Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе


жаворонок
сорока
ворона
воробей
соловей
ласточка
снегирь
ястреб
синица
Урок № 1 по теме «Птицы»
1.Минутка чистописания
ооо ооо верхним соединением и нижним соединением.
оло оро2. Игра «Глаз-фотограф». Демонстрируются карточки со словами 1-2 секунды. Задача: успеть прочитать и запомнить, как слово пишется.
жаворонок
сорока
ворона
воробей
соловей
ласточка
снегирь
3. Выпишите в тетрадь слова с сочетаниями –оло-, -оро-.
- Что знаете об этих птицах? (Ворона, воробей – воришки, живут возле человека, кормятся тем, что найдут вблизи жилья человека. Сорока любит воровать блестящие предметы. Соловей имеет бледный, серый цвет, окраску. Такой цвет называют соловый.)4. Отгадайте загадку:
Красногрудых птиц сюда
К нам приносят холода.
Корм скорей им собери –
Прилетели …(снегири)
5. Запись предложений под диктовку.
- Выслушайте предложения. Какие орфограммы нужно вспомнить, чтобы грамотно записать предложения?
Саша Орлов кормит зимой птиц. Он припас корм, сделал кормушку. В птичью столовую слетелись…
Дополните последнее предложение словами с доски. Подчеркните однокоренные слова. (корм, кормушку). Какое слово является проверочным?
6. Составьте «лесенку» слов, выделив общий корень –снег-. (снег, снежок, снежная, снежинка, снеговик, снегоход, снеговой, снеговичок)
7. Запишите предложение: По липовой аллее на дорожке разгуливают снегири. Разберите его по членам предложения и составьте схему.
============= _______________
↓ ↓_ . _ . _ _ _ _
↓~~~~~~~
Разгуливают (где?) по аллее, разгуливают (по чему?) по дорожке, по аллее (какой?) липовой.Урок № 2 по теме «Птицы»
1.Минутка чистописания
) Ж ( ) Ж (
) ( жа ) (жа жаворонок
2. Чтение текста.
Жаворонок
Жаворонок возвращается к нам с первыми проталинами. Песни жаворонка звенят от зари до зари. Но ценность жаворонка не только в красоте его песен. Он собирает зёрнышки сорных трав, поедает различных вредных насекомых.
Песня жаворонка всегда звенит в ясном небе и очень редко – на земле. Не зря жаворонка называют поднебесным певцом. Слишком много он имеет врагов, чтобы свободно петь на земле. Жаворонка может схватить ястреб или хорёк, горностай или ласка. Даже полевой мыши и хомяка певец пугается. Вот почему, как серебряный колокольчик, звучит песня жаворонка в вышине. Отсюда он видит ястреба, может спуститься на землю и спрятаться во ржи или бурьяне.
- Почему пение жаворонка не услышишь на земле?
- Найдите и зачитайте в тексте сравнение.
3. Разбор предложения.
- Запомните и повторите предложение: И жаворонки в небе уж подняли трезвон.
- Сколько слов в предложении? (7)
- Запись с комментированным управлением на доске и в тетрадях. Составление схемы предложения. (В предложении говорится о жаворонках – это подлежащее, подчёркиваем одной чертой, доказываю: кто это? - Жаворонки – выражено существительным. О жаворонках говорится, что они подняли – это сказуемое, подчёркиваю двумя линиями. Доказываю: что сделали? – подняли – выражено глаголом. Жаворонки подняли – это грамматическая основа предложения. Построим пары слов: зададим от главных членов предложения вопросы ко второстепенным. Подняли (что?) трезвон, дополнение, выражено существительным, подняли (где?) в небе, обстоятельство, выражено существительным с предлогом.4. Разгадайте ребусы и запишите каллиграфически эти слова:
ЛАС. Рона робей 40А
- Окраска какой птицы указывает на её название?
Урок № 2 по теме «Птицы»
Текст для детей
Жаворонок
Жаворонок возвращается к нам с первыми проталинами. Песни жаворонка звенят от зари до зари. Но ценность жаворонка не только в красоте его песен. Он собирает зёрнышки сорных трав, поедает различных вредных насекомых.
Песня жаворонка всегда звенит в ясном небе и очень редко – на земле. Не зря жаворонка называют поднебесным певцом. Слишком много он имеет врагов, чтобы свободно петь на земле. Жаворонка может схватить ястреб или хорёк, горностай или ласка. Даже полевой мыши и хомяка певец пугается. Вот почему, как серебряный колокольчик, звучит песня жаворонка в вышине. Отсюда он видит ястреба, может спуститься на землю и спрятаться во ржи или бурьяне.
Урок № 3 по теме «Птицы»
Минутка чистописания
ооООоо ооООоояЯЯя яЯЯяяс ястреб (добавляется новое слово на стенд)
Работа с текстом «Воробей на часах».
- Прочитайте рассказ «Воробей на часах» про себя. Приготовьтесь прочитать выразительно.
В саду прыгали молодые воробушки. А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица. Летит по задворкам ястреб-разбойник. Старый воробей заметил злодея и следит за ним. Ястреб ближе и ближе. Закричал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом кинулись в кусты.
Всё смолкло. Только воробей-часовой сидит на ветке, глаз с ястреба не спускает. Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз. А воробей камнем упал в кусты.
Ястреб ни с чем и остался.
Л.Толстой
Выразительное чтение рассказа детьми вслух (при выразительном чтении обязательно называть автора и название произведения).
- Назовите в тексте слова с непроверяемым написанием.
- Выпишите все однокоренные слова к слову «воробей» (воробушки, воробей, воробьята).
- Выделите корень. Образуйте и запишите однокоренное прилагательное. Назовите в нем орфограмму.
4. Разбор предложения.
- Запомните предложение: В саду прыгали молодые воробушки. (5 слов)
- Какие орфограммы надо знать, чтобы грамотно написать это предложение? (предлоги пиши отдельно, безударные гласные, проверяемые ударением, непроверяемые безударные гласные –оро-, начало предложения пиши с заглавной буквы, в конце предложения поставь точку).
5. Комментированное управление с записью на доске и в тетрадях. Разбор предложения по членам. Составление схемы предложения.
В предложении говорится о воробушках. Доказываю: кто это? Воробушки – подлежащее, подчеркиваю одной линией, выражено существительным. О воробушках говорится, что они прыгали. Доказываю: воробушки что делали? – прыгали - это сказуемое, подчёркиваю двумя линиями, выражено глаголом. Воробушки прыгали – это грамматическая основа предложения. Составляю пары слов: воробушки (какие?) молодые – это определение, подчёркиваю волнистой линией, выражено прилагательным, прыгали (где?) в саду – это обстоятельство, выражено существительным с предлогом.================ _________________
↓ ↓- . - . - . - . - . - . - . - ̴̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴ ̴
Воробушки (какие?) молодые, прыгали (где?) в саду.
Урок № 3 по теме «Птицы»
Текст для детей
«Воробей на часах»
В саду прыгали молодые воробушки. А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица. Летит по задворкам ястреб-разбойник. Старый воробей заметил злодея и следит за ним. Ястреб ближе и ближе. Закричал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом кинулись в кусты.
Всё смолкло. Только воробей-часовой сидит на ветке, глаз с ястреба не спускает. Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз. А воробей камнем упал в кусты.
Ястреб ни с чем и остался.
Л.Толстой
Урок № 3 по теме «Птицы»
Текст для детей
«Воробей на часах»
В саду прыгали молодые воробушки. А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица. Летит по задворкам ястреб-разбойник. Старый воробей заметил злодея и следит за ним. Ястреб ближе и ближе. Закричал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом кинулись в кусты.
Всё смолкло. Только воробей-часовой сидит на ветке, глаз с ястреба не спускает. Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз. А воробей камнем упал в кусты.
Ястреб ни с чем и остался.
Л.Толстой
Урок № 3 по теме «Птицы»
Текст для детей
«Воробей на часах»
В саду прыгали молодые воробушки. А старый воробей уселся высоко на ветке дерева и зорко глядит, не покажется ли где хищная птица. Летит по задворкам ястреб-разбойник. Старый воробей заметил злодея и следит за ним. Ястреб ближе и ближе. Закричал громко и тревожно воробей, и все воробьята разом кинулись в кусты.
Всё смолкло. Только воробей-часовой сидит на ветке, глаз с ястреба не спускает. Заметил ястреб старого воробья, взмахнул крыльями, расправил когти и стрелой спустился вниз. А воробей камнем упал в кусты.
Ястреб ни с чем и остался.
Л.Толстой
Урок № 4 по теме «Птицы»
1.Минутка чистописания
- Назовите общий элемент букв: о б в о б в
- Допишите слоги в словах …гирь, …рона, …бей, …вей, …рока.
- Запишите слова со стенда в три столбика: в первый столбик – с ударением на первом слоге, во второй столбик – с ударением на втором слоге, в третий столбик – с ударением на третьем слоге. В третий столбик допишите еще одно слово самостоятельно. Можете воспользоваться орфографическим словарём.
2. Работа с текстом. Устно.
- Прочитайте текст. Озаглавьте его. Выделите начало, середину, концовку.
Стояли трескучие морозы. Каждое утро я выносил птицам свежий корм. Один раз у кормушки я увидел синицу. Она лежала на снегу. Я принёс птичку домой и поместил в клетку. Синичка открыла глаза и стала поправлять перья. Я поставил ей в клетку чашку с семенами и блюдце с водой. Синичка прожила у нас всю зиму. Весной я её выпустил.
- Запишите ещё одно новое словарное слово: синица.
3. Коллективное изложение «Город на берёзе».
На молодую берёзку наш дедушка повесил птичий дом – дуплянку. Стали в дуплянке пичуги селиться. Весной прилетают, песни поют, птенцов выводят.
Шли годы. Росла молодая берёза. И дуплянка – птичий дом – постепенно подымалась вверх, как на лифте.
Потом наш отец повесил вторую дуплянку. Прошло время – и она вверх поднялась. Потом мы с братишкой повесили по дуплянке. И теперь на всех четырёх этажах у нас птицы поселились. Прямо-таки дружный, весёлый птичий городок на берёзе!
А голосистый какой!
(По Э.Шиму)
- Кто первый повесил птичий домик?
- Как птицы отнеслись к дуплянке?
- Что изменилось, спустя годы?
- Кто повесил вторую дуплянку?
- Сколько дуплянок теперь висит на берёзе?
- Закончите рассказ, связав повествование с его заголовком.
Предлагаю два варианта работы: коллективно составляем свой текст, обсуждая каждое предложение или каждая группа записывает свое изложение, а позже демонстрируют свои тексты. Это зависит от степени подготовленности класса.
Урок № 4 по теме «Птицы»
Тексты для детей
2. Прочитайте текст с карандашом в руке. Озаглавьте его. Выделите начало, середину, концовку.
________________________________________________
Стояли трескучие морозы. Каждое утро я выносил птицам свежий корм. Один раз у кормушки я увидел синицу. Она лежала на снегу. Я принёс птичку домой и поместил в клетку. Синичка открыла глаза и стала поправлять перья. Я поставил ей в клетку чашку с семенами и блюдце с водой. Синичка прожила у нас всю зиму. Весной я её выпустил.
3. Коллективное изложение «Город на берёзе».
На молодую берёзку наш дедушка повесил птичий дом – дуплянку. Стали в дуплянке пичуги селиться. Весной прилетают, песни поют, птенцов выводят.
Шли годы. Росла молодая берёза. И дуплянка – птичий дом – постепенно подымалась вверх, как на лифте.
Потом наш отец повесил вторую дуплянку. Прошло время – и она вверх поднялась. Потом мы с братишкой повесили по дуплянке. И теперь на всех четырёх этажах у нас птицы поселились. Прямо-таки дружный, весёлый птичий городок на берёзе!
А голосистый какой!
(По Э.Шиму)
- Кто первый повесил птичий домик?
- Как птицы отнеслись к дуплянке?
- Что изменилось, спустя годы?
- Кто повесил вторую дуплянку?
- Сколько дуплянок теперь висит на берёзе?
- Закончите рассказ, связав повествование с его заголовком.