Урок-игра по геграфии для 6 класса по теме план и карта


ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК – ИГРА

по ГЕОГРАФИИ
в 6 классе:

«В Л Е С У С К А З О К».
по темам:

«ПЛАН И КАРТА»,
«ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ НА ГЛОБУСАХ

И КАРТАХ ».
Подготовила и провела:
ПУСТОВАЛОВА Л. Ив.

ЦЕЛИ:1. Систематизировать и обобщить знания по теме «План и карта»
2.Проверить уровень усвоения учащимися приемов и умений работать с картами, делать выводы и обобщения.
3. В ходе игры вызвать интерес к познанию географии.
ОБОРУДОВАНИЕ: «звездочки» с вопросами, атласы, карты, компасы, линейки, каран-
даши, транспортиры.
ТИП УРОКА: обобщающий.
ХОД УРОКА.
I. ОРГМОМЕНТ
II. ХОД ИГРЫ:
1. Этап: «На старт, приготовится искать клад».

Выполняется географический диктант. На доске запись в 2 столбика:
1. Глобус. 6. Долгота.
2. Карта. 7. Экватор.
3. Меридиан. 8. Восток.
4. Параллель. 9. Полюс.
5. Широта. 10. Запад.
1. Расстояние до какой –либо точки на земной поверхности от начального меридиана, выраженное в градусах.
2. Окружности, условно проводимые на поверхности Земли, параллельно экватору.
3. Точки на земной поверхности, через которые проходит условная ось Земли.
4. Сторона горизонта, имеющая азимут 270*.
5. Параллель, проводимая на глобусе на одинаковом расстоянии от полюсов Земли.
6. Расстояние до какой-либо точки на земной поверхности от экватора, выраженное в градусах.
7. Уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, географические объекты которой переданы условными знаками.
8. Сторона горизонта, соответствующая азимуту 90*
9. Условно принятые линии на поверхности земного шара, проводимые от полюса до полюса и пересекающие экватор под прямым углом.
10. Модель земного шара с очертаниями суши и водных пространств.
Ключ: 1-6; 2-4; 3-9; 4-10; 5-7; 6-5; 7-2; 8-8; 9-3; 10- 1.

И так, старт дан, все ринулись в «Лес сказок» за кладом.
2. Этап: Участники нашли «звездочки» - клад ли это? Нет, конечно. Это - «золотая лихо-
радка». Отвечают на вопросы «звездочек». (тест)
1. Кто составил карту, где суша занимает большую площадь чем вода?
- М Бехайм. – Эратосфен. – Птолемей.
2. Кто впервые совершил кругосветное путешествие?
- Х. Колумб. – А. Никитин - Ф, Магеллан.
3. Путешествие какого мореплавателя доказало, что Земля – шар?
-Х, Колумб. – Ф, Магеллан. –Д, Кук.
4. Какой океан самый холодный?
- Тихий. – Индийский. – Северный Ледовитый.
5. Какой океан самый маленький?
- Тихий. – Индийский. – Северный Ледовитый.
6. Какой материк открыли позже других?
- Ю, Америка. – Австралия. - Антарктида.
7. Какой океан самый большой?
- Индийский. – Тихий. – Атлантический.
8. Древнегреческий ученый, давший название науке географии.
-Страбон. – Птолемей. – Эратосфен.
9. Кто из мореплавателей первым достиг берегов Индии?
- Джеймс Кук. – Васко де Гама. – Афанасий Никитин.
10. Русские мореплаватели, открывшие Антарктиду?
- Ф. Беллинсгаузен. – М. Лазарев. – В. Беринг.
11. Когда было совершено первое кругосветное путешествие?
- 1519-22г.г. -1492г. -1821г.
12. Кто автор одного из первых глобусов в Европе?
- Ф. Беллинсгаузен. – П. Пржевальский. – М. Бехайм.
13. Ученый, который составил карту, где Индийский океан – как озеро.
- Эратосфен. – Птолемей. – Колумб.
14. Кто открыл Тихий океан?
- Ф. Беллинсгаузен. – Ф. Магеллан. – Х. Колумб.
15. Наука оприроде земной поверхности.
- Физическая география. – Экономическая география. – Биология.
3. Этап: А вот тут- то вы получаете пакет. Только для вас!
(Выберите масштаб и начертите план пути).
« От старта пройдите по азимуту 245* - 250 м. Там в дупле старой сосны лежит
бутылка с запиской, а в ней зашифрован маршрут к кладу. Осторожно у сосны жи-
вет Баба – Яга!
Ребята в тетради вычерчивают начало пути к кладу.
4. Этап. Баба – Яга обещает отдать бутылку с планом, если ребята напишу по 6 топо-
графических знаков.
5. Этап: Записка получена, но в ней зашифрованный путь к все ведающему Кащею:
« От… по … вдоль … 300м на В, затем по … через … на Ю-В 200м мы
вышли к … , отдохнув, мы перешли на левый берег и по … на Ю – З прошли
еще 500м и оказались у …», где ждал нас Кощей.
6. Этап: Кощей задает вопросы:
1. Какие вы знаете способы ориентирования по местным признакам?
2. Как называется прибор для измерения азимута?
3. Как называется линия, до которой нельзя дойти?
4. Назовите основные и промежуточные стороны горизонта.
5. Что такое бергштрих?
6. Что такое масштаб?
7. Чем отличаются понятия «относительная» и «абсолютная» высота места?
Кощей отдал записку: «500м. к Ю».
7. Этап: У клада нас встретил Леший, охранявший его. Ученики отдают план, но он решает проверить, сами ли они составили план.
Какие города имеют следующие координаты:
60* с.ш. 30* в.д.; 35* с.ш. 140* в.д.; 20* с.ш. 100* з.д. 43*с.ш. 132* в.д. 8. Этап: откапывают клад - «Кроссворды». (Прилагаются).
9. Подводятся итоги урока, выставляются оценки