы пошли в кино, и остался последний билет, всегда уступит место.
Если ты получил хорошую оценку, будет радоваться вместе с тобой.
Если ты получил хорошую оценку, будет завидовать
Если у тебя какая-то неприятность, будет радоваться

Дружеские и доверительные отношения между мальчиками и девочками способствуют взаимопониманию в классе. Важно стараться быть таким, чтобы рядом с вами хотелось становиться лучше, чтобы вас уважали, доверяли и помогали вам.

А сейчас ребята, нам необходимо написать письмо Айжа, отвечая на вопросы:
С кем лучше дружить? С мальчишками или девчонками?
Возможна ли дружба между мальчиками и девочками?
Какие мальчики по характеру, а какие девочки?

Необходимо поддерживать дружеские отношения и с мальчиками, и с девочками. Дружба между мальчиками и девочками возможна и должна быть, так как каждый должен помогать друг другу, а так же относится с пониманием и уважением. Мальчики сильные по характеру, они смелые, решительные, надежные, чуткие и порядочные. Девочки более нежные, обаятельные, отзывчивые, добрые. Мы тебе посоветуем завести много друзей, среди которых будут и мальчики и девочки.

Учитель подводит итог урока.


Песня «Настоящий друг».
Учитель благодарит детей за урок.

Дети стоят за партами. Учитель читает стих.





Учитель читает письмо.





















Рассказ учителя

Дети встают в круг. Поют песню





Дети рассказывают пословицы



Выступление ученика
















Выступают 2 ученицы














Работа в группах



























Дети встают из-за парт


Совместное обсуждение цитаты



Учитель читает стих. Совместное обсуждение


















































Дети смотрят мультфильм, обсуждают его.






Учитель зачитывает ситуацию

























Готовые карточки и цветы. Клеят и поясняют.


























Дети пишут ответ, несколько ребят зачитывают ответы.






















Рассказ учителя.

Дети встают в круг.


1 мин.








3 мин.























1 мин.


3 мин.







4 мин.





5 мин.

















3 мин.















5 мин.




























3 мин.



2 мин.





3 мин.





















































3 мин.





































2 мин.





























3 мин.



























1 мин.


2 мин.