Конспект урока по технологии на тему Работа с природными материалами

Работа с природными материалами. Игрушки. Сувениры
Цели: закреплять умения и навыки работы с природными материалами; воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Материалы: шишки, желуди, веточки, листья, пластилин, перья, цветная бумага.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель. Рассмотрите, какой материал понадобится нам сегодня на уроке. Как его можно назвать одним словом?

Ученики. Природный.
Учитель. Пофантазируйте, из какого материала какие поделки вы бы хотели сделать.
В ы п о л н е н и е з а д а н и я «За двумя зайцами».
Учитель. На этом рисунке найдите двух зайчишек. Только не говорите охотнику, куда они спрятались.

II. Сценка «На лесной опушке».
(Выходит девочка.)
Девочка. Лапы елок прикрыли избушку,
Где живет дядя Ваня – лесник.
Приходите к нему на опушку –
Всех приветливо встретит старик.
Дядя Ваня про птиц нам расскажет,
Вспомнит, как подстерег он лису,
Самый лучший малинник покажет
И грибные местечки в лесу.
(Выходит мальчик, одетый в костюм лесника, садится на пенек; дети слушают его.)
Дядя Ваня. Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать не сочтешь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодежь.
Хорошо здесь, в избушке просторной,
Дядя Ваня гостям своим рад.
Девочка. Дядя Ваня, можно мы наберем шишек, желудей, веточек еловых? Нам на урок труда нужны эти материалы.
Дядя Ваня. Почему ж нельзя, можно! Только вы собирайте, а не рвите, вон их сколько на земле лежит. Но сначала отгадайте загадки о деревьях:
В белом сарафане
Стала на поляне,
Летели синицы,
Сели на косицы. (Береза.)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель.)
Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит под горой. (Береза.)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа.)
Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит? (Осина.)
Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (Ель.)
Весной зазеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина.)
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница.)
У меня длинней иголки,
Чем у елки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке. (Сосна.)
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна. (Черемуха.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
И г р а «Резвые художники».
Дядя Ваня. Ну с этим заданием вы уж точно не справитесь. Распределитесь на четыре команды. По жребию выберите один из плакатов. Дорисуйте с точностью вторую половинку.
У с л о в и е: каждый член команды должен внести свой вклад в общую работу. Приступайте!
Учитель. Поиграли, а заодно и передохнули. Кто что нарисовал?
Дядя Ваня. Молодцы! А расскажите-ка мне стихотворения об осени.
Учащиеся читают стихотворения:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора:
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера
Ф. Тютчев
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит
Н. Некрасов
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели,
Зелень мрачную хранят
О. Высотская



Дядя Ваня. Спасибо, ребята. Пойдемте в лес, я вам покажу, где много шишек, ягод.
З а д а н и е. Подпишите рисунки названиями тех деревьев, с которых упали эти ветки.


III. Работа с природным материалом.
1. О б ъ я с н е н и е з а д а н и я.
Учитель. Мы сейчас были в лесу. Во всех сказках в лесу живут не только звери, но и необычные жители. Давайте сделаем этих обитателей на лесной поляне. Пусть у нас будет своя композиция к сказке с Лешим, Бабой-Ягой, Кикиморой и другими героями.
Для туловища подойдет продолговатая шишка, желудь, лицо Бабы-Яги можно сделать из скорлупы грецкого ореха. Руки и ноги можно выполнить из веточек различных деревьев и кустарников, соединив их пластилином. Для оформления можно использовать цветную бумагу.
Сделав работу, придумайте короткую сказку, в которой действующими героями будут ваши причудливые фигурки, и покажите ее нам.
2. С а м о с т о я т е л ь н о е в ы п о л н е н и е и г р у ш е к из природных материалов по образцам и своему замыслу.
Еж
Наберите побольше сухих сосновых иголок. Обмакните их в клей. Затем вставьте намазанные клеем концы иголок между чешуйками сосновой шишки, как это показано на рисунке. Получится туловище ежа. Голову и лапы для ежа вылепите из пластилина. Не забудьте сделать из бусинок глаза.


Учитель. Можно изготовить игрушки и сувениры по образцам, выполненным вашими предшественники или нарисованным на демонстрационном плакате.

IV. Итог урока.
1. В ы с т а в к а р а б о т.
2. П р о с м о т р инсценированных сказок.
3. У б о р к а рабочих мест.

Рисунок 1Рисунок 4Рисунок 5Рисунок 615