Программа внеурочной деятельности Кукольный сундучок (1 класс)


Рабочая программа кружка
«Кукольный сундучок»
для учащихся 1-х классов
Составил:
Арефьева Татьяна Юрьевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СШ №43»,

Иваново
Пояснительная записка
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ученика начальной школы, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в «свёрнутой форме» передаётся состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была КУКЛА.
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Принципиально верным в организации занятий является единство познания и сопереживания, активизации всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской творческой деятельности.
Курс содержит 33 занятия. Занятия кружка проводятся один раз в неделю. Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.
Особенностью данного курса является выделение на некоторых занятиях специального времени, направленного на реализацию национально-регионального компонента. Занятий содержат познавательную информацию, как для детей, так и для педагога, а так же описание практической деятельности по созданию тряпичной народной куклы.
Цель курса :
Развивать прикладное творчество младших школьников через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла
Задачи:
Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов.
Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.
Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.
Содержание программы.
Раздел I. Русская народная кукла.
История тряпичной куклы и её назначение. Инструменты и материалы для работы.
Требования к знаниям и умениям:
- знать когда появились куклы;
- кто и для чего создаёт куклы;
- из чего делают традиционную народную куклу;
- осуществлять основные операции при работе с иглой и ножницами.
Раздел II. Обереговые куклы.
Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол. Свойства ткани.
Требования к знаниям и умениям:
- знать назначение обереговых кукол;
- развивать навык работы с тканью;
- уважать традиции русского народа;
- уметь создавать образ, несущий смысловую нагрузку.
Раздел III. Обрядовые куклы.
Народные обрядовые праздники. Кукла – носитель традиционной и культурной информации. Правила работы с инструментами.
Требования к знаниям и умениям:
- знать назначение обрядовых кукол;
- развивать навык работы с иглой;
- понимать логические связи между куклами и обычаями;
- уметь самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым значением.
Раздел IV. Игровые куклы.
Кукла – древнейшая игрушка. Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица.
Требования к знаниям и умениям:
- знать историю игровой куклы;
- уметь создавать художественный образ в народных традициях;
- уметь работать по замыслу.
Тематический план
Наименование разделов Наименование тем Количество
занятий Место проведения Срок
аудиторн внеаудит Раздел I. Русская народная кукла. 5 Кукольный спектакль «В некотором царстве…» 1 ЦДТ №4 Сентябрь
Что мы знаем о русских народных куклах? 1 Кабинет Сентябрь
Библиотечное занятие «Куклы из бабушкиного сундука» 1 Областная детская библиотека Сентябрь
История тряпичной куклы. 1 Кабинет Октябрь
Музейное занятие «Как рубашка в поле выросла» 1 Музей ивановского ситца Октябрь
Раздел II. Обереговые куклы 8 Кукла-кувадка. 1 Кабинет Октябрь
Куклы-пеленашки. 1 Кабинет Октябрь
Экскурсия в с.Палех. Мастер-класс «Кукла-закрутка». 2 Экскурсия Ноябрь
Экскурсия «Травы лечат» 1 Экскурсия в аптеку Ноябрь
Кубышка-травница. 1 Кабинет Ноябрь
Ангел. 1 Кабинет Декабрь
«Обережье».
Концерт – презентация работ 1 Актовый зал Декабрь
Раздел III. Обрядовые куклы 10 Игровое занятие. Традиционные русские обряды 1 ЦДТ №4 Декабрь
Музейное занятие. «Преданья старины глубокой» 1 Краеведче-ский музей Январь
Зернушка (Крупеничка). 1 Кабинет Январь
Театральное занятие по мотивам русских народных сказок 1 Ивановская филармония Февраль
Неразлучники. 1 Кабинет Февраль
Кукла-десятиручка. 2 Кабинет Февраль
Отдарок-на-подарок 1 Кабинет Март
Подарок для мамы. Концертная программа 1 Актовый зал Март
«Рукодельницы». Участие в школьной ярмарке. 1 Благотвори-тельная акция Март
Раздел IV. Игровые куклы. 11 Театральное занятие «Русские сказки» 1 Ивановский театр кукол Март
Кукла-кормилка. 1 Кабинет Апрель
Кукла на ложке 1 Кабинет Музейное занятие. Музей валенок и льна 2 Экскурсия в г. Мышкин Апрель
Дружеские встречи Мастер-класс 1 ЦДТ №4 Апрель
Участие в школьной научно-практической конференции «Шаги в науку» 2 Участие в общешколь-ном мероприятии Апрель
Кукла на счастье 1 Кабинет Май
Мастер-класс для бабушек «Бабушкины посиделки». 1 Актовый зал Май
Выставка работ 1 Кабинет Май
Всего: 18 15
33 Требования к уровню подготовки воспитанников
Требования к умениям и знаниям, приобретённым в результате посещения кружка русской народной куклы «Кукольный сундучок»:
Дети должны
Знать:
Историю русской народной куклы и связанные с ней культурные традиции.
Знать о месте русской народной куклы в истории и культуре.
Знать некоторые фольклорные произведения Ивановской области.
Уметь:
Создавать выразительный образ в народных традициях из подручного текстильного материала.
Представить тряпичную куклу, как музейный экспонат.
Находить логические связи между образом и традицией.
Список средств обучения
Технические средства обучения - персональный компьютер, проектор, принтер.
Учебно-наглядные пособия - слайдовые презентации, иллюстрации, схемы, модели.
Оборудование – образцы народной тряпичной куклы, иглы, ножницы, материалы для изготовления кукол.
Работа с родителями
Проведение праздников , концертов, выставок с приглашением родителей.
Индивидуальные беседы.
Родительское сопровождение во время выходов за пределы школы.
Список литературы
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под редакцией В.А.Горского, Москва, Просвещение, 2010
Е.Берстенва, Н.Догаева, «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками», Москва, «Белый Город», 2011
И.Н.Котова, А.С.Котова, «Русские обряды и традиции. Народная кукла». С-Пб, «Паритет», 2003
З.И.Зимина, «Текстильные обрядовые куклы», Ладога-100, 2007
Н.В.Шайдурова. «Традиционная тряпичная кукла. Учебно-методическое пособие» ООО Издательства «Дети-пресс», С-Пб, 2011
Letopisi.ru/index.php/ Куклы-обереги
Vilena-60.livejournal.com
Oberegjie.ru/stat_i_o_kuklah.hmt
www.rukukla.ru