Конспект урока технологии «Изготовление изделий из фанеры»


Учитель технологии Гатин Марсель Марсович5 класс
Тема урока: «Изготовление изделий из фанеры»
Цель: научить выпиливать изделия из фанеры лобзиком
Задачи:
Образовательная:
сформировать начальное представление о работе лобзиком;
научить работать с таким материалом, как фанера;
научить определять потребность в изделии и кратко формулировать задачу на изготовление изделия.
Воспитательная:
воспитание культуры поведения и бесконфликтного обучения;
воспитывать аккуратность, точность при выполнении работы;
продолжать формирование таких качеств как коллективизм, ответственность.
Развивающая:
развивать умение соотносить новую информацию с ранее усвоенной;
развивать творческое мышление и воображение;
развитие у учащихся самоконтроля.
Здоровье сберегающая цель:
Приучать учащихся к строгому соблюдению правил безопасности и санитарно-гигиенических требований при выполнении практической работы.
Методы обучения:
словесный (устное изложение, анализ задания);
наглядный (показ образцов, рассмотрение, наблюдение, работа по образцу);
практический (работа с шаблонами, выпиливание)
Оборудование:
- тетрадь
- карандаш
- линейка
- технологическая карта
- образцы изделий
- фанера
- лобзики
Тип занятия: комбинированный.
Оборудование урока: компьютер, проекционная система
Ход урока
I. Организационная часть
приветствие;
проверка наличия учащихся;
проверка наличия учебных и рабочих принадлежностей.
II. Сообщение темы и цели занятия.
III. Изучение нового материала: Выпиливание лобзиком изделий из фанеры.
1. Знакомство с новым материалом. (Опережающее задание).
Рассказ 1-го ученика: Устройство и подготовка лобзика к работе.
Много красивых изделий можно изготовить из фанеры с помощью лобзика.
Лобзик состоит из рамки с ручкой , верхним и нижним зажимными винтами. Между зажимными винтами натягивается и крепится узкая и тонкая стальная пилка с наклоном зубьев в сторону ручки.
Для стягивания рамки перед креплением пилки применяют эксцентриковый зажим . После закрепления пилки винтами эксцентриковый зажим снимают. Пилка под действием рамки натягивается. Сжимать рамку можно и вручную. Для этого один конец рамки упирают, например, в крышку стола, левой рукой нажимают на другой конец рамки, а правой закрепляют пилку зажимными винтами.
Во время рассказа ученика – учитель демонстрирует подготовку лобзика к работе
Контрольный вопрос на закрепление материала.
– Куда при установке пилки должны смотреть зубья?
Ответ ученика.
– Зубья должны быть направлены в сторону ручки.
Рассказ 2-го ученика: Как производится пиление фанеры лобзиком.
При выпиливании лобзиком в зажиме верстака крепят специальный выпиловочный столик, называемый ласточкиным хвостом. Заготовку укладывают на столе и придерживают левой рукой, а правой выпиливают.
Заготовку прижимают к выпиловочному столику сверху и лобзиком выпиливают контур по линии разметки. Лобзик перемещают вниз и вверх без перекосов пилки с легким нажимом, чтобы не поломать ее. В местах резкого поворота линий заготовку плавно поворачивают, не прекращая движений лобзиком.
Вырезанные участки заготовки зачищают шлифовальной шкуркой или надфилями. Надфили – это небольшие напильники с мелкой насечкой. Они имеют различные профили в поперечном сечении.
Для лучшего усвоения приемов выполнения пиления фанеры лобзиком личная демонстрация.
Рассказ 3-го ученика: Правила техники безопасности при работе с лобзиком.
– Работать лобзиком и шилом с надежно закрепленными и исправными ручками;
– Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку;
– Надежно закреплять пилку в рамке лобзика;
– Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.
Для контроля усвоенных правил т/б при работе лобзиком, повторить другими учениками (3-5 человека).
Попросить ученика обобщить подготовку и технику выполнения выпиливания.
Спросить кто-то может иметь дополнения.
Предупреждение о возможных ошибках при выпиливании, и о получаемых дефектах: скол одного (или нескольких слоев фанеры.
Учитель: Рассмотрев большое разнообразие поделок и с учетом, того, что время отводится на изготовление 4 часа и с учетом, того, что будете работать в командах, нужно определить лучшую идею – изготовить какой-то сувенир к приближающемуся празднику может быть в подарок классному руководителю.
И так прежде чем приступить к работе я хочу, чтобы вы создали команды
Стуктура Тимбилдинг ("командообразование")
У вас на столах есть листочки с нарисованным треугольником. Напишите то, что вы любите, если вы это любите все, напишите это слово в треугольнике, если 1 человек - под цифрой 1 и т. д. Теперь посмотрите какие слова у вас написаны в треугольнике и исходя из этого придумайте название команды и Тим Чир т. е. девиз. Условие: когда вы будете проговаривать Тим Чир, вы должны все коснуться руками т. е. показать, что вы команда. На это вам 2 мин.
Хай Файв.
Пожалуйста, познакомьте нас со своими командами, начинает стол №1.
(Дети проговаривают названия команд и Тим Чиры)
Теперь, когда команды у нас сформированы, вы можете приступить к практической работе.
Повторим технику безопасности.
IV. Физминутка.
Перед работой давайте разомнёмся.
Структура Микс - Фриз - Груп.
Сейчас вы будете смешиваться под музыку и замрёте, когда музыка прекратится. Я задам вам вопрос, ответ на который должен быть в цифрах, вы объединитесь в группы, количество участников в которых зависит от ответа на вопрос. ( хай- файв, когда музыка остановится)
Вопросы на знание сказок:
1. Сколько стоил билет в театре Карабаса Барабаса? (4 сольда)
2. Сколько героев тянут репку? (6)
3. Сколько желаний исполняет золотая рыбка? (3)
4. Сколько весёлых гусей жили у бабуси? (2)
5. Сколько волшебных стран прошла Элли? (5)
6. Сколько букв «потерялось» в первоначальном названии яхты капитана Врунгеля? (2)
V.Самостоятельная работа И так начнем нашу практическую работу.
Структура Рафт (организация проектной работы)
Каждая команда выполняет свой небольшой проект. Столы №1 и №2 изготавливают изделие лошадка, стол №3 – динозавр, что вам необходимо, лежит у вас на рабочих местах. Пожалуйста, приступайте к работе.
Придумайте название вашего проекта.
Последовательность изготовления изделий:
Подготовка фанеры (выпилить и обработать)
Нанести рисунок
Выпиливание лобзиком
Зачистка
Подготовить к сборке (подгонка соединений)
Сборка на клею
Возможны любые, например, следующие лишние операции:
Выдолбить рисунок стамеской
Сборка изделия на гвоздях
Отпилить фанеру – эта операция также лишняя.
Анализ командами и решение данного задания.
Анализ учителя предложенных ответов.
Дополнительные вопросы: почему не применили такую операцию как:
– выдолбить рисунок стамеской?
– приколотить гвоздями (сборка)?
Подведение итога по последовательности изготовления изделия (повторить правильную последовательность).
VI. Запись домашнего задания.
К следующему уроку написать в тетради последовательность изготовления изделия из фанеры.
VII. Итог урока. Рефлексия.
Общая характеристика работы учеников, анализ конкретных допущенных ошибок.
Демонстрация положительных и отрицательных моментов в работе.
Оценка деятельности каждого ученика.
Достижение поставленной цели в начале урока каждым учащимся.
Что вам понравилась сегодня на уроке?
Что вы запомнили важного и главного для себя?
Что вам могло бы пригодиться в жизни?
VIII. Уборка рабочих мест.