Модифицированная программа технического направления Кукольный сундучок.





МКУ ДО Ольховатский Дом пионеров и школьников

Дополнительная общеразвивающая программа


«КУКОЛЬНЫЙ СУНДУЧОК»








Возрастная категория:
обучающиеся от 7 до 15 лет
Срок реализации: 1 год



Ясеновская Евгения Петровна
педагог дополнительного образования.


















р.п. Ольховатка 2016г.
Пояснительная записка
Программа «Кукольный сундучок» имеет художественную направленность. Количество обучающихся в группе: 12 человек.
Представленная программа занятий кружка «Кукольный сундучок» предложена для учащихся 1-9 классов.
Занятия проходят 3 раза в неделю по 2 часа. Объем часов в год составляет 216 часов.
Важной задачей дополнительного образования является развитие творческих способностей
учащихся, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Творчество, индивидуальность, художество проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образа.
Творческий подход к решению любой задачи возникает только тогда, когда учитель покажет, что существует множество и вариантов решений, нетрадиционных подходов. Мало научить детей ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы
чувства, личностное отношение к задуманному произведению
Уровень реализации программы:

1-й год обучения – базовый;

Срок реализации программы: 1 год.

Общее количество часов – 216;
1-й год обучения – 216 ч.;

Рекомендуемый режим занятий:

1-й год обучения –3 занятия в неделю по 2 часа;

Формы учебной деятельности: индивидуальные и групповые занятия.

Цель программы

Является развитие познавательного интереса, творческих способностей и нравственных качеств учащихся во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.

Задачи программы

- Развитие эстетической, эмоциональной отзывчивости к произведениям искусства и умения понимать их художественный образ, ценить народное художественное творчество;
- воспитание активного эстетического отношения к действительности;

- формирование практических навыков художественно-творческой деятельности, понимания связи художественно-образных задач произведений с идеей и замыслом;

- умение обобщать свои жизненные представления с учтом возможностей художественных средств;

- формирование понятий о стилевом характере внутреннего оформления пространства (общественное, производственное, бытовое);

- раскрыть перед обучающимися социальную роль, изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна;

- знакомство с профессиями художников – дизайнеров;

- их творческой и практической деятельностью.



Учебно-тематический план



п\п
Разделы и темы
Практич. кол-во часов

Теорет. кол. часов
Общее кол.часов

1
Вводное занятие

2


2


I
Народные куклы
10
10
20

1
Кукла «Пеленашка»
1
1
2

2
Кукла «Крупеничка»
1
1
2

3
Кукла «Травница»
1
1
2

4
Кукла «Благополучница»
1
1
2

5
Кукла «На счастье»
1
1
2

6
Кукла «Берегиня»
1
1
2

7
Кукла «Колокольчик»
1
1
2

8
Кукла «Веснянка»
1
1
2

9
Кукла «На здоровье»
1
1
2

10
Кукла «Мамка»
1
1
2

II
Кукла из ниток.
9
1
10

1
Куклы «Мартенички»
1
1
2

2
Кукла «Оберег»
2

2

3
Кукла «Ангел»
2

2

4
Кукла «День и ночь»
2

2

5
Кукла «Неразлучники»
2

2

III
Ручные швы.
6

6

1
«Вперед иголку», «Назад иголку .
2

2

2
«Строчка», «Петельный шов».
2

2

3
«Шов через край», «Потайной шов»
2


· 2

IV
Шитые куклы
78
2
80

1
Текстильная кукла
14
2
16

2
Кукла «Тильда»
16

16

3
Кукла тильда Милашка
16

16

4
Улитка в стиле тильда
12

12

5
Кролик в стиле тильда
10

10

6
Кот в стиле тильда
10

10

V
Куклы из носков
29
1
30

1
Кукла из носка
7
1
8

2
Пошив котенка из носка
8

8

3
Пупс из носка
8

8

4
«Снеговик из носка»
6

6

VI
Игрушка подушка.
31
1
32

1
«Сова»
7
1
8

2
«Кот»
8

8

3
«Собака»
8

8

4
«Тучка»
8

8

VII
Сплюшки-лоскутные игрушки.
35
1
36

1
«Жираф»
9
1
10

2
«Заяц»
8

8

3
«Ёжик»
8

8

4
«Котик»
10

10


ИТОГ:


216



Ожидаемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы:

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в коллективе под руководством педагога;

- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу других обучающихся с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты
Формируемые компетенции обучающихся:

- ценностно-смысловые;

- общекультурные;

- учебно-познавательные;

- информационные;

-социально-трудовые;

- компетенции личностного самосовершенствования.

В результате освоения программы у обучающихся должны быть сформированы универсальные учебные действия:

- познавательные: общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем;

- регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;

- коммуникативные: планирование сотрудничества, постановка вопросов, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов.

По окончании обучения по программе обучающийся должен знать:

-правила подготовки рабочего места;

-правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;

-технологию изготовления основ для разного вида текстильных кукол;

-область применения и назначение материалов и инструментов;

Обучающийся должен уметь:

- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами;
-изготавливать текстильную куклу из доступных материалов по выкройкам и описанию;

-выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;

-проектировать собственную игрушку и шить по своему замыслу;

-осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой куклы

- работать в парах и коллективе.


Список используемой литературы
Для детей: 
Е.Берстенева, Н.Догаева. «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М. «Белый город». 
В. Феррари «Игрушка своими руками» 
Для педагогов: 
Е.А.Гурбина. Занятия по прикладному искусству. Дополнительное образование. – Волгоград, «Учитель», 2010. 
М.Н. Войдинова «Куклы в моём доме» - М. «Профиздат», 1998 год 
В.С.Горичева «Куклы»- Ярославль, «Академия развития», 1999 год 
И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла» - Санкт-Петербург, «Паритет», 2003 год 
О.Птушкина «Русский праздничный народный костюм»,- М, «Мозаика-синтез», 1999 год 
Галина и Марина Дайн «Русская тряпичная кукла» - Москва, «Культура и традиции», 2007 год 
7. И.Зимина «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100»,   2000. 

15