Конспект УРОКА по изо МОДА, КУЛЬТУРА И ТЫ. КОМПОЗИЦИОННО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИЗАЙНА ОДЕЖДЫ (7 класс)


Изобразительное искусство 7 класс
УРОК № 32
ТЕМА УРОКА.  МОДА, КУЛЬТУРА И ТЫ. КОМПОЗИЦИОННО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИЗАЙНА ОДЕЖДЫ
Тип урока Урок изучения новых знаний
Цели деятельности учителя Формировать представление о соответствии материала и формы в одежде; формировать умения декорирования одежды при создании костюма; развивать индивидуальность мышления
Планируемые образовательные результаты
Предметные уудМетапредметные уудЛичностные ууд• понимать, как при менять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), использовать эти законы на практике;
• приобретать общее представление о технологии создания одежды, соответствии материала и формы, целесообразности в моде; • уметь критически осмысливать индивидуальность фигуры человека;
• развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности Познавательные:
• осознавать двуединую при роду моды как нового эстетического направления и как способа манипулирования массовым сознанием.
Регулятивные:
• работать по плану, сверяясь с целью, планировать самостоятельно путь достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач.
Коммуникативные:
• контролировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
• планировать деятельность, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей) • осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели);
• понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор;
• самостоятельно определять цели своей деятельности, аргументированно оценивать своё творчество, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;
• осознавать психологию индивидуального и массового;
• формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве
со сверстниками, взрослыми в процесс е образовательной, творческой деятельности
Методы и формы обучения Методы: частично-поисковый, беседа, наглядно-иллюстративный. Формы: фронтальная, индивидуальная, коллективная, парная
Образовательные ресурсы • Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
• Режим доступа: htto://www.artsait.ru
Оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Материалы: тушь, карандаш, бумага белая и цветная, клей, резак
Наглядно-демонстрационный материал Мультимедийный ряд: презентация «Одежда и образ»
Основные понятия и термины Дизайн одежды. Конструкция костюма. Мода
Организационная структура (сценарий урока)
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществляе-мая деятельность учащихся Формы органи-зации совзаимо-действия на уроке Формируемые умения (универсальные учебные действия) Проме-жуточ-ный конт-роль1 2 3 4 5 6 7
I. Органи-зацион-ный момент
Подготовка учащихся к новой творческой деятельности
- Кто знает, чем занимается модельер'!
- Правильно, это специалист по изготовлению моделей одежды, дизайнер одежды, создатель экспериментальных образцов, определяющий образ и стиль, общее конструктивное решение, изобретающий новые технологические решения и разрабатывающий декор, выбирающий цвет и материалы, продумывающий аксессуары и дополнения. Вот сколько интересных дел ложится на плечи этого специалиста.
Конечно, эта профессия имеет специализации: есть модельер-конструктор, модельер-закройщик, модельер-дизайнер.
См. ресурсный материал (1) к уроку на с. 174.
- Вы, наверное, догадались, кем я хочу предложить вам стать сегодня. Да, модельером-дизайнером.
- Какой вопрос сразу же возникает?
- Что нужно знать, чтобы справиться с задачами, которые стоят перед представителями такой удивительной профессии? Слушают учителя, отвечают на вопросы
Фронталь-ная
Регулятивные: определяют цель и проблему будущей деятельности; принимают учебную задачу. Личностные: осознают свои интересы (профессия модельер-дизайнер привлекает к себе интерес)
II. Изу-чение нового материала
Информацион-но-иллюстратив-ный
I - В глубокой древности единственным назначением одежды было скрыть наготу и согреться.
См. ресурсный материал (2) к уроку.
Николя де Ларжильер. Портрет Людовика XIV с семьёй. (Слайд 6.)
В период 1730-1750-х гг. появляется новый стиль в искусстве и одежде - рококо. Платье, открытое спереди, на корсаже и юбке из той же ткани, сзади заканчивающееся складкой Ватто, называется французским и становится обычным туалетом светских дам и выходным платьем буржуа. Оно очень красиво в движении, при поворотах.
Жан Франсуа де Труа. «Объяснение в любви». (Слайд 7.) 1731 год.
На рубеже ХУIII века в моду снова стала входить естественность. Подражание античной одежде изменило силуэт платья. Оно приобретает ясные пропорции и плавные линии. Основной одеждой модниц стал белоснежный шмиз - полотняная рубашка с большим декольте, короткими рукавами, зауженная спереди и свободно обволакивающая фигуру внизу. Пояс переместился под самую грудь.
Портрет А. г. и А. А. Лобановых-Ростовских. Картина В. Л. Боровиковского. (Слайд 8.)
Мода XIX-XX веков.
См. ресурсный материал (3) к уроку на с. 175. Презентация «Одежда и образ». (Слайды 2-14.)
- Используя журналы мод, подберите платье, костюм для своего соседа. Создайте эскиз.
Выполнение заданий: с. 161. эадание 1 учебника Слушают учителя.
Получают представление о моде как эстетическом направлении в различные эпохи.
Смотрят презентацию, выполняют художественный анализ произведений изобразительного искусства, высказывают свое мнение
Фронталь-ная, индивиду-альная работа
Познавательные: приобретают общее представление о технологии создания одежды, соответствии материала и формы, целесообразности в моде.
Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации. Коммуникативные: организуют самостоятельную деятельность.
Личностные: осознают двуединую природу моды как нового эстетического направления и как способа манипулирования массовым сознанием
ПI. Твор-ческая практи-ческая деятель-ность
Поисковый. Творческая деятельность
- В седьмом классе мы с вами знакомились с пропорциями фигуры человека. Вспомним их.
См. ресурсный материал (4) к уроку там же.
- Сделайте 2-3 эскиза в цвете разных видов одежды для собственного гардероба.
Выполнение заданий: с. 161, задание 2 учебника
Слушают учителя, участвуют
в беседе. Вспоминают знакомый учебный материал. Выполняют творческое задание
Индивиду-альнаяПознавательные: понимают, как при менять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), используют эти законы на практике. Коммуникативные: организуют самостоятельную деятельность, задают вопросы, вырабатывают решения.
Личностные: осознают психологию индивидуального и массового IV. Итоги урока. Рефлек-сия Выставка моделей
Организует выставку моделей. - Вам знакомо слово подиум!
- Подиум - возвышение в виде узкой платформы от 50 до 100 метров длиной для показа моды. В настоящее время классическим считается подиум белого цвета. Создайте импровизированный подиум и устройте демонстрацию своих моделей Представляют свои модели на подиуме. Сопровождают показ небольшим устным сообщением
Фронталь-ная, индивиду-альная
Регулятивные: используют полученный творческий опыт в работе над созданием одежды; планируют новый вид деятельности. Личностные: вырабатывают уважительно-доброжелательные отношения в коллективе Ресурсный материал к уроку 32
1. Модельер-конструктор разрабатывает новые модели одежды, обуви, головных уборов, галантереи, осуществляет контроль 'Ш изготовлением изделий.
Модельер-закройщик - это, прежде всего, портной, инженер, который досконально знает весь процесс изготовления одежды, способы кроя, Его задача - сделать так, чтобы вещь идеально сидела на фигуре.
Модельер-дизайнер - это изобретатель. Он придумывает, предлагает детали модели одежды, аксессуаров и художественные дополнения, которых не было раньше, и адаптирует их к повседневному применению. Умение сделать эскиз, максимально воплощающий полет фантазии, передающий богатство тканей, неожиданный силуэт или особенности деталей, - основа его работы. Главное для модельера-дизайнера -- авторская идея.
2. Как только первобытному человеку понадобилась защита от холода и он надел на себя первую шкуру животного, с этого момента, можно считать, и началась история ОД~ЖДЫ. Безусловно, каждый период в истории вносил свой стиль в одежду, свои формы, материалы, цвета, рисунки ткани. Многие историки моды считают, что именно в Древней Греции и Древнем Риме носили наиболее совершенную одежду. Древние греки прекрасно владели искусством драпировать ткань, ловко оперировать орнаментом и украшениями. Время шло, и драпированную одежду постепенно сменила кроеная. В одежде стали выделять перед и спинку, отдельно выкраивать и вшивать рукава. Эпоха Возрождения перенесла центр моды в Италию, где особую роль сыграло античное наследие. Над созданием нового идеала красоты в одежде трудились не только портные, но и художники. Характерная особенность новой моды - богатство ткани, отделка каймой, шитьем. В этот период в платье впервые отделяется лиф от юбки. Эпоха готики явила миру длинную, плотно облегающую в области лифа одежду, со шлейфом и совершенно узкими рукавами, либо, наоборот, сильно расширяющимися от плеча к запястью. Высокий конусообразный головной убор с длинной вуалью или накидкой и узкие остроносые башмаки дополняли костюм. Расцвет барокко (XVI-XVII вв.) пришелся на период правления французского «короля-солнце» Людовика XIV. С этих пор французский двор начинает диктовать моду всей Европе.
3. В начале XIX века все подчинено стилю ампир. Лиф становится жестким, высоко поддерживая грудь, затянутую в корсет. Обнаженные ру_ ки прикрывают шалями, платками и шарфиками. Костюму стиля ампир свойственны тяжелые шелка и лионский бархат, массивные античные орнаменты на тканях, золотое шитье на шлейфах платьев у знатных дам, диадемы с драгоценными камнями. Из Англии пришла мода на спенсер короткий жакет, повторяющий своими линиями и размером лиф платья. Его утепляли мехом и подкладкой, отделывали шнуром, тесьмой, бейками и пуговицами разнообразно, но с чувством меры. С 1814 года складывается новое направление моды - романтизм. Узкая юбка характерного силуэта подчеркивает нижнюю часть женской фигуры (область бедер). Такой по крой называют «турнюр» - длинное, ниспадающее до пола платье, отделанное воланами и лентами. Модельеры начала 20-го столетия были революционерами в мире моды, их изделия были оригинальными, яркими и смелыми. За ХХ век платье претерпело больше изменений, чем за всю свою историю. Появились платья, которые можно носить без корсета. Сначала длина юбки была поднята от пола до лодыжки - сенсация моды. В новый, 1922 год, женщины «вошли» в образе мальчика-подростка: короткие стрижки, платья простого покроя - то, что называлось стиль «гарсон». Юбки менялись, что называется, «на глазах».
В 1921-м году были в моде юбки до щиколотки, в 24-м году - юбки чуть ниже колена, а 27-й год шокировал всех юбками на два пальца выше колена.
Мужская мода ... Она консервативна и идейна. Мужчины сразу «всё сделали правильно», потому удобные, функциональные и почти совершенные формы мужской одежды за век принципиально не изменились. Одежду одинакового покроя носят в Европе и рабочий, и аристократ. Разница меж их костюмами - в тканях, качестве пошива, обуви и аксессуарах. Мода нового тысячелетия активно использует силуэты, созданные в ХХ веке. Если раньше правильным считалось создание образов в одном определенном стиле, то сейчас в моду приходят варианты, когда цельный образ создается с применением деталей, принадлежащих разным стилям и даже разному времени. Все большее количество людей берут на себя ответственность за эксперименты над своим имиджем. Мода ХХI века - это индивидуальность, смелость. Каждый может создать для себя неповторимый образ.
4. Образцом (каноном) гармонии и соразмерности объемов и линий издавна считалось идеальное человеческое тело. Если за единицу его измерения (модуль) принять размеры головы (от темени до подбородка), то в росте такой фигуры он будет укладываться 7,5-8 раз. Ширина талии в этом случае будет равна 1 модулю, ширина плеч - 1,5 модуля, длина нижней части фигуры (от талии) - 5 модулям, верхней - 3. Отношения 3 : 5 и 5 : 8 свидетельствуют о гармоничных пропорциях фигуры и называются «золотым сечением». Это название ввел Леонардо да Винчи.
Исходя из особенностей своей фигуры, каждый человек должен уметь самостоятельно подбирать себе тот фасон одежды, который будет смотреться на нём наиболее выигрышно.
Идеальных фигур не существует, но существуют знания, которые помогают модельеру приблизить фигуру человека к идеалу.
Вспомните зрительные иллюзии, с которыми мы уже знакомились. Зная эти законы, можно зритель но изменить фигуру человека: уменьшить или увеличить, расширить или сузить, скрыть или подчеркнуть. Иллюзии издавна и с большим успехом используются для того, чтобы приблизить реальную фигуру к идеальной с точки зрения бытующей моды. (Презентация в технологических картах уроков за 6 класс «Путешествие в мир зрительных иллюзий») Цвет, рисунок оказывают существенное влияние на внешний вид формы одежды и её выразительность. Цвет может зрительно уменьшить или увеличить, придать лёгкость или тяжесть, успокоить или утомить. Рисунок может сделать фигуру стройнее или расширить её (например. полоски). Разреженный рисунок увеличивает, а уплотнённый, сгущенный рисунок уменьшает величину и массу одежды.
Силуэт - плоскостное изображение, очертание предмета. Он характеризуется высотой и шириной плеч, степенью прилегания изделия к фигуре человека по линии талии, бедер, длиной изделия и шириной снизу, длиной рукавов и др.
Каждому направлению моды присущ определенный модный силуэт, поэтому все наиболее существенные видоизменения в одежде можно проследить по изменению контуров силуэтов и формы.
Важнейшим признаком, определяющим силуэт, является линия талии. По степени прилегания изделия к фигуре по линии талии различают прилегающий, полуприлегающий, прямой и свободный силуэты. Композиция - это единство всех входящих в ту или иную модель элементов формы.