Разработка занятия по теме: «Социальные роли в команде».


Разработка
занятия по теме: «Социальные роли в команде».
Цель: Определение своей социальной роли для повышения эффективности командной работы.
Задачи:
Знакомство с навыками командного взаимодействия.
Повышение эффективности работы в команде через работу в социальных ролях.
Получение результата эффективной работы команды.
Оборудование: стулья, мультимедиа (проектор, экран).
Новые термины: Социальные роли, генератор идей,  исследователь ресурсов, координатор, организатор, контролер, игрок команды, исполнитель, специалистУчастники: 12 обучающихся 7-8 классов.
Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Львовна, я педагог-организатор Красноселькупского центра дополнительного образования детей.
Я предлагаю всем вам представиться. Мы все встанем в круг и каждый из вас должен выйти в круг, назвать свое имя и выполнить любое движение. Повторяться нельзя.
(выполняется игра)
- Хорошо! Мы знаем имена друг друга, но прежде чем приступить к работе, я предлагаю всем поздороваться. Но не просто, а выполняя определенные действия. Пока я считаю до 5 вы должны успеть поздороваться со всеми ребятами. (предлагается насколько вариантов приветствия: руками, локтями, ногами, и т.д.)
-Теперь, мы знакомы.
- Предлагаю поиграть в интеллектуальную игру, а для этого давайте разделимся на две команды. У меня есть коробочка с геометрическими фигурами (треугольники и квадраты по 6 шт.). Каждый из вас должен выбрать любую фигуру. А теперь, предлагаю вам разделиться на две команды по 6 человек: по правую руку – квадраты, по левую - треугольники. (дети рассаживаются согласно выбранных фигур)
- Целью нашей игры является определение своей личной социальной роли в той команде, в которой вы будете работать, используя навыки командного взаимодействия. А теперь, я объясню вам , что такое
социальные роли – это командные роли, которые определяют, как каждый конкретный член команды влияет на процесс выполнения задания.
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ:
Реализатор – воплощает идеи в практические дела.
Контролер – доводит дело до конца, избавляет команду от ошибок - инспектор.
Ведущий – распределяет задачи. Не давит на мнение команды. Социальный лидер.
Аналитик – оценивает предложенные идеи, выбирает лучшую.
Генератор идей  - выдвигает новые идеи, умеет решать нестандартные проблемы.
Гармонизатор – сглаживает конфликты, разряжает обстановку.
- Сейчас я раздам вам карточки с заданием для каждой команды и с перечислением социальных ролей и их описанием.
Перед каждой командой встанет определенная задача. Решая ее, вы должны правильно распределить социальные роли в своей команде, выбрать те, которые подходят вашим партнерам по их возможностям. В соответствии выбранных ролей и будет строиться ваша работа. На распределение ролей вам дается 5 мин. , остальные 7 минут на выполнение задания. По окончании, команды демонстрируют выполненное задание. На защиту каждой команде дается 5 мин.
Задания:
«Воздушный замок»
«Команде необходимо построить из бумаги «башню». Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня может быть любой конструкции, но не ниже одного метра в высоту.
«Мост»«Команде необходимо построить из бумаги «мост». Ничего кроме бумаги и двух стульев использовать нельзя. Расстояние между стульями не менее одного метра. «Мост» может быть любой конструкции.
- Нельзя использовать дополнительные предметы.
Прошу команды приступить к работе.
Выполнение задания в командах.
- Время истекло, и я прошу первую команду показать выполненное задание. Но прежде – представьте всех участников команды в их социальных ролях, т.е. кто какую роль занимал во время выполнения задания.
Вопросы для обсуждения:
Почему так распределились роли?
Кто был инициатором распределения ролей?
Все ли роли использовали? Если нет, почему?
Работа по ролям вам помогла или мешала? Почему?
Подведение итогов занятия:
- давайте подведем итог игры:
С какими социальными ролями мы познакомились работая в команде?
Что влияет на успешность действия команды?
Где вы будете применять полученные знания?
Какое настроение у вас, участников?
- Вы все молодцы! Поэтому я предлагаю всех вознаградить. Я буду называть участников, а вы дарить свои аплодисменты. (перечисляются социальные роли, называя каждую все аплодируют) А теперь аплодируем всем (аплодисменты)
Заключение:
Знания, полученные вами в ходе сегодняшней игры, помогут вам в эффективности командной работы в вашем классе.
Приложение 1
Карточка с заданием:
«Воздушный замок»
«Команде необходимо построить из бумаги «башню». Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня может быть любой конструкции, но не ниже одного метра в высоту.
Вопросы для обсуждения:
Почему так распределились роли?
Кто был инициатором распределения ролей?
Все ли роли использовали? Если нет, почему?
Работа по ролям вам помогла или мешала? Почему?
Карточка с заданием:
«Мост»«Команде необходимо построить из бумаги «мост». Ничего кроме бумаги и двух стульев использовать нельзя. Расстояние между стульями не менее одного метра. «Мост» может быть любой конструкции.
Вопросы для обсуждения:
Почему так распределились роли?
Кто был инициатором распределения ролей?
Все ли роли использовали? Если нет, почему?
Работа по ролям вам помогла или мешала? Почему?