Календарно — тематическое планирование Программа кружка «Мастерилка» Творчество Папье — маше


ГБОУ Республики Марий Эл
«Казанская школа-интернат»













Программа кружка

«Мастерилка»







Составил:
руководитель кружка
Лебедева М.А.









с. Казанское, 2015 г.

Название программы

«Мастерилка»

Паспорт программы

Критерии характеристики
программы
Варианты характеристики учебной
программы

1. Возраст учащихся
- учащиеся 2-4 классов

2. Пол учащихся
- для девочек и мальчиков

3. Продолжительность реализации программы
- 18 часов в год, срок реализации 3 года


4.Формы организации обучения
- индивидуальные
- групповые

5. Виды учебной деятельности
- творческая

6. Образовательная область
- Профессионально-трудовое обучение по профилю «Картонажно-переплетное дело»

7.Способы реализации содержания программы
- алгоритмические
- творческие программы

8. Уровни освоения программы
- общекультурный


9. Тип учебной программы
- ориентационная











Пояснительная записка

Актуальность программы

Искусство папье-маше уходит своими корнями в японскую («харико», VII век) и китайскую цивилизацию. Считается, что они первыми заметили, что из целлюлозной пульпы, шедшей на изготовление бумажных листов, можно было при желании формировать разнообразные фигурки. В Европу эта технология была завезена в XVIII –XIX веках, где получила название метода папье-маше, в переводе с французского языка – «жеваная бумага».
В России папье-маше стало массово использоваться в XVIII –XIX веках для формовки декоративных предметов: ларцов, архитектурных деталей, масок, дешевых подражаний резьбе по дереву, игрушек и т.д.
Данный вид декоративно-прикладного искусства приносит пользу для психического развития детей. Также папье-маше можно рассматривать как один из методов сбрасывания напряжения, как способ снятия агрессии и внутренней нестабильности, как для детей, так и для взрослых. Папье-маше отлично развивает мелкую моторику рук, поэтому его можно рекомендовать для занятий в школах. Занимаясь папье-маше, ребенок осваивает новые и необходимые в дальнейшем жизни способы работы с инструментами, а также овладевает различными видами художественной деятельности – рисованием, аппликацией, навык моделирования. Очень важным является то, что на занятиях дети не только осваивают технику папье-маше, но и используют изготовленные игрушки для сюжетно-ролевых и подвижных игр. А ролевая игра, являясь источником развития ребенка, помогает детям лучше освоиться в окружающей действительности с помощью воспроизведения и моделирования. Таким образом, папье-маше – как вид прикладного искусства является способом психологической разгрузки; влияет на развитие творческого воображения и мышления; способствует развитию целостного восприятия форм, цвета предметов; способствует концентрации внимания и развивает зрительную память. Так же папье-маше влияет на развитие эмоционально-волевой сферы личности, формируя ряд положительных личностных качеств. С помощью занятий по папье-маше развивается умение ставить перед собой цель и достигать желаемого результата, в свою очередь, развивая и мотивационную сферу. Поэтому можно сказать, что папье-маше в целом способствует гармоничному развитию личности детей и имеет большое психологическое и педагогическое значение.
Данная программа позволяет создать условия для самореализации личности ребёнка, выявить и развить творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.

Достоинства программы, ее оригинальность, педагогические возможности

Достоинством программы является то, что техника папье-маше доступна ребятам всех возрастов, выполнении изделий используются экологически чистые материалы, не требующих больших материальных затрат для исполнения.
Цель программы

создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.

Задачи программы

Обучающие:
– научить умению планировать свою работу;
– научить приемам и технологии изготовления композиций;
– изучить свойства различных материалов;
– научить приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:
– развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
– развивать образное мышление и воображение;
– развивать у детей эстетическое восприятие окружающего мира;
– развивать внутреннюю свободу ребенка, способность к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

Коррекционная:
- корригировать умственные и двигательные дефекты развития в процессе трудовой деятельности.
- корригировать сенсорную деятельность и мелкую моторику в процессе трудовой деятельности

Воспитательные:
– воспитывать уважения к труду и людям труда;
– воспитывать аккуратность;

Связь программы кружка с программой образовательного учреждения
Существует связь с профессионально-трудовым обучение: переплетно- картонажным делом, а так же видна взаимосвязь со школьным предметом изобразительным искусством.

Состав учащихся

Программа разработана для учащихся девочек и мальчиков 2-4 классов.

Продолжительность обучения

Программа кружка рассчитана на 3 года обучения, ежегодный курс-18 часов.
Всего по программе 54 часа из них 9 теории и 45 практики.

Организация самостоятельной работы учащихся

Организация самостоятельной работы учащихся рассчитана на 45 часов, включает в себя участие в выставках работ, посещение выставок.

Перечень знаний и умений учащихся знать:
Учащиеся должны знать:
название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
способы обработки различных материалов;
применение акварели, цветных карандашей, гуаши.
приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
применение пастели и бисера в окружающем мире.

Учащиеся должны уметь:
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку,
эскизу, схеме, замыслу);
самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку,
эскизу, схеме, замыслу);
экономно и рационально расходовать материалы;
выполнять работу в любой изученной технике рисования;
контролировать правильность выполнения работы.

Учащиеся должны владеть:

монологической и диалогической формой речи;
овладеют навыками культуры труда;
владеть основными приемами работы с бумагой













Примерный тематический план первого года обучения




Тема
Количество часов



всего
теор.
прак.

1
Вводное занятие «Удивительный мир папье – маше». Немного из истории
Правила Т.Б на занятиях
1
1
-

2
Коллекционный сервиз Блюдце, чашка, тарелка (по выбору учащихся)
3

3

3
Блюдце, чашка, тарелка
3

3

4
Овощи. Огурец. (Плоские).
2

2

5
Фрукты. Апельсин. (Плоские).
2

2

6
Новогодние игрушки. Звезда. (Плоские)
2
0,5
1,5

7
Подарок папе. Карандашница.
2

2

8
Подарок маме. Ваза.
2
0,5
1,5

9
Оформление «фотоальбома» по программе кружка.
Участие в районом конкурсе
«Отходы в доходы»
1
1
-

Всего:

18 ч.
2 ч.
16 ч.




Содержание программы первого года обучения

1.Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий. Познакомить с правилами техники безопасности при проведении занятий.
2. Тарелочка. Учить создавать мысленный образ конструкции, планировать последовательность практических действий, отбирать наиболее эффективные способы решения задач. Выполнить изделие.
3. Чашка. Учить планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий, оценивать промежуточный и итоговый результат, осуществлять самоконтроль и необходимую коррекцию по ходу работы. Выполнить изделие.
4. Овощи. Огурец. (Плоские). Сравнить плоскую модель с объемной. Выполнить изделие. Показать практическое применение выполненного изделия.
5. Фрукты. Апельсин. (Плоские). Сравнить плоскую модель с объемной. Выполнить изделие. Показать практическое применение выполненного изделия.
6. Новогодние игрушки. Звезда. (Плоские). Рассказать о новогоднем празднике, его традициях, символах. Показать разнообразие новогодних игрушек, материалов из которых они сделаны. Провести сравнительный анализ. Выполнить изделие..
7. Подарок папе. Карандашница. Воспитывать любовь к родителям, внимание к ним. Показать новую технологию выполнения работы папье-маше. Выполнить изделие.
8. Подарок маме. Ваза. Воспитывать любовь к родителям, внимание к ним. Показать новую технологию выполнения работы папье-маше. Выполнить изделие.
19. Участие в районом конкурсе «Отходы в доходы»



Примерный тематический план второго года обучения


Тема
Количество часов



всего
теор.
прак.

1
Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий.
1
1
-

2
Корзинка для овощей и фруктов.
2
0,5
1,5

3
Фрукты: груша, лимон. (Объемные).
2
0,5
1,5

4
Рамка для семейного фото.
2
0,5
1,5

5
Ёлочная игрушка. Шишка. (Объемная).
2
0,5
1,5

6
Шкатулка.
2
0,5
1,5

7
Валентинка. (Объемная).
2
0,5
1,5

8
Горшочек для цветов.
2
0,5
1,5

9
Пасхальные яица.
2
0,5
1,5

10
Сбор электронных презентаций по программе кружка.
Участие в интернет фестивале-конкурс детского и юношеского творчества " узоры"
1
1
-

Всего:

18 ч.
6ч.
12 ч.



Содержание программы второго года обучения.

1. Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий. Познакомить с правилами техники безопасности при проведении занятий.
2. Корзинка для овощей и фруктов. Рассмотреть овощи и фрукты. Сравнить их формы, цвета и размеры. Составить план выполнения работы. Выполнить изделие.
3. Фрукты: груша, лимон. (Объемные). Сравнить грушу и лимон. Выбрать необходимый материал для изделия. Наметить порядок выполнения работы. Выполнить изделие.
4. Рамка для семейного фото. Показать образцы выполненных работ. Определить назначение. Сравнить формы, декорирование. Выбрать нужный материал. Выполнить изделие.
5. Ёлочная игрушка. Шар. (Объемный). Рассказать о новогоднем празднике, его традициях, символах. Показать разнообразие новогодних игрушек, материалов из которых они сделаны. Провести сравнительный анализ плоской и объемной игрушек. Выполнить изделие.
6. Шкатулка. Рассказать историю создания шкатулки. Показать ее образцы из различных материалов и в разнообразном оформлении, применение. Выполнить изделие.
7. Валентинка. (Объемная). Рассказать о происхождении праздника. Для чего придумали «Валентинки», их предназначение. Показать разнообразие Валентинок (плоских и объемных). Определить кому будет предназначен подарок. Выполнить изделие.
8. Горшочек для цветов. Рассмотреть оригинальные образцы. Сравнить с готовым образцом (папье-маше). Продумать план выполнения работы, декорирование поделки. Выполнить изделие.
9. Пасхальные яица. Рассказать о происхождении праздника. Основных символах Пасхи. Рассмотреть разнообразие пасхальных яиц. Выполнить изделие.
10. Участие в интернет фестивале-конкурс детского и юношеского творчества «узоры».
Примерный тематический план третьего года обучения


Тема
Количество часов



всего
теор.
прак.

1
Вводное занятие.
Правила техники безопасности при проведении занятий.
1
1
-

2
Композиция из фруктов и овощей для украшения кухни. По выбору.
3
0,5
2,5

3
Матрешка.
3
0,5
2,5

4
Рамка для семейного фота
2
0,5
1,5

5
Новогодняя гирлянда.
3
0,5
2,5

6
Валентинки для друзей.
2
0,5
1,5

7
Копилка.
3
0,5
2,5

8
Оформление подарков для родителей, гостей школы. Принять участие во всероссийском творческом интернет конкурсе для детей и взрослых «Мир Творчества»
1
1
-

Всего:

18 ч.
5ч.
13 ч.







Содержание программы третьего года обучения.

1. Вводное занятие. Правила техники безопасности при проведении занятий. Провести инструктаж безопасности при проведении занятий.
2. Композиция из фруктов и овощей для украшения кухни. По выбору. Дать понятие: композиция. Научить составлять композицию из овощей и фруктов. Учить работать в группе. Выполнить изделие.
3. Матрешка. Рассмотреть образцы матрешек с различными видами росписи. Познакомить с историей появления матрешки. Учить работать в группе. Учить планировать практическую работу. Выполнить изделие.
4. Новогодняя гирлянда. Рассмотреть различные виды гирлянд. Учить работать в группе. Учить проявлять свою инициативу, свое творчество, самостоятельность. Выполнить изделие.
5. Валентинки для друзей. Изготавливать изделия из доступных материалов по образцу. Осуществлять декоративное оформление и отделку подарка. Выполнить изделие.
6. Копилка. Показать различные образцы и поделки копилок. Сравнить материалы для выполнения работы. Определить необходимые. Составить план выполнения копилки. Оформление поделки. Выполнить изделие.
7. Принять участие всероссийском творческом конкурсе для детей и взрослых «Мир Творчества»

Оценка результатов работы по программе кружка

1.Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков; оформления зала для проведения праздничных
2. Способы диагностики и контроля знаний и умений учащихся:
Тесты, анкетирование.
3. Способы диагностики удовлетворенности учащихся учебным процессом и его результатами, способы выявления влияния образовательного процесса на развитие учащихся:
4. Основные критерии оценки работ учащихся:
- критерии для оценки практической работы учащихся (инструкционные карты, изделия, коллекции и др.):
- аккуратность исполнения;
- соблюдение технологии;
- законченность работы;
- соответствие сроку сдачи;
- творческий подход к работе.
- критерии для оценки теоретических работ учащихся (сообщения, рефераты, доклады, проекты):
- качество изложения;
- соответствие сроку сдачи.

Учебно-материальная база
Заготовка.
Клей ПВА (кракелюрный клей) – 12 шт.
Ножницы – 12шт.
Краски акриловые – 12 шт. Гуашь -12 шт
Кисть – 12шт.

Список литературы.
Для педагога:
1. Н. А. Андреева «Рукоделие» - полная энциклопедия Москва, 1992.
2. А. А. Власова «Рукоделие в школе» - Санкт - Петербург, 1996.
3. В. С. Горичева. Сказку делаем из глины, теста, снега, пластилина. М., 2002
4. Э. К. Гульянц. Что можно сделать из природного материала. М., 1999
5. Н. И. Сокольников. Основы рисунка, композиции. Обнинск, 1996.
6. К. В. Силаева. Соленое тесто. М, 2000
7. Книга серии «Основы художественного ремесла» Геннадия Федотова - Послушная глина. Москва «АСТ - ПРЕСС»1999 г.;
8. Книга серии «Золотая библиотека увлечений» Ирины Ханановой - Соленое тесто
Москва «АСТ - ПРЕСС» 2007г.;
Для учащихся:
Р. Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996г.
.Черутти Патриция Наве. Декупаж: декоративная отделка предметов интерьера, посуды, аксессуаров. Практическое руководство.
Белякова О.В., Изотова М.А. Лучшие поделки из бумаги.- Ярославль: Академия развития, 2009.
Бельтюкова Н., Петров С., Кард В. Учимся лепить. Папье-маше. Пластилин.- Москва: Эксмо-пресс, 2001.
Величко Н. Русская роспись: техника, приёмы, изделия.- Москва: Аст-пресс книга, 2011.
Гибсон Р. Папье-маше. Бумажные цветы. – Москва: Росмэн, 1996.
Зайцева А., Дубасова А. Папье-маше. Коллекция оригинальных идей.- Москва: Эксмо, 2010.
Родионова С. Папье-маше. Самая полная энциклопедия.- Москва: Аст-пресс, 2010.













ГБОУ Республики Марий-Эл «Казанская школа-интернат»










Общешкольное мероприятие «Праздник елочной игрушки из папье-маше»











Разработал:
Руководитель кружка
Лебедева М.А.









с. Казанское, 2015 г

"Праздник елочной игрушки из папье-маше"

ЦЕЛИ:
познакомить детей с историей новогодней игрушки, историей рождественской и новогодней открытки;
воспитывать бережное отношение к игрушкам;
создать предновогоднее настроение;
расширять кругозор учащихся.
УЧАСТНИКИ: учащиеся 2-4 классов.
ПОРЯДОК И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ:
Мероприятие проводится в форме КТД. Предварительно, каждый класс получил задания:
Принять участие в конкурсе ёлочных шаров (Ребята изготавливают шары из папье-маше)
Подготовить каждому классу защиту своих игрушек (худ. номер).
Выступление и участие каждого класса оценивается, после чего выявляется победитель.
ОБОРУДОВАНИЕ: коробка с новогодними украшениями, экран и проектор (для показа презентации), сцена украшена шарами, мишурой, серпантином.
Слева, у края сцены стоит ель. Ёлка не украшена, её в ходе мероприятия украшают сами учащиеся.
Ход мероприятия
ЧАСТЬ 1.
1 ученик: – Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что мы все сегодня собрались в этом зале на празднике ёлочной игрушки. Обещаем, что скучать вам не придётся, вы узнаете много интересного, сможете себя показать и на других посмотреть.
2 ученик: – Приближается самый красивый и самый любимый в народе праздник – Новый год. Совсем скоро лесная красавица ёлка по праву воцарится в вашем доме. И пусть царствовать она будет недолго, зато сколько радости и веселья с собой она принесёт.
1 ученик: – Оказывается, в России до Петра 1 Новый год отмечали дважды в год. 1 марта, – так как весной пробуждалась всё живое, в том числе и солнце. А ещё один новый год наступал 1 сентября. Такое раздвоение праздника было неудобно, поэтому, в 1699 году Пётр 1 принял указ:
(выходит глашатай со свитком и читает громко указ):
«Поскольку в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с 1 января, а в знак того доброго начинания и веселья поздравлять друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения елей, детей забавлять – на санках с гор катать».
1 ученик: – Вот с тех самых пор и стали люди украшать свои жилища зелёными красавицами и наряжать их игрушками.
2 ученик: – Пришла пора заглянуть и в нашу коробку с игрушками. Первую игрушку на нашу ёлочку сможет повесить 3 класс. Приглашаем вас!
Выступление 3 класса.
(третьеклассники представляют свои игрушки, вывешивают их на ёлку)
ЧАСТЬ 2.
Выходят ведущие, у них в руках коробка с игрушками, мишура.
1 ученик: – Наряжать ёлку – одно удовольствие! Вот из коробок появляются разные игрушки, и ёлочка протягивает ветви навстречу ярким украшениям.
2 ученик: – Сейчас мы наряжаем ёлку стеклянными шарами, обсыпанными серебряной и золотой пылью, но раньше на Руси, всего лишь 200-300 лет назад, ёлку украшали овощем с огорода, который, конечно же серебрили и золотили.
1 ученик: – Ребята, а вы знаете, что это за овощ?
(ответы детей)
1 ученик: – Ну конечно же, это картофель!
(берёт из коробки золочёный картофель и вешает на ёлку)
Выступление 2 класса.
(второклассники представляют свои игрушки, вывешивают их на ёлку)
Выступление танцевальной группы – ТАНЕЦ «ПОЛЬКА»
2 ученик: – Было время, когда ёлку вообще не украшали игрушками.
1 ученик: – Вообще-то это трудно себе представить!
2 ученик: – Зато на ёлке были всякие сладости: конфеты, печенье, яблоки, орехи. И сколько радости вызывала у детей возможность сорвать или срезать с ёлки что-то вкусненькое! (вывешивается на ёлку конфета и золочёное яблоко)
1 ученик (вывешивает на ёлку печенье): – Раньше, на Руси дети даже в богатых семьях не ели сладости беспорядочно, каждый день, а получали сладкое на праздник в кулёчке или развешивали на ёлке и получали как приз.
Выступление 4 класса.
(представляют свои игрушки, вывешивают их на ёлку)
ЧАСТЬ 3.
1 ученик: – Игрушки бывают разные: из ваты, бумаги, стекла. Стеклянные фигурки и шарики хоть и хрупкие, зато самые привлекательные.
2 ученик: – Первые стеклянные шары научились делать в Германии. Искусство их изготовления хранилось в строжайшей тайне и передавалось мастерами по наследству, из поколения в поколение. Эти шары, обсыпанные золотой и серебряной пылью, стоили очень дорого и были по карману лишь немногим.
1 ученик: – О том, как появились стеклянные игрушки в России, мы узнаем из следующей истории
(Инсценирование легенды)
Легенда о зарождении фабрики ёлочных игрушек.
Автор: Недалеко от города Клина был построен заводик. Назывался он стеклянным. И вовсе не оттого, что стены были стеклянными, а потому, что делали на том заводе стеклянные предметы: пузырьки, бусы и другие мелочи.
И работал на том заводе мастер по имени Григорий. Очень талантливый выдувальщик – умел такие бусы из стекла выдувать, какие никому не удавалось. И не было ему в этом мастерстве равных.
И вот в одну предновогоднюю ночь возвращался он домой.
(Идёт Григорий по улице, видит плачущего мальчика)
Григорий: – Ты чего, удалец, ревёшь? Кто тебя обидел?
Мальчик (говорит сквозь слёзы): – Служил я в барской семье, а сын барина . (громко плачет и уходит со сцены вместе с Григорием)
Автор: – И поведал мальчик Григорию о своей беде
На сцене – мальчик, рядом с ним барский сын.
Барчонок (хвастаясь): – Погляди, какие шары привёз из Германии мой батюшка! Ни у кого в нашем городе нет таких шаров! Хочешь посмотреть? (подаёт шары мальчику).
Засмотрелся мальчуган на чудо-шары, да и выронил один шар.
Барчонок: – Что ты наделал?! Это заморские шары! Специально для ёлки привезли!
Мальчик от страха и другие шары разбил.
На шум прибежал сам барин со своею женой и слуги. Охают, бегают, кричат.
Барин: – Ах, ты несчастный! Убирайся прочь из моего дома! Чтобы духу твоего тут не было! А отца твоего я в тюрьму упрячу!
(Все покидают сцену, на сцене Григорий и мальчик)
Григорий: – Иди, малец, домой. Поздно уже, спать пора. А об отце не тревожься. Придумаем, как твоему горю помочь.
Автор: – Попрощался Григорий, а сам пошёл в мастерскую. Достал горелку, стеклянную трубочку, с помощью которой он бусы выдувал, и стал работать. Решил он на этот раз сделать бусинки такие же большие, как и шары ёлочные, которые мальчонка разбил.
Всю ночь работал, а утром завернул готовые игрушки в тряпицу и отнёс барину вместо тех, что разбились.
(На сцене появляется Григорий и барин со своим окружением)
Там ткань развернули и ахнули. Не шары, а чудо чудесное сверкало. С заморскими не сравнить.
2 ученик: – С тех самых пор, стали в тех местах мастера игрушки ёлочные выдувать: Григорий научил.
ЧАСТЬ 4.
1 ученик: – Сейчас, маленькая мастерская Григория превратилась в большую фабрику ёлочных игрушек. Приглашаем вас, отправиться вместе с нами в город Клин на фабрику «Ёлочка».
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Стеклянное чудо». (См. Приложение 1)
Показ презентации сопровождается словами ученика:
1 ученик: – Оказывается, что и сейчас игрушкиделают почти как в старину. Только газовые горелки заменили на современные.
Первый цех фабрики – горячий цех. Здесь трудятся стеклодувы. Они выдувают из стеклянных трубок заготовки игрушек. За одну смену каждая работница должна изготовить 200-250 заготовок.
В следующем цехе заготовки покрываются блестящим слоем. Затем их сушат и вручную расписывают. Потом игрушки отправляются в печь, закаливают.
Когда игрушки поступают в упаковочный цех, их упаковывают в коробки и развозят по всей России, неся в дома праздник. Вот какие игрушки выпускаются на фабрике сейчас. (показ фото.)
Выступление танцевальной группы – ТАНЕЦ «ШАРИКИ»
ЧАСТЬ 5.
1 ученик: – Сегодня, на нашем празднике представлена выставка старинных игрушек, которые сохранились у некоторых ребят дома. Все эти игрушки имеют свою историю. Хоть они не такие яркие, как современные игрушки, но они очень дороги для своих хозяев. Среди игрушек можно увидеть и шары, и маленьких зайчат, неуклюжих медвежат, фонарики и звёзды.
2 ученик: – А ёлочка-то наша становится всё краше!
1 ученик: – Да, хороши стеклянные игрушки! Но, игрушки, сделанные своими руками особенно хороши, ведь ребята вложили в них частичку своей души!
2 ученик: – А чем ещё можно поздравить своих близких и знакомых? В чём можно выразить свою любовь, подарить частичку своей души? Вы не знаете, ребята? (ответы детей)
2 ученик:- Да! Новогодними и рождественскими открытками тоже украшали ёлку. Открытки тоже имеют свою историю.
ЧАСТЬ 6.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Рождественская и новогодняя открытка» (См. Приложение 2)
(на фоне слайдов ведущие рассказывают историю появления открыток в России)
1 ученик: – Оказывается, до России поздравительные открытки добирались из Англии. Купцы привозили их без надписей, с одним только рисунком. Затем на них допечатывали по-русски: «С Новым годом!», «С Рождеством!»
2 ученик: – А в 1898 году в России было налажено собственное производство поздравительных открыток. Рисунки к открыткам делали известные художники: Репин, Билибин, Бенуа и другие.
1 ученик: – В рисунках присутствовал «русский стиль»: мохноногие лошадки с дровенками, заснеженные ельники, летящие с горы сани, крестьянские ребятишки и конечно, Дед Мороз.
2 ученик: – На нашей выставке тоже представлены открытки прошлых лет.
В основном, это открытки 1980-х годов. Самая старая открытка 1965 года и подписана ещё чернилами.
ЧАСТЬ 7.
1 ученик: – Все дети любят новогодний праздник, ждут его и готовятся. Нашим ребятам тоже пришлось много потрудиться. Ведь кроме игрушек, каждый класс ещё смастерил новогоднюю композицию из природного материала. Только вслушайтесь в их названия: «Новогодние фантазии», «Весёлый перезвон», «В гостях у ёлочки» и др.
Лучшие композиции будут помещены в нашем школьном музее.
«В гостях у ёлочки
«Весёлый перезвон»
«Лесная красавица»
«Новогодний подарок птицам»
2 ученик: – Вот мы с вами и нарядили ёлку. Она стоит красивая и весело подмигивает нам своими огоньками. Две или три недели она будет нас радовать: кто-то будет искать под ней подарки, кто-то любоваться и придумывать сказки про те игрушки, что висят на ней. Ёлка в доме – это уже праздник! И каждый год, под Новый год и Рождество, мы с волнением достаём старую коробку с игрушками, чтобы украсить нашу ёлочку.
Звучит песня «Новогодняя полька».

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.







ГБОУ Республики Марий-Эл «Казанская школа-интернат»









Итоговое занятие кружка
«Красивая тарелочка в технике папье - маше».











Разработал:
Руководитель кружка
Лебедева М.А.









с. Казанское, 2015 г


Тема занятия: «Красивая тарелочка».
Роспись сделанной посуды с использованием элементов гжельской росписи.
Цель: Проверить знания, умения, навыки основных элементов гжельской росписи.
Задачи:
Образовательная – закрепить полученные ЗУНы о гжельской росписи, её характерных признаках, особенностях узоров.
Воспитательная – воспитание трудовых навыков, аккуратности, развитие интереса к русской культуре, её традициям.
Развивающая – создание положительной мотивации и условий для творческой работы.
Здоровье сберегающая – проведение разминки для снятия усталости и напряжения во время занятия.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять
Не сидится нам опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Ожидаемые результаты:
Выполнение творческой работы «Роспись посуды из папье-маше по мотивам гжельской росписи».
Подготовка творческой работы к выставке.
Принципы обучения и воспитания:
Творчество – развитие образного мышления, уверенности в своих силах.
Природообразности – развитие природных склонностей ребенка и его способностей.
Индивидуально–личностный подход – учет индивидуальных способностей и поощрение творческого подхода к выполнению работы.
Методы обучения:
Наглядные – посуда с росписью под гжель, иллюстрации, фотографии, эскизы узоров, выполненные раньше.
Словесные – стихи о Гжели.
Практические – совершенствовать технику рисования кистью мазков, завитков, листочков (Всем ворсом, концом).
Аналитические – наблюдение, сравнение.
Метод стимулирования – самоконтроль.
Метод импровизации – выполнение творческой работы обучающихся.
Средства:
1. Иллюстрации.
2. Пособие – динамические таблицы, стихи, дидактические образцы.
3. Образцы узоров Гжели на посуде в технике папье-маше.
4. Образцы посуды, расписанные под гжель (работы обучающихся).
Оснащение занятия:
Краски: гуашь, акварель.
Кисти.
Салфетки.
Стаканы с водой.
Палитра.
Магнитофон.
Готовые образцы, выполненные детьми.
Заготовки тарелочек из папье-маше.
Эскизы гжельских узоров.
Иллюстрации
Мотивация:
Форма проведения:
Занятие–соревнование.
Вид деятельности:
Познавательная.
Исполнительская.
Творческая.
Ход занятия:
I. Организационная часть:
Проверка готовности рабочего места.
Инструктаж по технике безопасности.
Мотивация на творческую работу.
Итог организационной части: готовность рабочего места и оборудования для занятия, мотивация на творческую работу обучающихся.
II.Вводная часть:
1. Вступление.
2. Объявление темы и цели занятия.
3. Знакомство с ходом занятия.
III. Познавательная игра – соревнование «Что? Где? Откуда?».
Цель: проверить и закрепить знания детей о росписи гжели, особенностях узора и её истории.
ПДО: Чтение стихотворения:
Есть в Подмосковье такое местечко –
Белая рощица, синяя речка.
В этой негромкой российской природе
Слышится эхо волшебных мелодий.
И светлее вода родничковая,
И дыхание ветра свежей,
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель
ПДО: На прошлом занятии мы с вами побывали в мастерской по изготовлению гжельской посуды и сделали вот такие замечательные тарелочки. (Показ тарелочек).
А сегодня мы откроем мастерскую, где будем расписывать посуду, которую можно будет подарить как сувенир на память и доставить радость своим друзьям и близким.
Закройте глаза, представьте себе, что вы находитесь в мастерской прошлого века. Вы мастера по росписи посуды и вам доверили сложную работу – расписать посуду на выставку.
По окончании работы подготовим выставку, и ваши произведения оценят ребята из других групп. Они и выберут лучшую работу. Победителя ждет сюрприз.
ПДО: Но прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что мы знаем о росписи и её особенностях. Для этого предлагаю поиграть в игру « Что? Где? Откуда?».
Проводится игра-соревнование.
Описание игры:
Игра проводится в виде викторины.
На табло нарисованы отдельные гжельские цветы и предметы с гжельской, дымковской и другими росписями народных промыслов. Предметы закрыты кругами. Каждый круг имеет свой номер. Дети делятся на две команды. Команды по очереди выбирают и называют номер кружка, который хотят открыть. Каждый номер имеет своё задание.
а) если выбор пал на цветок, то следует прочитать стихотворение о гжели.
б) если выбор пал на предмет, то ответить на вопрос.

Команда, которая быстрей поднимет колокольчик и отвечает на вопрос. За правильный ответ получает фишку.
В конце игры подсчитываются фишки и команда, набравшая наибольшее количество фишек, получает награду « Значок знатока».
Вопросы:
Какие цвета используют в гжельской росписи?
(Синий).
Почему данный вид росписи называется «Гжельская роспись»?
( По названию местности, где изготавливаются изделия- г. Гжель).
Какой орнамент преобладает в росписи изделий?
( Растительный).
4. Стихотворение о гжели.
5. Угадай, что это за элемент: название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку и что можно изобразить «капелькой»?
( Элемент «капелька». Цветы, листья, веточки, лепестки цветов).
6. Назовите элементы, которые использованы в узоре.
7. Какие изделия создают мастера?
(Посуду причудливой формы, украшают изделия скульптурой, которая размещается на крышке сосуда, ручки посуды делают в виде птиц или животных. Лепят скульптурки и отдельно).гадай, что это за элемент: название его связано с внешним видом, который напоминает дождевую капельку.(агаю поиграть в игру
8. Стихотворение о гжели.
9. Что любят рисовать гжельские мастера? ( Цветы, птиц, листья, травку).
10. Стихотворение о гжели.
11. А теперь посмотрите внимательно и скажите все ли эти предметы относятся к гжельской росписи? Нет ли лишних? ( Лишние под №1, № 3, №7)
Подведение результатов игры. Награждение команды-победительницы значками.
IV. Практическая часть.
Цель: Применение и закрепление полученных ЗУН при росписи тарелки.
Дается задание: Выбрать готовый образец узора или придумать свой узор и украсить им тарелочку в соответствии с пройденной темой.
Обсуждение этапов выполнения задания:
Украшение тарелочки в определенной последовательности:
Оформление бордюра (каймы) тарелочки.
Рисование крупных основных элементов – рисование цветка или птицы.
Рисование мелких украшений: бутоны, веточки, завитки, усики, травка, листочки
Выполнение творческой работы.
Создание положительной мотивации.
Во время выполнения практического задания предлагается здоровье сберегающая разминка.
На дворе висит замок,
Кто его открыть бы мог,
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.
Индивидуальная работа педагога с обучающимися.
В ходе занятия обращать внимание на последовательность рисования, на правильность составления мазка, на украшение цветка, образа птицы усиками, листочками, завитками, на сочетание крупных цветов и мелких тонких деталей.
Завершение работы.
Подготовка работы к выставке.
V. Приведение в порядок своего рабочего места.
VI. Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Присуждение звания «Мастер золотые руки».
Объявление темы следующего занятия – «Лепка игрушек из соленого теста».
4. Рефлексия. Экран настроения.






























ГБОУ Республики Марий-Эл «Казанская школа-интернат»













«Изготовление матрёшки в технике «папье-маше»













Разработал:
Руководитель кружка
Лебедева М.А.












с. Казанское, 2015 г
Тема занятия: «Изготовление матрёшки в технике «папье-маше»
Тип занятия: комбинированный
Цель занятия: формирование и развитие умений применять полученные знания и навыки самостоятельной работы в процессе изготовления матрёшки в технике «папье-маше».

Задачи
Обучающие:
1.Закрепить знания обучающихся об основных способах и приёмах оклеивания формы при изготовлении изделий в технике «папье-маше»;
2.Формировать умение правильно лепить матрёшку первым способом изготовления папье-маше (маширование).
3. Познакомить с историей происхождения матрёшки.
Развивающие:
1. коррекция и развивать мелкую мускулатуру рук, память через практическую деятельность.
2.Развивать образное мышление, чувство цвета и гармонии.
Воспитательные:
1.Воспитывать аккуратность, терпение, эстетический вкус.
2.Формировать у обучающихся навыки самостоятельной работы, сотворчества.

Методы обучения:
cловесные (беседа, рассказ, объяснение педагога, диалог);
практические (самостоятельная практическая работа по образцу);
наглядные (демонстрация готовых образцов изделий – матрёшки; показ фотографий, иллюстраций из учебника; показ слайдовой презентации по теме);
метод игры (Игра «Юный художник»);
метод проблемного обучения (постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий, терминов);
метод программированного обучения (самостоятельное изучение определённой части учебного материала).

Используемые педагогические технологии:
личностно-ориентированные;
технология проблемного обучения;
технология развивающего обучения;
здоровьесберегающие технологии;
информационно-коммуникационные технологии.


План занятия.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний обучающихся.
3.Целеполагание.
4.Изучение нового материала. (Выступление обучающихся, заранее подготовленных по заданию педагога).
5.Игра «Юный художник».
6.Показ и объяснение последовательности изготовления матрёшки.
7.Самостоятельная работа обучающихся.
8.Подведение итогов, рефлексия.
9.Домашнее задание.

Планируемые результаты:

Предметные: владение терминологией, демонстрация знаний при повторении основных понятий, самостоятельная практическая деятельность;
Метапредметные: коммуникация, исследование, анализ, самостоятельный поиск информации по заданию педагога;
Личностные : готовность к работе, настрой на продуктивную деятельность, возможность зрительного представления объекта (матрёшки), память, логическое мышление, трудолюбие, самоконтроль, самоорганизация, аккуратность.

Словарная работа: активизировать в речи обучающихся термины – «маширование», «лепка из бумажной массы», «этапы изготовления изделия в технике папье-маше», русская роспись, виды росписи.

Материально-техническое обеспечение содержания занятия.
Газета, клейстер, формы для оклеивания, ватманы, образцы деревянных матрёшек, магниты, эскизы матрёшек для раскрашивания, ноутбук, проектор, экран, цветные карандаши, фломастеры.


Ход занятия
1.Организационный момент.
Педагог:
Всем, всем, ребята, добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Будем мы трудиться
И лепить учиться!
-Ребята, я очень рада вас видеть! Вы согласны с тем, что я вам сейчас прочитала?
Дети:
-Да.
2. Актуализация знаний обучающихся.
Педагог:
- А сейчас давайте с вами немного повторим. Сегодня у нас пройдёт мини-экзамен, вы должны вытянуть карточку с вопросом и дать полный ответ на вопрос. Если кто-то будет испытывать затруднение при ответе, остальные должны помочь.
(Мини-экзамен по карточкам)

3.Целеполагание.
Педагог:
- Ребята, чтобы узнать, что мы сегодня будем с вами лепить, вам нужно прослушать стихотворение:
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может –шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская .(матрёшка)
Дети:
-Матрёшка!
4.Изучение нового материала.
Педагог:
-Да, верно, ребята! Матрёшка (на экране открывается слово «МАТРЁШКА» и фото матрёшек). Сегодня на занятии мы с вами начнём лепить матрёшек способом маширования (демонстрация готовых образцов и на экране проектора).




-А знаете ли вы историю происхождения матрёшки?
Дети:
-Нет.
Педагог:
-Послушайте, пожалуйста, сегодня Парфёнова Диана приготовила сообщение об истории происхождения матрёшки.
Парфёнова Диана:
Рассказывают, что в конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок Всего таких куколок насчитывалось пять.            Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).
В наше время еще ссылаются на легенду о японском происхождении матрешки.    
Предполагается, что первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х годах XIX века, по образцу привезенному из Японии.
Японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума - лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий.
История развития игрушечного промысла в России позволяет предположить, что созданию русской матрешки способствовала традиция точения и росписи на Пасху деревянных яиц.
В одном из альбомов, посвященных творчеству русского художника С.В. Малютина можно увидеть необычайную иллюстрацию, оставшуюся без комментариев, - эскиз росписи выточенной из дерева куклы. Именно этот известный художник, впоследствии академик живописи и стал в свое время создателем первой русской матрешки. А токарная форма игрушки была предложена В.П. Звездочкиным, уроженцем Вороновской волости Подольского уезда Московской губернии, издавна знаменитой своими искусными токарями.
Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская – магазин “Детское воспитание” А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин.
Поэтому приблизительно с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки, в дальнейшей судьбе которой были свои взлеты и падения, слава и забытье, странствия и метаморфозы.
Уже около века этой известнейшей в России игрушке, но и по сей день неизвестно, что было сначала – эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом.

Педагог:
-Спасибо большое, Диана!
- Гордовская Елизавета и Пивоварова Виктория приготовили для вас стихи о матрёшке. Давайте их послушаем.
Елизавета:
На полке куколка стоит,
Она скучает и грустит.
Но в руки ты её возьмёшь,
И в ней ещё одну найдёшь.
А в той ещёИ вот уж в ряд
Пять милых куколок стоят.
Хоть роста разного они,
Но всё же все удивительно похожи.
В нарядных сарафанах пёстрых
Румяные матрёшки-сёстры.
Была одна, а стало пять.
Им больше некогда скучать!
А наиграются подружки,
И снова спрячутся друг в дружке.
(Джулия Рум)
Виктория:
Подарили мне матрёшку,
В ней ещё сидели пять.
Их поставил на окошко,
Чтоб смогли они гулять,
Потому что у матрёшек
Почему-то нету ножек.

5.Игра «Лучший дегустатор»
Педагог:
-Давайте, ребята, немного отдохнём и поиграем. Игра называется «Юный художник». Для игры я вам раздаю эскиз матрёшки, а вам необходимо как можно быстрее и интереснее раскрасить этот эскиз. Кто раньше всех закончит и сделает красивую роспись, тот и будет победителем игры.


6.Показ и объяснение последовательности изготовления матрёшки.
а) Актуализация опорных знаний.
Педагог:
-Ребята, а кто из вас помнит, в чём заключается первый способ изготовления изделия из папье-маше - маширование?
Дети:
-МАШИРОВАНИЕ – первый способ, при котором изделие изготавливается послойным наклеванием маленьких кусочков газетной бумаги на заранее приготовленную форму.
Педагог:
-Правильно, молодцы! Кто помнит, с помощью чего мы наклеваем первый слой? Последующие слои?

Дети:
- Правильно, ребята, с помощью вазелина. А все последующие – при помощи клейстера.
Педагог:
- Ребята, какие правила работы мы должны помнить всегда?
Дети:
-Правила рабочего человека
Прежде чем начать работу приготовь свое рабочее место правильно.
Во время работы содержи свое место в порядке: где взял – туда и положи.
Всегда думай, как сделать работу лучше: экономь материалы, береги инструменты.
Закончил работу, убери свое место быстро и аккуратно.
Работайте дружно.
б) Объяснение педагога.
Педагог:
-Для того, чтобы начать делать вот такую матрёшку (демонстрация готового образца), нам необходима форма. В качестве формы мы будем использовать деревянные матрёшки и изготовленные из пластилина.
- Бумага у нас уже готова. Есть форма для оклеивания, вода есть, клейстер тоже. Сколько слоёв мы сегодня с вами можем на занятии наклеить? (4)
-Ребята, не забывайте о порядке на рабочем месте. Итак, приступаем к работе.

7.Самостоятельная работа обучающихся.
( Оказание помощи по необходимости)
8.Подведение итогов, рефлексия.
Педагог:
-Что нового вы узнали сегодня на занятии?
-Сегодня мы только наклели 4 слоя, что нужно, сколько ещё нам осталось сделать на следующем занятии?
Дети:
-Теперь изделия должны просушиться. На следующем занятии мы должны наклеить ещё 4 слоя.
Педагог:
-Ребята, сейчас подойдите все к доске. На синий плакат прикрепите с помощью магнита свой эскиз матрёшки все те, кому не понравилось на занятии; а кому понравилось- прикрепите на красный плакат.
(Дети выходят к доске и прикрепляют матрёшки).
Педагог:
-Ребята, посмотрите, плакаты с матрёшками у нас получились!
9.Домашнее задание.
Педагог:
-На следующее занятие подготовьте, пожалуйста, рисунок для росписи своей матрёшки.
-Всем большое спасибо! До свидания!










13PAGE \* MERGEFORMAT143415




Рисунок 3C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\PB201038.JPGРисунок 3C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\Матрёшка методическая разработка\фото\матрёшка5.jpgРисунок 4C:\Documents and Settings\user\Рабочий стол\Матрёшка методическая разработка\фото\матрёшка 3.jpgРисунок 4H:\Матрёшка методическая разработка\matreshka_2.jpg 
·