Работа с природными материалами. Изготовление птицы (утки) из пластилина и сухой травы.


Конспект открытого урока технологии «Ручной труд»
3 класс
Тема урока: Работа с природными материалами. Изготовление птицы (утки) из пластилина и сухой травы.
Тип урока: комбинированный
Цель: Закреплять и расширять представления детей об изделиях из природных материалов и о видах работы с природными материалами (конструирование объёмных изделий)
Образовательная:
Обучать технологии изготовления птицы по образцу, вести работу поэтапно ориентируясь на технологическую карту.
Закреплять знания о природном материале, о его использовании на уроках труда.
Закреплять знания правил организации рабочего места, личной гигиены при работе с пластилином.
Коррекционные:
 Корригировать и развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство объема и форму, через практическую работу с пластическими и природными материалами.
Развивать умение анализировать объект с опорой на образец и по вопросам учителя.
Корригировать логическое мышление через анализ образца изделия, сравнения его с натуральным объектом.
Развивать творческие способности в процессе самостоятельной практической работы.
Корректировать и развивать связную устную речь при формулировании ответов на вопросы.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе, побуждать заботиться о птицах в холодное время года.
 Воспитывать чувства коллективизма, ответственности за порученное дело.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы, бережливость, дисциплинированность, культуру труда.
Формирование УУД:
ЛичностныеУУД:
формировать желание учиться
Регулятивные УУД:
развивать умение определять цель учебной деятельности с помощью учителя;
определять план выполнения заданий на уроке под руководством учителя;
корректировать выполнение задания в процессе изготовления поделок ;самостоятельно организовывать своё рабочее место;
Коммуникативные УУД:
умение участвовать в беседе;
слушать и понимать речь других;
оформлять свои мысли в устной речи;
Познавательные УУД:
умение отвечать на вопросы учителя;
умение применять свои знания на практике;
умение наблюдать и делать самостоятельно простые выводы;
Оборудование: пластилин, сухая трава, крылатки клёна, ягоды рябины, камешки, ракушки, веточки, шишки сосны, ели, скорлупки грецкого ореха, стеки, образцы птицы, салфетки, проектор, загадки, технологическая карта, музыкальное оформление. Ход урока:
№ п/п. Этапы урока. Организация этапа, оборудование. Деятельность учителя. Деятельность ученика.
Психологический настрой на урок, мотивация детей на деятельность
1.
Организационный момент. Приветствие.
Учитель предлагает детям прочитать стихотворение.
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться,
А трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
Каждый хочет получать Только лишь оценку «5».
- Почему хотите получать оценку «5»?
– А за что ученики получают оценку 5?
– Учёба – это ваша работа. И вы знаете каждый правила ученика. Давайте вспомним их. Настраиваются на урок.
Дети стоят в кругу и читают
стихотворение вместе с учителем.
Отвечают на вопросы.
Проверка готовности к уроку.
Игра «Хлопки»
Если согласен с правилом – хлопок 1 раз. Если нет – 2 раза.
Каждый работает на своем рабочем месте.
Не слушай объяснение учителя.
Правильно приготовь свое рабочее место, содержи в порядке.
На уроке разговаривай, отвлекай товарища.
Научился сам – помоги товарищу.
Работать надо дружно.
Закончил работу – не убирай рабочее место.
- Какие необходимые материалы нужны для работы?
- А какой девиз мы с вами знаем?
Есть у нас девиз такой – всё, что нужно под рукой.
Проверяют готовность рабочего места.
Играют в игру.
Называют материалы для урока.
Читают девиз урока хором.
2.
Актуализация знаний. Игра «Волшебный мешочек». Учитель организует повторение изученных знаний о природных материалах.
- Ребята, я хочу вас попросить о помощи. Я не могу в «Волшебном мешочке определить природные материалы, и назвать их. Поможете мне?
Игра «Волшебный мешочек»
( Камешки, скорлупа грецкого ореха, веточки, крылатки, ракушки, ягоды рябины, шишки сосны и ели, листья, трава сухая)Учитель предлагает учащимся на ощупь угадать в мешочке вид природного материала.
Ученик в мешочке находит предмет, угадывает на ощупь, достает из мешочка природный материал, и рассказывает, что из него можно сделать.
3.
Целеполагание, планирование деятельности
Введение в тему.
Беседа об утках.
Словарная работа.
Презентация «Утка»
Ученик читает загадку про птицу.
Снится ночью пауку
Чудо - юдо на суку,
Длинный клюв
И два крыла.
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это …. (птица).
- О ком будем говорить на уроке?
- О какой птице, вы узнаете, если отгадаете ещё одну загадку?
Под дождем она гуляет,Щипать травку обожает,Кря кричит, все это шутка,Ну конечно это – (утка).
- Как вы думаете, фигурку какой птицы будем делать на уроке?
Учитель выявляет знания детей об утках.
- Где живёт утка?
- Чем питается утка?
- Как зовут её птенцов?
Оперение – как понимаете это слово?
- Какое оперение бывает у уток?
Учитель показывает виды уток.
- Какую заботу вы проявляете о птицах в холодное время года?
- А знаете ли вы, что утки прячут голову под крыло – на холод и мороз. Если в мороз крыльями хлопают – будет тепло. Отгадывают загадку.
Отвечают на вопрос.
Формулируют тему урока, цель.
Отвечают на вопросы.
Рассказывают.
Рассуждают, объясняют лексическое значение слова.
Слушают.
4. Анализ образца изделия. Беседа Учитель проводит анализ образца изделия.
- Ребята, посмотрите, какие красивые утки к нам прилетели.
(ставит образцы на парты учащимся)
Задание: Внимательно рассмотрите образец .- Из каких деталей состоит эта птица?
- Из каких материалов сделаны детали изделия: голова, шея, туловище, хвост?
Отвечают на вопросы.
(Голова, шея, туловище, крылья, хвост).

Физминутка Стихотворение А сейчас вы представьте себя птичками.
Учитель читает стихотворение
Ой, летали птички, птички-невелички.
Все летали, все летали,
Крыльями махали.
(Махать руками, как крыльями)
На дорожку сели,
Зернышки поели.
Клю, клю, клю, клю,
Как я зернышки люблю!
(Присесть на корточки. Указательными пальцами постучать по дорожке)Перышки почистим,
Чтобы были чище.
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
(Руками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя)
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам.
(Прыжки на месте)
А собачка прибежала
И всех птичек распугала.
Дети выполняют упражнения под чтение стихотворения.
5. Планирование практической деятельности.
Составление пооперационного плана по выполнению изделия.
( Работа с технологической картой)
Игра «Путаница»
Пальчиковая разминка.
Учитель совместно с детьми составляет план изготовления изделия.
Выставляет на доску операции технологической карты (поэтапно).
- Подумайте и скажите, в какой последовательности будете выполнять работу?
1. Подготовка травы.
Отдели стебельки травы от веточек.
2. Лепка головы и клюва птицы.
Скатай шар, вытяни клюв.
3. Лепка туловища и хвоста.
Скатай колбаску, согни её дугой, прищипни пластилин с одного края.
4. Сборка птицы.
Соедини голову и туловище.
Вдави траву в пластин.
Скатай шарик, сплющи его и прилепи к хвосту.
Воткни по три травинки справа и слева.
Учитель меняет местами этапы технологической карты.
Учитель предлагает детям перед практической работой провести пальчиковую разминку.
«Пальчики проснулись»
Рассказывают о выполнении практической работы по технологической карте.
Учащиеся восстанавливают порядок операций.
Выполняют разминку пальчиков.

6. Практическая работа
(музыкальное сопровождение) Распределение работы.
Инструктаж по технике безопасности при работе с пластилином.
Выполнение практической работы.
Организовывает группы для выполнения практической работы.
1 группа – Таня К., Матвей Х., Никита Т.
2 группа – Настя Р., Катя К., Никита Н., Илья Х.,
3 группа – Костя К., Серёжа С., Юля В.
Правила работы с пластилином:
Работать пластилином на клеенке.
Руки вытирать тряпкой.
Стекой пользоваться осторожно.
Оказывает индивидуальную помощь учащимся с низким уровнем обучения. Выбирают нужный материал для работы.
Распределяются по группам, парам. Вспоминают технику безопасности при работе с пластилином.
Выполняют практическую работу.

7. Вывод. Выставка работ.
(Оформление коллективной работы) Учитель организует работу по защите своих работ по составленному плану – опоре.
Как называется фигурка птицы?
Из каких деталей состоит птица?
3. Какие материалы использовали?
4. Какого цвета оперение у утки?
- Ребята, подумайте, кому хотите адресовать поделку? Каждый учащийся составляет рассказ по плану- опоре о своём изделии.

8. Итог урока. Подведение итога.
Рефлексия. Учитель вместе с детьми читает стихотворение.
Урок сегодня был удачный,
Он прошёл для нас не зря.
Все мы очень постарались.
Нам понравилось, друзья! Слушают учителя.
Дети становятся в круг, взявшись за руки, читают стихотворение.