Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы как одно из направлений подготовки конкурентоспособного выпускника (из опыта работы)

Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы как одно из направлений подготовки конкурентоспособного выпускника (из опыта работы)
Наблюдая за процессами, протекающими в обществе, пришла к выводу, что в настоящее время наиболее востребованными и конкурентоспособными являются самостоятельные, компетентные, творческие личности, обладающие такими качествами, как коммуникабельность, контактность в разных социальных группах, умение работать сообща, не допуская возникновения конфликтных ситуаций.
В условиях малокомплектной школы возникает  проблема – учащиеся из-за ограниченности круга общения, удалённости от культурных центров не владеют в полном объёме коммуникативными умениями.
Учитывая потребности общества, пересмотрела методику преподавания. Главной целью моей педагогической деятельности на уроках русского языка и литературы стало развитие коммуникативной компетентности обучающихся как одного из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Эта проблема актуальна в условиях перехода основного общего образования на новые федеральные государственные стандарты, требующие не только освоения учащимися конкретных знаний, умений и навыков по отдельным дисциплинам, но и формирование у школьников общеучебных умений и навыков, среди которых выделяются и коммуникативные универсальные учебные действия. Эти требования закреплены в «Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования».
Для реализации данной цели мне предстояло решить следующие задачи:
проанализировать содержание используемых в обучении программ и учебников, оценить материально-технические условия школы;
рассмотреть имеющиеся в психолого-педагогической практике пути решения профессиональной проблемы, предложить свои, используя современные педагогические технологии, методики, формы, приёмы и средства обучения;
оценить результаты педагогической деятельности.
Эффективность работы над темой во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Все учебники и программы, используемые для обучения русскому языку и литературе в МКОУ Кармаклинской СОШ, включены в Федеральный перечень учебников, допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих аккредитацию. Они обеспечивают преемственность содержания образования; раскрывают межпредметные связи; способствуют реализации поставленной мною цели.
На их основе в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года (приказ от 5 марта 2004 года № 1089) мною составлены рабочие программы по русскому языку и литературе для 5-11 классов.
Кабинет русского языка и литературы, в котором веду преподавание, оснащён легкой, мобильной мебелью, что позволяет менять планировку в зависимости от организационных форм работы (фронтальной, индивидуальной, групповой, коллективной). Он обеспечивает комфортные условия для выполнения письменных упражнений, для работы с книгой. Имеются компьютер, ноутбуки, мультимедийный проектор, экран, экранно-звуковые пособия, CD-диски, печатный демонстрационный и раздаточный материал. Книжный фонд включает в себя справочную литературу, УМК разных авторов, научно - методическую литературу, материалы текущей периодики. Для удобного поиска информации создана система каталогов. Мною накоплен банк печатных и электронных дидактических материалов по разным темам курса русского языка и литературы.
Всё это позволяет быстро менять виды деятельности, размещать учащихся по интересам, презентовать творческие проекты, организовать контроль за результативностью учебного процесса.
Таким образом, условия кабинета и используемая в учебном процессе литература и интерактивные средства обучения способствуют реализации поставленной цели.
На начальном этапе работы по теме изучила методическую литературу, раскрывающую понятия компетенция, коммуникативная компетентность.
Под компетенцией понимается совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
 В статье Е.В. Герика «Приёмы, организующие понимание учащихся устного ответа на индивидуально-ориентированном учебном занятии» под коммуникативной компетентностью подразумеваются «знания, умения и навыки, необходимые для постижения чужих и порождения собственных смыслов, которые должны быть адекватны поставленным целям и конкретным жизненным ситуациям».
На начальном этапе работы над проблемой выделила 4 основные действия, которые должны освоить учащиеся: определять цель общения, функции участников, способы взаимодействия; уметь сотрудничать в поиске и сборе информации; выявлять проблемы и находить способы выхода из конфликтных ситуаций; полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Поработав с учебными программами, выделила содержание, которое будет способствовать развитию этих умений:
1. Речь и речевое общение. (Речь устная и письменная, монологическая (повествование, описание, рассуждение, сочетание видов монолога) и диалогическая.)
2. Речевая деятельность. (Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Понимание информации текста, передача содержания. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний разной коммуникативной направленности.)
3. Текст. (Текст как речевое произведение. Тема, микротема. Виды переработки текста (план, конспект, аннотация). Анализ текста.)
4. Функциональные разновидности языка. (Стили речи, сфера употребления, стилевые жанры.)
На следующем этапе мне предстояло изучить современные педагогические технологии, которые помогли бы добиться поставленной цели. Наиболее интересной для меня оказалась коммуникативная технология. Она базируется на речевой направленности (обучение через общение);  функциональности (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);  ситуативности (ролевая организация учебного процесса);  новизне – новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения,   речевого партнёра, условий общения);  принципе по «нарастающей»: от простого к сложному;  личностной ориентации общения (речь всегда индивидуальна).
           Результативность уроков русского языка зависит от того, насколько рационально организована сменяемость устных и письменных заданий, как продумана взаимосвязь устной и письменной речи учащихся. На уроках русского языка и литературы создаю условия для преодоления учениками трудностей, возникающих при переходе от мысли к речи и наоборот. Наиболее эффективным считаю комплексное обучение речи, т.е. умение воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). Большое внимание на уроках уделяю работе в парах, группах.
    Важным элементом коммуникативной технологии является совместный анализ  текста. Такой вид деятельности активно применяю в процессе обучения. Для обсуждения использую тексты, отражающие жизненные ситуации, способные создать развивающую и воспитывающую атмосферу на уроке.     
Создавая речевую ситуацию в условиях малокомплектного класса, учитываю наличие ограниченного количество точек зрения на проблему, предложенную для обсуждения. Дополнительно подбираю высказывания известных людей, предлагаю ребятам в процессе общения выяснить видение данной проблемы их родителями, учащимися школы, педагогами. Вместе с тем нахожу положительные моменты: в малочисленных классах ребёнок постоянно находится в центре внимания учителя, поэтому чувствует необходимость участия в диалоге.
     Развитию коммуникативной компетентности способствуют следующие формы работы: свободные диктанты, самодиктанты; подбор синонимов, антонимов, сравнение паронимов и омонимов и др.; создание текстов по аналогии; составление тематических словарей; соединение в одном предложении далёких по смыслу слов; создание предложений по заданному началу, концу и другие.
На уроках литературы работаем над анализом художественной формы произведения, речевым портретом героя, различными видами пересказа, сравнительным анализом текстов, сочинений разных видов, ролевыми играми и другим.  
  Современный урок не обходится без использования информационно-коммуникационных технологий. Развитию коммуникативной компетенции способствуют обучающие, тестирующие мультимедийные программы по русскому языку и литературе: «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», «Репетитор по русскому языку: 1С», которые предназначены для подготовки учащихся к ЕГЭ. Они способствуют и закреплению знаний по основным разделам орфографии и пунктуации, и развитию умения работать с текстом, и написанию сочинения по заданной теме.
Часто интерактивные тесты использую как дидактический материал на разных этапах изучения, закрепления темы на уроках русского языка и литературы, в том числе на творческих занятиях – уроке-игре, уроке-путешествии и т.д., где предлагаю ребятам прокомментировать предложенные задания, аргументировать ответы.
Особенно ценно применение компьютера на уроках литературы. Здесь активно использую презентации, выложенные в сети Интернет, а также созданные мною и моими учениками. При создании такого продукта обучения учащимся нужно не только овладеть определённым количеством знаний по русскому языку или литературе, но и из других областей науки и искусства (часто используются музыкальные произведения, кинофрагменты). Требуется умение составлять монологическое высказывание для публичного представления этого материала.
В условиях нашего образовательного учреждения имеется возможность ведения ряда элективных курсов, которые реализуются за счет часов школьного компонента и предусматривают индивидуальную, групповую, фронтальную работу обучающихся через информационную, исследовательскую, проектную, дискуссионную деятельность.
Курсы «Избранные вопросы русского языка» (9 класс), «Русское правописание: орфография и пунктуация» (10-11 классы), «Теория и практика написания сочинения» (10-11 классы) обеспечивают развитие навыков и действий, позволяющих обучающимся решать практические задачи, принимать осознанное участие в социальных акциях, создавать и публично представлять ученические проекты. Курсы призваны расширить, обобщить и систематизировать полученные знания, раскрыть новые содержательные аспекты предмета путем постановки проблем.
Конечным творческим продуктом деятельности ученика может быть реферат, доклад, сочинение, историография, творческий проект и др.
Развивая коммуникативные способности обучающихся, я работаю над формированием их информационно-методологической компетентности, при этом активно используя фонды школьной и сельской библиотеки, ресурсы сети Интернет.
С 2011 года наша школа является инновационной (апробационной) площадкой ГБОУ ДПО НСО «Института развития образования НСО» в проекте «Моя школа-весь мир», направление «Сетевая дистанционная школа». Являясь сетевым преподавателем информационно-образовательного ресурса «Телешкола», получила возможность расширить образовательное пространство урока, что способствует не только повышению уровня эффективности образовательного процесса, но и развивает навыки общения в сети Интернет.
На достижение поставленной цели направлены и занятиях кружка «Лингвист», которым руковожу на протяжении 10 лет.
Будучи классным руководителем, готовлю ребят к жизни в современном обществе - развиваю навыки общения на классных часах и других внеклассных мероприятиях.
Всё выше изложенное позволяет мне добиваться высоких результатов в педагогической деятельности: рост качества успеваемости; стабильные результаты при прохождении итоговой аттестации выпускниками; позитивная динамика во внеурочной деятельности.


15