План-конспект открытого занятия по литературному краеведению Маленький человек и его немаленькая роль в истории, судьбах России (среднее звено)

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Станция юных туристов» г. Ульяновска

Объединение: «Литературное краеведение».

Педагог дополнительного образования: В.А. Романова.

Группа 2 года обучения.

Тема занятия: «Маленький человек и его немаленькая роль в истории, судьбах России».

Место проведения занятия: «Станция юных туристов».

Триединая дидактическая цель:
Обучающая: В теме самого занятия заложена неповторимая философско-патриотическая идея памяти – глубинного источника человеческих чувств.
Развивающая: Развивать убеждение, возрождать милосердие, все истинно человеческое, то, мимо чего нельзя пройти.
Воспитательная: Крайне необходимо, чтобы не черствели наши души, чтобы порядочность и чистые нравственные начала стали нормой в нашем «больном» обществе.

Тип занятия: занятие совершенствования и закрепления знаний.

Организационная форма проведения занятия: устный журнал (историко-биографический экскурс, презентация, литературно-музыкальная композиция).

Основные методы:
1. Значение темы и цели занятия. План занятия.
2. Организация деятельности обучающихся по использованию имеющихся знаний. Дополнительное изучение источников, наблюдения.
3. Выявление степени понимания детьми материала, уточнение отдельных положений и выводов усвоенных знаний.
Объяснение и самостоятельная работа с использованием наглядных пособий, упражнения (репродуктивный, частично-поисковый, с элементами исследований).
Обсуждение, объяснение, дискуссия (информационный, репродуктивный).
Объяснение.
Планирование структуры и содержания учебного занятия:
1. Вступление: Начинается с традиции России, про березы, о вечной памяти. Затем чтение отрывка стихотворения о Великой Отечественной войне. Потом воспоминания нашего земляка Н. Мартынова.
2. Основная часть: Исторические, биографические данные и литературно-художественные зарисовки.
- «Войны оставили след на земле и в сердцах людей». Вступительное слово. Чтение стихотворения. Воспоминание Т.А. Громовой. (Весь материал сопровождается музыкой Свиридова и фоном служат видеосюжеты (памятник Победы в Ульяновске, фотографии военных лет, госпиталь).
- « 22 июня 1941 года – эта дата никогда не изгладиться из памяти народной». Вступление. Стихотворение И.Эренбурга «1941 год».
- «Провожали меня на войну». Стихотворение Ф. Сухова «Провожали меня на войну». (Проигрыш песни «Огонек»).
- «Каждого бойца все четыре года войны ждала мать, жена, невеста». Вступление. Воспоминания А.В. Радольчука «Ульяновск моего детства». Отрывок из статьи «Голоса прошлого» журнал «Мономах».
- «Кто не испытывал душевной тяжести в своей юности, тот не понимает, что такое Родина и сама жизнь». Вступление. Зачитывание письма неизвестного солдата адресованного своей дочери Тане. Воспоминания Н. Прохоровой.
- «В год семьи мы задумали дело, как традиции чтятся узнать?». Вступление. Стихотворение С. Зверевой «9 мая 2008 года».
-«Деревня в годы войны». Воспоминания прадедушки И.Ф. Чистова. Слова М. Пришвина. Судьба рядового В. Гусева. Песня «Ах, война, что ты сделала подлая!» Воспоминание прабабушки М .Гулиной. Воспоминания Н.В. Грушина. Отрывок из рассказа «Стоит жить».
- «Жизнь горожан во время войны». Историческая справка. Биографический очерк о Валюше Дехтярь. Воспоминания мальчика о лихих годах.
- «Менталитет народа – составная часть народной культуры». Вступление. И.А. Ильин. С.Н. Булгаков. Ф. Тютчев. Историческая справка. В.О. Ключевский.
Воспоминания В. Чекашина.
-«Отец на фронте. Четверых кормила и растила мать». Вступление. Чтение стихотворения В. Ефимова «Военное детство». Воспоминания ульяновца о детве. Историческая справка.
- «Возделывая землю. Рождая детей. Человек мечтает о мире и желает его себе и детям». Вступление. Воспоминания Нины Воробьевой. Воспоминания Аркадия Троепольского. Воспоминания о праправнуке А.С. Пушкина Саше Мазине. Воспоминания Г. Сорокиной. Стихотворение «Я хочу, чтоб все смеялись...». Стихотворение «Но в час когда последняя граната...». «Деды и прадеды оставили нам веру, но она без дел мертва...»
3. Заключительная часть. Стихотворение А. Сафронова «Мы победили». Заключительные слова. Песня «Бухенвальдский набат».



Этапы учебного занятия
Деятельность
Планируемый результат



педагога
обучающихся


1
Вступление
Вступительное слово
Чтение стихотворения.
Рассказ о воспоминаниях

Эмоционально подготовить детей к теме занятия.

2.
Основная часть
Музыкальные композиции.
Видеоматериал.
Фотоматериал.
Историческая справка.
Биографический экскурс.
Литературные зарисовки.
Окунуться в прошлое.
Размышления о роли «маленького человека».
Возродить милосердие в сердцах обучающихся, чувство сопереживания.

3.
Заключение
Заключительные слова.
Музыкальная композиция.
Подведения итога.
Стихотворения.
Обсуждение.
Свои впечатления.
По итогу занятия, чтобы у дети понимали то, что порядочность и чистые нравственные начала должны стали нормой в нашем «больном» обществе