Урок по теме Диалектная лексика


Урок – объяснение нового материала по теме «Диалектная лексика»
Урок – объяснение нового материала по теме «Диалектная лексика» имеет следующую цель: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о диалектных словах.
На уроке были поставлены задачи:
1) научить работать со словарной статьей в Толковом словаре В.И.Даля;
2) научить видеть диалектизмы в художественных текстах;
3) развивать умение определять лексическое значение диалектных слов;
4) познакомить со словарем «Диалектная лексика Владимирской области».
Были использованы следующие методы проведения урока:
1) объяснительно – иллюстративный;
2) исследовательский;
3) частично – поисковый.
Для проведения урока использовали: портрет В.И. Даля; 4-х томный Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля; словарь диалектной лексики Владимирской области; карта Владимирской области; таблицы, художественные тексты.
Урок проведен по плану: 1) повторение пройденного материала – 4 мин.; 2) формулирование темы урока – 3 мин.; 3) изучение нового материала – 8 мин.; 4) закрепление нового материала – 20 мин.; 5) подведение итогов; 6) домашнее задание.
Для повторения пройденного материала на доске были написаны слова, которые нужно распределить в два столбика. Цель этого упражнения – повторить полученные знания по теме «Профессионализмы».
К..нтанта, зм..елов, к..шне,р..зец, ил..юстрация , р..весник, нарко.., из..ляция, ш..лаш, цвет..ножка, с..лфетка, а..форизм.
Профессионализмы общеупотребительные слова
кантанта змеелов
резец кашне
иллюстрация ровесник
наркоз шалаш
изоляция салфетка
цветоножка
афоризм
Для того чтобы перейти к изучению новой темы, дано следующее задание: соединить первые буквы слов профессионализмов и последние буквы в общеупотребительных словах в том порядке, в котором они написаны на доске: первое слово – криница, второе слово – векша.
Была проведена фронтальная беседа: «Кто знает, как называются такие слова и как они называются?
Изучение нового материала началось со вступительного слова: «Русские люди живут в разных географических условиях: одни в лесной местности, а другие в степной; одни в горах, а другие – на равнине. Это наложило отпечаток на их жизнь, быт, язык. В национальном русском языке имеются два основных наречия (диалекта), в состав которых входят самостоятельные говоры. Основу лексики всех говоров составляют общеупотребительные слова. Помимо них, в говорах употребляются местные, или диалектные слова, понятные жителям определенной территории». Была предложена карта географического расположения наречий и говоров. Для закрепления теоретических знаний ученики прочитали параграф в учебнике. В ученический словарь выписали понятия: диалектизмы, диалекты, местное наречие, говор. Упражнение №305 познакомило учеников с деятельностью ученого – лингвиста В.И.Даля. Материал учебника дополнили следующими сведениями:
Владимир Иванович Даль (1801-1872) – русский писатель, лексикограф, этнограф. С 1838 года – член-корреспондент Петербургской Академии наук. В 30 – 40 годы под псевдонимом Казак Луганский писал очерки. В 1861 – 1864 годах создал сборник «Пословицы русского народа». Однако главным делом его жизни стал «Толковый словарь живого великорусского языка», над которым В.И.Даль работал с 1863 по 1866 год. За этот труд ученый был удостоен звания почетного академика Петербургской Академии. В поисках неизвестных ему слов и выражений Владимир Иванович изъездил всю Россию. В четырех томах его словаря представлено много диалектных слов, услышанных Далем в разных концах нашей страны. [25:167]
Для ознакомления со словарем «Диалектной лексики Владимирской области» был подготовлен рассказ о диалектном словаре Владимирской области.
Данный словарь составлен Р.С. Кануновой, преподавателем ВГГУ. В нем собран лексический материал по теме: грибы, ягоды Владимирской области.
Для закрепления изученного материала ученикам раздали карточки с предложениями.
Упражнение 1.
Родники здесь были очень сильные и вырывались из середины горы.
Берег реки с дымными громадными ивами, с крутыми оврагами и игрою звезд над рощами казался нам загадочной страной.
Крапива, щавель, дикая редька, петушки выросли на лугах.
На округе деревни мне встретилась торопливая старушка, которая тащила на веревке круторогую козу.
От инея все лошади сделались седыми.
Пожалуй не встретишь в северных лесных поселениях ни одного стола, где бы не подавались ватрушки. [3:31]
В этом упражнении нужно было заменить общеупотребительные слова диалектизмами и прочитать текст.
Слова для справок: родник – кипун, овраг – яр, крапива – жалица, округ – околица, иней – куржак, ватрушка – калитка.После выполнения этого задания в упражнении сделали орфографическую работу. В каждом общеупотребительном слове и соответствующем ему диалектизме нашли одинаковую орфограмму и обосновали свой ответ. Для повторения фонетики, нашли диалектизмы, в которых все согласные звонкие (глухие).
В упражнении 2. Необходимо было выполнить работу со словарем «Диалектной лексики Владимирской области». Заполнить таблицу, в которой к общеупотребительным словам были подобраны слова из словаря «Диалектной лексики Владимирской области», соответствующие им диалектизмы.
Общеупотребительные слова Диалектизмы
Клюква Красниха, жарава, журавинаВетер Сивун, весняк, зимнякЗемляника Паземка, пазонка,землянкаКрасная смородина Княжанка, киселица, лядуницаСильный дождь Ливник, полива,проливеньХорошая погода Вёдра, погода, ведриеУченики выполняли работу сначала коллективно, затем индивидуально.
Также на уроке была проведена работа с текстом, во время которой проводилась дальнейшая работа о диалектных словах. Был прочитан отрывок из рассказа К.Паустовского «Степная гроза» и словарь-справка к нему. Ученики сформулировали задание к упражнению. (текст выдается на карточке)
Дед Лысуха был подслеповатый и глухой. Он нечего не видел, и потому сидя у ______ , все время покрикивал наудачу на воображаемых воров – мальчишек: « А ну марш, с ______, голота! Вот выдерну с плетня ______ да встану – тогда будете знать!» Крик деда на пустом ______ веселил рыбаков. «До чего старательный, -говорили они. Кричит весь день ,а у него из под _______ хлопчики тянут дыни. Да бог с ним, пусть сторожит. Надо же старому пропитание».
Словарь-справка:
Баштан – участок, засеянный арбузами, дынями, тыквами;
Курень – сторожка на огородах;
Дрючок – толстая палка, жердь;
Постолы – грубая обувь из целого куска кожи, стянутой сверху ремешком.
В отрывок ученики вставили подходящие по смыслу диалектные слова из словаря-справки. Это задание они выполнили устно в группах и проверили.
Дед Лысуха был подслеповатый и глухой. Он нечего не видел, и потому сидя у куреня, все время покрикивал наудачу на воображаемых воров – мальчишек: « А ну марш, с баштана, голота! Вот выдерну с плетня дрючок да встану – тогда будете знать!» Крик деда на пустом баштане веселил рыбаков. «До чего старательный, – говорили они. Кричит весь день ,а у него из под постолов хлопчики тянут дыни. Да бог с ним, пусть сторожит. Надо же старому пропитание». [3:33]
На уроке было уделено несколько минут истории значения слов и выражений. Была проведена минутка занимательной лингвистики, учеников познакомили со значением выражений: объегорить и подкузьминить.
«Всем известно, что слова «объегорить» и «подкузьмить» имеют близкий смысл: обмануть, обжулить и перехитрить, доставить неприятность, хотя и связаны они с именами святых и праздниками, в честь их устраиваемыми. У Егория (то есть Георгия Победоносца) популярность среди верующих была значительно больше, чем у Кузьмы. Его почитали покровителем земледелия и охранителем скота. Егория праздновали дважды в году - 23 апреля, в день, считавшийся началом полевых работ, и 26 ноября, во время их окончания. Святой Кузьма (и его брат Дамиан) были, по церковной легенде, лекарями-бессребрениками. Кузьминки – день этих святых – отмечался 1 ноября». [1:84]
Почему же, несмотря на самое почтительное отношение к святым, в слова «объегорить» и «подкузьмить» вложен такой, прямо скажем, богопротивный смысл?
В конце урока были подведены итоги, оценена работа учеников. Подведение итогов проведено в форме фронтальной беседы: «О какой лексической группе слов мы сегодня говорили на уроке? Расскажите, что вы узнали о диалектизмах. Приведите примеры диалектных слов, которые употребляются в нашей местности».
Было сформулировано и объяснено домашнее задание:
1) повторить теоретический материал с.99.;
2) выполнить упражнение 303, с.99, в котором к диалектным словам нужно подобрать однокоренные общеупотребительные слова;
3) индивидуальное задание: выяснить значение выражений «на Егория», « в Кузьминки».