Тема занятия: «Как согласие красоту творит и добрую надежду рождает» 3 класс


МБОУ СОШ пос. Новоколхозное, Неманский район, Калининградская область

Занятие подготовила: учитель начальных классов Юшка Т.Н.





Тема занятия:
«Как согласие красоту творит и добрую надежду рождает» 3 класс

Цель: подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого человека, показать, что важнейшими ценностями семьи являются: забота, согласие, любовь, почитание старших, ответственность каждого за доброе имя своей семьи.

Задачи:
1) подвести детей к выводу, что у человека все должно быть в согласии: ум, сердце и душа;
2) воспитывать внимательное отношение к близким людям;
3) расширять кругозор детей, пополнять их словарный запас;
4) развивать чувство ответственности за порученное дело;
5) учить видеть, ценить красоту.

Основные категории, понятия, осваиваемые учащимися:
вывести детей к пониманию важнейших ценностей человека в ближней окружающей среде (забота, согласие, лад, ответственность каждого за престиж семьи).

Оборудование и инструментарий: записи на доске, изделия из ниток, половики на полу, цветок ромашка, карточки с заданиями, правила отношений с близкими (карточки), «волшебный домик», тетради, учебники, ручки у учащихся, карандаш красный и синий, предметы семейных реликвий, музыкальное оформление (песня «Родительский дом»
сл. М.Рябинина, муз. В.Шаинского), русская народная сказка «Репка», басня И.А.Крылова «Лебедь, Рак и Щука».

На партах у учащихся: 1) учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш; 2) карандаши красный и синий; 3) карточки «Кто чему учился?»; 4) конверты с заданиями

Вводный этап занятия.
Присоединение.
Сегодня мы с вами будем говорить о духовно-нравственном понятии как "согласие". Зачем в жизни нам нужно согласие? Как научиться жить в согласии? Почему иногда люди ссорятся? Это очень сложные вопросы. Давайте поразмышляем над ними вместе, вместе поищем ответы на них.
Принятие цели занятия.
Повторение пройденного материала с предыдущего урока.
- Наш задушевный разговор мы начнем с замечательных строк вологодской поэтессы Ольги Фокиной
«Храни огонь родного очага
И не позарься на костры чужие –
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни очаг родного очага!»
- Вспомните, о чем мы говорили на предыдущем уроке?
- О согласии.
- Да, и пришли к выводу: «Общая надежда достигается при общем согласии».
- В каких произведениях заложен этот мудрый урок жизни? (ученики эти произведения увидели на выставке книг)
- Сказка «Репка», басня «Лебедь, Рак и Щука».
- Кто может вспомнить мораль басни.
-Какие пословицы о согласии запомнили?
- Согласие да лад – для общего дела клад. Согласному стаду и волк не страшен.
- Так же в предыдущий раз мы отметили, что согласие необходимо не только в деле. Важно, что оно воцарилось и в самом человеке, между умом, сердцем и душой.
И тема нашего урока формулируется так (записана на доске):
Тема занятия:
Согласие красоту творит и добрую надежду рождает.
Все учащиеся рассаживаются вокруг стола. На столе посередине самовар с баранками, которые испекли родители.
Сегодня мы увидим, что значит семья для человека, постараемся понять, что ее главными ценностями являются мир и согласие, забота друг о друге, уважение старших и доверие к опыту.

Знакомство с новым материалом. Изучение нового материала.
Работа со схемой.














Согласие в человеке можно рассматривать как : «согласие ума, согласие сердца, согласие души».
А что делает ум?
Правильно. Ум наблюдает, рассуждает, сравнивает, делает выводы – он рождает мысли.
А что делает душа?
Правильно. Душа же напоминает о совести, о правде, о Боге – она очищает мысли и делает благородными чувства. Как хорошо когда между ними лад и согласие.
А когда у человека все ладиться он будет делать зло?
А что тогда он делает?
Верно! Молодцы. Такой человек творит красоту, творит добро.
А теперь откройте учебник на стр. 54. Сейчас мы будем читать текст «как согласие красоту творит и добрую надежду рождает» и выделять в ходе чтения главные и основные мысли.
Работа по теме занятия
- Вспомните, какую же красоту может сотворить согласная артель плотников? Да, такой большой, как у нас. Здесь просторно, светло, уютно. А дружные мастерицы могли создать вот такие чудесные изделия: плетеные салфетки, красивые половички, вышитые полотенца. Трудно поверить, что все это получилось бы у мастеров сварливых, которые часто спорили бы, не помогали друг другу.
Такие красивые или другие, еще более красивые, вещи есть в каждой семье.
- Что для вас значит семья?
По кругу каждый передает сердечко и говорит слова «Семья для меня – это ». (Могут быть названы слова: радость, свет, тепло, близкие люди, опора в жизни, счастье, забота обо мне, веселье, отдых, мир, покой, внимание, доброта и др.)
- Спасибо вам, дети, за добрые слова о семье. У некоторых даже лица светились, когда вы говорили о своей семье.
- Давайте более подробно поговорим об отношении к близким людям. Мир в семье, покой, порядок, радость в вашем доме во многом зависят не только от взрослых, но и от вас самих. Каждый из вас чей-то сын или дочь, брат или сестра, внук или внучка.
- Перед вами «волшебный домик». На самом верхнем этаже живут любящие, заботливые, добрые, внимательные, чуткие сын или дочь. На 3-4 этажах живут дети, которые не всегда бывают заботливые и внимательные к своим близким. И на первом этаже живут те, которые часто доставляют своим близким огорчения.
На каком этаже живете вы? (подсчитываем, записываем цифру в окошечко домика).
Стук в дверь.
- А у нас гость – неверующий Фома, который все берет под сомнение.
Фома.
- Чем вы тут занимаетесь?
- А почему больше окон горит на 5 этаже?
- Где жильцы с нижних этажей?
- Так это вы так высоко забрались? Не верю! И сейчас проверю. Ответьте честно на мои вопросы. Кивните головой утвердительно, если вы все делаете так и помотайте головой, если делаете не так.
Физминутка.
Каждое ли утро ты говоришь своим родным «доброе утро», а ложась спать – «спокойной ночи»?
Сам ли ты всегда моешь за собой посуду, когда покушаешь?
Сам ли ты заправляешь свою постель?
Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения мамы, папы, бабушки, дедушки?
Работаешь ли ты всегда со взрослыми?
То, что хочется купить тебе, ты знаешь. А знаешь ли ты, какая вещь срочно требуется маме или папе?
Судя по ответам, некоторые из вас переселились чуть пониже. А мне у вас понравилось, я тоже буду учиться.

- Видите, ребята, как важно на себя взглянуть со стороны.
Каждый ваш шаг, каждый ваш поступок – и хороший и плохой – отзывается в сердце родных людей радостью или болью, счастьем или страданием.

Вывод: долг детей – платить родителям за их любовь тем же: любовью, заботой о них.
Эти законы соблюдались издавна. В крестьянских семьях раньше можно было видеть красоту духовную. А семьи были большие. Иногда в них было по 10-15 человек (откройте учебники на стр. 54). Крестьянская семья за трапезой (т.е. во время еды). Часто в семьях бывало по три поколения, здесь было без согласия не обойтись.
- Назовите эти три поколения.
Бабушка, дедушка;
мама, папа;
дети.
О детях заботились все (сообщение двух учащихся по материалу учебника «Истоки» на стр. 55).
- А трудились в семье все от мала до велика. Дети учились у родителей.

Работа по карточкам (индивидуальная).
- Девочки красным карандашом закрасят кружочки, которые находятся рядом с работами, которым учились девочки. А мальчики – синим карандашом кружочки, которые даны рядом с работами, которым учились мальчики.






Карточка «Кто чему учился?»

Ухаживать за коровами топить печь

Пахать и сеять работать топором

Прясть и ткать заготовлять дрова

Ухаживать за лошадьми нянчить детей

Косить траву мешать и печь хлеб
Проверить. Зачитать.
Вывод: мужчины отвечали в семье за достаток, а женщины – за порядок.
Каждому хотелось все делать так же ловко и красиво, как взрослые.







Физминутка.
Вот помощники мои.
Их как хочешь поверни.
Могут шить, варить и печь,
На Луне звезду зажечь.
Вот как только подрастем,
Дело мы себе найдем.

- В крестьянских семьях не было лишних.
(Зачитать четыре верхние строчки из учебника «Истоки» на стр. 55)
- Бабушка была в семье очень важна, она вела в первый путь по избе ребенка, а дедушка учил ложки мастерить. Бабушку называли – большуха, а дедушку – большак.
Но когда они старились и чувствовали, что не настолько уже сильны и мудры, чтобы управлять домом, то передавали правление маме и папе, т.е. своим детям.
- Что же взрослые особенно ценили в своих детях?

Работа с учебником.
Так, какова же главная мысль в этом абзаце? (+ необходимо, чтобы ум был в ладу с сердцем, а душа с Богом.)
Правильно. Молодцы. Значит самое главное, чтобы мысли человека были чистыми, а чувства благородными. Об истоках духовной красоты русского человека с большой теплотой и уважением размышляли многие русские писатели и ученые прошлого и нынешнего века. Об этом написано много хороших и поучительных книг. А каких авторов знаете вы?
Верно. Это басни Крылова, произведения Астафьева и многих других русских и зарубежных авторов.
А какие пословицы и поговорки вы знаете о согласии?
А я знаю такие пословицы:
Веника не сломишь, а прутья по одному переломаешь.
Опора у дерева корни, а у человека – друзья.
Горе на двоих – пол горя, радость на двоих – две радости.

На стр.56 в отрывке (со слов «но особенно красивыми душой»). Отметить «+» что особенно ценилось и примечалось взрослыми.
Проверить фронтально.

- Вот тогда у родителей и появляется добрая надежда на то, что вырастут их дети и внуки людьми достойными, красивыми душой.

Сейчас мы попробуем поработать вместе, как артельщики. Работать мы будем по группам и каждую группу назовем плотницкой артелью, строящей деревянный дом. Нашим артелям мы заранее придумали названия: «Мастера на все руки», «Добрый дом», «Красная изба», «Дружная семья».

«Артельщики» надевают эмблемы артелей.

Изберем старшего по каждой артели.

Старшинам артелей выдаются костюмы мастеровых.

Каждая артель будет участвовать в строительстве села и строить свой дом.

Проводится активное занятие «Согласие в деле».
Работа в тетрадях по курсу «Истоки-3», с. 21.
Закрепление. Учитель и учащиеся садятся в круг. Учитель просит отгадать загадки.
"Волшебный сундучок" (загадки об инструментах)
Кланяется, кланяется, придёт домой - растянется. (топор)
Доску грызла и кусала, На пол крошек набросала. Но не съела ни куска, Знать, невкусная доска. (пила)
Первое - нота, Второе - игра. Целое встретится у столяра. (долото)
По деревянной речке Плывёт кораблик новый, Свивается в колечки Дымок его сосновый. (рубанок)
Толстый тонкого побьёт - Тонкий что - нибудь прибьёт. (молоток и гвоздь)
Цепкий рак на тех сердит, Кто зазря в доске сидит. (клещи)
- Чьи это инструменты?
- Как раньше называлась группа плотников? (артель)
Работа в тетради Тренинг. Работа в четвёрке "Согласие в деле".
Работа в тетради стр. 21. Зачем нужно обтесать бревна?

· Под корой дерева собирается влага, дерево может начать гнить.
Что такое «сруб»? Почему наши предки говорили не «построить» дом, а «срубить» дом?

· Дома строили из дерева, а дерево рубили топором.
Как в русском языке появилось слово «окно»?

· В старину дом воспринимали по образу живого существа, поэтому части строения как будто соответствовали частям тела/лица. Око – глаз. Окна – глаза дома.
Какое место в доме занимала печь?

· Печь занимала главное место в доме. Зимой она согревала, на ней спали, в печи готовили еду и даже мылись.
Цель: развитие способности учащихся в принятии совместного решения.
Можно выслушать лидера одной из групп, а затем выявить другие варианты выполнения задания. Желательно, чтобы аргументировали своё решение.
Задание. Учащимся необходимо распределить операции по строительству дома в необходимой последовательности:
Сделать фундамент. (3)
Поставить крышу. (5)
Поставить сруб на фундамент. (4)
Сложить печь. (8)
Изготовить сруб. (2)
Обтесать брёвна. (1)
Прорубить окна и двери. (6)
Сделать пол и потолок. (7)
Для тех, кто испытывает затруднения, приготовлена аппликация дома в разрезе.
Закончить предложение (подчеркнув нужное слово)
Общаться в группе было :::. интересно неинтересно
Прийти к согласию было ::: легко сложно
Меня слушали :::. внимательно невнимательно
Я соглашался с друзьями ::: быстро медленно
Закрепление
- Каким словом близким по значению – синонимом можно заменить слово согласие? (лад)
Лад – это термин из музыки.
Лад – это гармоничный, особый настрой.
Про людей достойных, красивых душой говорили, что у таких людей ум в ладу с сердцем, а душа – с Богом.
Эти слова и являются выводом нашего урока.


Работа с тетрадью. Рассмотрите картину "Дружная семья"
Семья - коллектив, связанный общей заботой, предполагающий совместный труд родителей и детей.
- Какой совместный труд объединяет вашу семью?
- Но в семье согласие чаще всего достигается не только в деле. (В слове, в чувствах)
Хлеб (пекарь, агроном, тракторист, комбайнёр, водитель)
Храм (строитель, архитектор, иконописец, прихожане, священник)
Что важно и ценно в совместном труде?
(честность, согласие, взаимопомощь, добросовестность)
Труд - дело чести.

Спиши с доски вывод.
Хорошо, когда ум в ладу с сердцем, а душа – с Богом. (записывают под музыку песни «Родительский дом»).

Итог урока: вознаграждение. Спасибо всем за работу и мудрые мысли. (Учащимся раздаются баранки)
Не обижайте вы соседей и друзей,
Душой ты черствой не болей.
Живи в согласии и вечном мире,
Чтоб счастье и любовь всегда кружили.
С днем согласия и примирения вас,
Вам всего хорошего и в добрый час.
По ходу урока учащиеся получали вознаграждение доверием, взаимопониманием, одобрением, взглядом, жестом, таким образом, формулировался ресурс успеха.
Об истоках духовной красоты русского крестьянина размышляли многие русские писатели.

Домашнее задание: постараться быть в ладу со всеми членами семьи.







Литература, использованная для подготовки к уроку

Сборник «Загадки. Пословицы. Поговорки».
Сборник стихов О.Фокиной.
А.В.Камкин, Н.В.Котельникова «Истоки».
О.А.Бандяк, Н.В.Котельникова Тетрадь по «Истокам».
А.В.Камкин, Н.В.Котельникова «Истоки» (программа и комментарии).
В.А.Сухомлинский «Хрестоматия по этике».
Ю.С.Рябцев «Трудовая деятельность крестьян. Крестьянское жилище и утварь». 1995

























Учитель и учащиеся садятся в круг. Учитель просит отгадать загадки.
"Волшебный сундучок" (загадки об инструментах)
Кланяется, кланяется, придёт домой - растянется. (топор)
Доску грызла и кусала, На пол крошек набросала. Но не съела ни куска, Знать, невкусная доска. (пила)
Первое - нота, Второе - игра. Целое встретится у столяра. (долото)
По деревянной речке Плывёт кораблик новый, Свивается в колечки Дымок его сосновый. (рубанок)
Толстый тонкого побьёт - Тонкий что - нибудь прибьёт. (молоток и гвоздь)
Цепкий рак на тех сердит, Кто зазря в доске сидит. (клещи)
- Чьи это инструменты?
- Как раньше называлась группа плотников? (артель)


«Мастера на все руки»
«Добрый дом»
«Красная изба»
«Дружная семья»










- 13 PAGE 14115 -


Согласие в человеке

Душа

Сердце

Ум

Лад

Творит добро



ђ Заголовок 115