Урок русского языка на тему Диалектная лексика


Технологическая карта урока (занятия)
Ф.И.О. педагога Шаталова Татьяна Ивановна
Образовательная организация МБОУ БГО СОШ №4
Предмет, курс, модуль Курс «Лингвистическое краеведение» (предмет «Русский язык»)
Класс 6
Тип урока (занятия) Урок общеметодологической направленности
Тема урока (занятия) «Диалектная лексика»
Цель урока (занятия) Создание образовательной среды, способствующей развитию исследовательской и творческой самостоятельности ученика
Задачи урока (занятия):
обучающая:
познакомить учащихся с диалектной лексикой как особым пластом русского языка;
развивающая:
развивать интерес к живой народной речи и устному поэтическому творчеству;
воспитательная:
воспитывать интерес и любовь к народному языку;
Формы организации образовательного пространства на уроке (занятии) коллективная работа, работа в малых группах, индивидуальная работа в процессе коллективнойРиски
проблема и ситуация на уроке могут заинтересовать не всех обучающихся, могут возникнуть сложности с распределением ролей в группах и самостоятельной формулировкой вывода обучающимисяСредства обучения наглядный раздаточный материал, мультимедийная презентация, персональный компьютер, мультимедийное рабочее место учителя
Этап урока Время (мин.) Микроцельурока Содержание учебного материала Методы и приёмы работы.
Образовательные технологии
(элементы технологий) Форма деятель-
ностиДеятельность учителя.
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов Деятель-
ность ученика Формируемые УУД***
ПУУД
КУУД
РУУД
ЛУУД
Этап мотивации (организационный момент) 1 Создание положительного эмоционального настроя Звучит народная музыка,
слово учителя Эмоциональное вхождение в урок Индивидуальная, коллективная работа Учитель организует беседу:
-Здравствуйте, ребята! Вместе с привычным школьным звонком нас позвала на занятие народная музыка. Это не случайно.
Самоорганизация:
до урока класс делится на 3 группы, вынимая разноцветные жетоны и занимая своё рабочее место по принципу «Мой цвет»
РУУД: организация индивидуального рабочего места
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
3 Создание мотивации Театрализация
(разыгрывание костюмированной сценки «У бабушки и дедушки в деревне») Технология коллективно-познавательной деятельности
Проблемная ситуация Коллективная работа.
Работа в системе «погружения» - Мы отправимся в увлекательное путешествие: из города перенесемся в деревню. Представьте, что вы приехали в гости в деревню…
(задействовав сферу чувств ученика, и даже его подсознание, учитель настраивает ребёнка на конструктивную и вдохновлённую работу на уроке)
Активное слушание.
Подключить ассоциативное мышление,
внимание МУУД:
адекватно воспринимать на слух текст
3 Создание ситуации на занятии, ведущей к осознанию обучающимися
неспособности с помощью имеющихся знаний выполнить задание
Лексическая работа (толкование непонятных слов, которые произносят дедушка и бабушка) Технология проблемного обучения.
Метод «погружения»,
метод диалогичности.
Деятельностный подход
Коллективная работа.
Работа в системе «погружения» - Ребята, какие слова, которые не слышали девочки в городе, произносят дедушка и бабушка?
(Учитель помогает обучающимся формировать информационное поле с помощью предлагаемого дополнительного материала) Обсуждение и выдвижение гипотез для решения проблемы:
рогач- ухват
махотка-глиняный горшок
пригрубок-часть печи
бурак-красная свекла
толстяки-пескари
сикля- мелкая рыба
ПУУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать изученные понятия.
3 Создание ситуации на занятии, которая приведёт к разрешению проблемы Сообщения учащихся
(знакомство с содержанием презентаций заранее подготовленных учащихся) Метод «погружения»,
метод диалогичности.
Личностно ориентированное развивающее обучение, технология проблемного обучения, технология коллективно-познавательной деятельности, ИКТ.
Деятельностный подход
Работа в системе «погружения»
Индивидуальные сообщения учащихся Учитель помогает обучающимся после деконструкции прийти к разрешению проблемы Сообщения учащихся:
«О диалектных словах»,
«Характерные особенности диалектной лексики».
Обсуждение и выдвижение гипотез для решения проблемы МУУД:
владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) ;-способность извлекать информацию из различных источников;
РУУД: уметь формулировать и ставить цель перед собой, прогнозировать результат, планировать этапы достижения цели, корректировать план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и продукта
Формулирование темы и цели занятия
3 Развивать социально-значимые качества обучающихся; их творческую инициативу; умение применить в социальной практике полученные знания
Формулирование темы и задач урока. Мотивирование на работу на уроке
Метод диалогичности.
Деятельностный подход
Индивидуальная, групповая, коллективная.
Учебная исследовательская деятельность - Как вы понимаете слова эпиграфа к нашему занятию? (обращение к эпиграфу: «Что город, то норов, что деревня, то обрядня» (пословица))-Как вы считаете, какая лексика станет сегодня предметом нашего разговора? (ограниченная в употреблении).
-Как называются слова, известные и понятные людям определенной местности (диалектные слова).
-Какова цель сегодняшнего занятия?
Самостоятельно формулируют тему занятия (Диалектная лексика).
Самостоятельно формулируют цель занятия (познакомиться с диалектной лексикой как особым пластом русского языка и еще раз прикоснуться к живой народной речи и устному поэтическому творчеству).
ЛУУД:
мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,
МПУУД: способность использования сформированных УУД в учебной, познавательной и социальной практике
РУУД:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
Этап закрепления
5 Развивать навык выразительного чтения.
Поиск диалектных слов. Чтение по ролям русской народной сказки «Кочеток и курочка».
Выразительное чтение отрывка из сказки Бориса Шергина «Волшебное кольцо» Диалог культур
Групповая, коллективная работа. Учитель контролирует процесс поиска. Чтение учащимися по ролям русской народной сказки «Кочеток и курочка».
(Нахождение примет южного наречия и диалектных слов).
Выразительное чтение отрывка из сказки Бориса Шергина «Волшебное кольцо»
(Нахождение примет северного говора и диалектных слов).
ПУУД:
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров
5 Развивать артистические способности.
Поиск диалектных слов. Игра «Корчма». Метод диалогичности.
Деятельностный подход
Групповая, коллективная работа. Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке.
Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами. Приводят примеры, исправляют ошибки.
КУУД:
учиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
10 Настроить обучающихся на самостоятельную работу, работу в группе.
Проверка осознания обучающимися нового знания.
Помочь, при необходимости, обучающимся в формулировке выводов по результатам работы в группе.Дифференцированная работа в группах
.
Проектно-исследовательская технология, технология коллективно-познавательной деятельности.
Метод диалогичности.
Личностно ориентированное развивающее обучение.
Деятельностный подход
Работа в малых группах.
Работа в системе «погружения»
Учитель вместе с учащимися вспоминает правила работы в группах.
Учитель организует работу в группах:
1 группа (ищет диалектные слова самостоятельно);
2-3 группы (ищут диалектные слова, предложенные учителем);
Участие в беседе. Ученики вспоминают правила работы в группе. Распределяют обязанности, выполняют определённую задачу, поставленную группой перед каждым учеником.
Ученики работают с «Толковым словарем В.И.Даля», выдвигают гипотезы по решению поставленной задачи, работают с исследовательским материалом, систематизируют полученный материал. МУУД: способность определять цели предстоящей учебной деятельности.
КУУД:
научиться критично относиться к своему мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Этап включения изученного в систему знаний4 Создать ситуацию успеха на уроке. Дать возможность обучающимся проявить себя Выразительное чтение отрывков из стихотворений С.Есенина, Н.А. Некрасова. Деятельностный подход
Индивидуальная.
Самостоятельная работа. Учитель обеспечивает ситуацию успеха на уроке. Даёт возможность обучающимся самостоятельно проявить себя. Роль наставника на данном этапе – «поддержать» Ученики работают самостоятельно.
Ученики высказывают свои точки зрения по поставленной проблеме, работают с фрагментом художественного текста, проводят эксперимент в соответствии с планом, систематизируют полученный практический материал. МУУД: применять приобретённые
ЗУН в повседневной жизни
ЛУУД: иметь достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; понимание РЯ как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; потребность сохранить чистоту РЯ как явления национальной культуры; стремиться к речевому самосовершенствованию
КУУД: отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами
Домашнее задание 2 Пробудить у ученика интерес к дальнейшему, более глубокому познанию.
Вспомнить технологию проведения исследования.
Ученики шире смотрят на свои знания, на свои открытия и понимают, что все разгадки и выводы впереди, у ученика пробуждается интерес к дальнейшему, более глубокому познанию Исследовательская работа Беседа Эмоциональное слово учителя. Обращение к словам К.Г.Паустовского: «собирать, как золотоносный песок, по крупицам, образцы русской речи».
Д.З. по выбору:
1) Пользуясь словарем Даля, составить 2-3 словарные статьи с диалектными словами.
2) Продолжить поисковую работу, связанную с диалектными словами.
Активный участник диалога.
Д.З. по выбору.
ПУУД: применять полученные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке1 Воспитывать уверенность в себе; развивать умение самооценки Диалог Приём «Рюкзак»
(«я научился…», «я разобрался..», «я наконец-то запомнил…», «пропускаю ход») Регулятивный самоанализ Учитель помогает обучающимся оценить деятельность группы и собственную деятельность в рамках урока Ученики анализируют свою деятельность и деятельность группы, участником которой он являлся, на занятии, своё удовлетворение творческим процессом, своё эмоциональное состояние
КУУД: уметь строить монологическое высказывание; строить высказывание в соответствии с коммуникативной задачей.
РУУД: уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
ИТОГО 40 ***ПрУУД – предметные УУД
МПУУД – метапредметные УУД
ПУУД - познавательные УУД
КУУД – коммуникативные УУД
РУУД – регулятивные УУД
ЛУУД – личностные УУД