Конспект урока по окружающему миру в 1 классе Моя малая родина. Культурные традиции народа

конспект урока.
«Моя малая родина.
Культурные традиции народа».
Ф.И.О. Чудакова Надежда Николаевна.
Место работы : МКОУ «Октябрьский центр образования.»
Должность : учитель начальных классов.
Предмет : окружающий мир.
Класс : 1 класс.
Тип урока : «Урок открытия новых знаний».
Форма урока : урок - наблюдение на основе сравнительного анализа.

Тема урока : «Моя малая родина.
Культурные традиции народа»
Задачи урока :
Познакомить с одной из традиций наших земляков;
Расширять знания о своем родном поселке;
Цели урока :
Образовательные :
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – образного мышления;
Способствовать воспитанию чувства гордости за свою малую родину, за свой народ.
Формировать УУД :
Познавательные УУД : осознавать познавательную задачу; ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ получаемой информации; находить ответы на вопросы; преобразовывать информацию из одной формы в другую; устанавливать причинно – следственные связи.
Коммуникативные УУД : слушать и понимать речь учителя, одноклассников; выражать свои мысли в соответствии с задачами урока; работать в паре.
Регулятивные УУД : определять и формулировать тему и цели урока с помощью учителя ; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей ; адекватно оценивать свои достижения.
Личностные УУД : проявлять интерес к культуре и истории своего края; выражать положительное отношение к процессу познания; способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Планируемый результат :
Предметные :
Знания : больше узнают о своей малой родине; получат представление о полезных ископаемых своего края.
Умения : учатся ориентироваться в календаре и находить нужные даты; с помощью описаний узнавать объект; исследуя, делать выводы.
Навыки : составлять устный рассказ на заданную тему; свои наблюдения отражать в рисунке.
Метапредметные :
Познавательные : принимать и сохранять учебную задачу на протяжении всего урока; использовать звуко – символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.
Коммуникативные : формулировать свое собственное мнение и позицию.
Регулятивные : проводить наблюдения, фиксировать результаты наблюдений, сравнивать их; использовать речь для регуляции своего действия.
Личностные : проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности; чувства сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю; оценивать результаты своих достижений.
Оборудование :
краеведческий материал для презентации «Заочное путешествие по поселку Октябрьскому»;
мультимедийный проектор;
экран;
календарь для определения даты;
полезное ископаемое – уголь;
таблица «Свойства каменного угля»;
рисунки детей.
Ход урока.
I Организационный момент.
- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. А гостей встречают с радостью, с улыбками. Повернитесь назад, посмотрите на гостей, а они посмотрят на вас, подарите им улыбки. Тихо сели, а чтобы на уроке не получать замечания, вспомним правила поведения :
На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу.
Тихо руку поднимаю,
Если спросят – отвечаю.
II Актуализация опорных знаний.
- Сегодня у нас на уроке Мудрая Черепаха, значит узнаем много нового, интересного. Первый вопрос от Черепахи : «Где мы живем?». ( индивидуальное и хоровое чтение с вопросительной интонацией, ответы детей). А более точно ответить на вопрос Черепахи я вам помогу с помощью загадок – описаний.
1. Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица.
Знают все и млад и стар,
Что она – большущий шар.
(планета Земля)
2. От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля.
(страна Россия)
- Откуда взяты строчки? (Гимн России)
3. Есть уголок в России нашей,
Несравненной красоты,
Он нам дорог, потому что
Здесь с тобой родились мы.
Город славный, город добрый.
И конечно трудовой,
Самовары и оружье прославляет город мой.
( г. Тула, Тульская область)
4. На тульской земле есть район всем известный –
Углем, рудой заявил о себе.
Здесь хлеб и металл, наши славные песни
Любимый мой край – это все о тебе.
( Киреевский район)
5. Наш шахтерский городок
На счету семидесятый уж годок.
Его праздничный наряд
Как весной вишневый сад.
(п. Октябрьский)

III Самоопределение к деятельности.
На доске четверостишье :
Наша родина – не только
Необъятная страна,
Но и улица , которую
Все мы видим из окна.
- О чем это стихотворение? (о том, что мы видим из окна своего дома).
- Прокомментируйте свои рисунки на тему « Вид из моего окна».
- Кто – то из своего окна видит белоствольную березку, кто – то соседний дом, а кто – то детский сад, который посещали до школы
- Так как назовем то место, где живем? То, что видим из окна? Куда ходим в школу? (Это наша малая родина – п. Октябрьский)
Работа над темой урока.
- У каждого человека есть на карте небольшое местечко где он родился, вырос, пошел в школу, получил образование и путевку в жизнь. Для нас это поселок Октябрьский.
IV Открытие нового знания.
- У нас в классе есть группа юных экскурсоводов. Они предлагают совершить заочную экскурсию по поселку.
Экскурсия.
Добро пожаловать на нашу малую родину!
1 ученик
«Свое путешествие мы начнем сразу с его названия – поселок Октябрьский. В будущем году ему исполнится 70 лет. В поселке 24 улицы и по одной из таких мы продолжим наше путешествие»
2 ученик
«Это центральная улица поселка – улица Ленина. Ее протяженность 1200 м. Здесь перед нами распахнет двери Дом культуры, носящий имя героя социалистического труда Василия Ивановича Федоркова ( бывшего начальника шахты № 1). Здесь в кружках занимаются дети, собираются жители старшего возраста. Много занятий по интересам можно найти в нашем клубе».
3 ученик
«Возле клуба всегда весело и шумно. Это местная детвора развлекается на детской площадке. Ее нам подарил губернатор Тульской области Владимир Сергеевич Груздев. Здесь есть высокие качели и песочница. Много лесенок разного размера и формы. Спасибо губернатору за заботу и внимание к детям!»
4 ученик
«Заканчивает центральную улицу – стадион – центр спортивного досуга наших жителей. Здесь есть футбольное поле, тренажерный зал, детская площадка для маленьких, беговые дорожки, а зимой – лыжная трасса и каток».
5 ученик
«Попав в наш поселок, нельзя не прогуляться по аллеям парка Победы. Радуют красотой и чудным ароматом деревья и кустарники. Жители поселка отдыхают на лавочках и любуются природой. Заложен был парк к 35 – летию Великой Победы».
6 ученик
«Недалеко за поселком извилистой лентой бежит небольшая речушка Шиворонь. Она впадает в реку Упу. В камышах живут птицы, а в водах реки водится карась, плотва, щука, раки».
7 ученик
«Есть в нашем поселке и производства. Одно из таких – филиал Московской фабрики «Кожгалантерея» «Медведково». Оно открылось на базе бывшей школы № 2. Здесь шьют сумки. Продукция пользуется спросом у нас и в других городах России».
8 ученик
«Ну вот нам пора возвращаться в школу. Она открылась 66 лет назад. Раньше здесь училось много детей и занимались они в 3 смены. Сейчас в школе 250 учащихся, 20 преподавателей и работает школа в одну смену. В настоящее время школа и 2 детских сада объединились в «Октябрьский центр образования». Много заслуженных людей выпустила школа, а еще больше людей, выбравших сложную, но интересную профессию – шахтер».
V Физкультминутка.
Вы наверное устали?
И поэтому все встали.
Отдохнем минутку
Проведем физкультминутку.
Руки в стороны, вперед
Влево, вправо поворот.
Два наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
VI Работа по новой теме.
Словарная работа : традиции - обычаи
горняк – шахтер.
Беседа.
- Поселок Октябрьский по праву считался горняцким (шахтерским). Он со всех сторон был окружен шахтами. Большинство жителей трудились на шахтах. И главной задачей их было – больше добыть угля из недр земли. Горняков чествовали за их достижения, за успехи в труде. Для этого выбрали определенный день. Поэтому стало традицией – ежегодно, в последнее воскресенье августа, чествовать шахтеров и отмечать их праздник. Сейчас шахты выработались (закончился уголь) и на их месте открылись новые производства. Так на месте шахты «Комсомольская» - новое производство «Солепромысел». Но жители поселка помнят своих шахтеров и гордятся ими.
3. Работа по календарю, определение даты празднования Дня шахтера.
4. Встреча с шахтером.
- К нам на праздник пришел один из почетных шахтеров нашего поселка Иван Иванович Аксенов. За свои заслуги награжден : медалью «Ветеран труда», значком «Шахтерской славы» и он является «Почетным шахтером»(слово гостю)
5. Исследовательская работа (с углем).
6. Составление таблицы.
Свойства каменного угля.
по цвету черный
по твердости твердый
по хрупкости хрупкий
по горению горючий
Вывод : каменный уголь – источник тепла. Десятки нужных материалов получают при использовании угля : краски, резину, пластмассу, даже лекарства.
VII Закрепление.
Работа по карточке в паре. Составление пословицы.
чем Родина наша.
Нет земли краше
в горсти мила.
VIII Рефлексия учебной деятельности.
- Что нового вы узнали для себя на уроке?
- Что показалось наиболее интересным?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Какие трудности возникли на уроке?
- Дополните предложение : «Теперь я знаю, что »
- Самооценка с помощью смайликов.
- Комментарий учителя.
















15