Пояснительная записка к итоговому проекту по математике за 5 класс

Пояснительная записка
к итоговому проекту по математике за 5 класс
по учебнику Никольского С.М.
Проект направлен на: формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию),точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений.
Цель проекта:
Развить мотивацию учеников к изучению математики;
Убедить обучающихся, что знания, полученные на уроках математик, используются практически везде;
Работа над проектами проводится поэтапно.
Этапы работы над проектом:
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (определение темы и целей проекта, его исходного положения; подбор рабочей группы);
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ - планирование (определение источников необходимой информации; определение способов сбора и анализа информации; определение способа представления результатов (формы проекта); установление процедур и критериев оценки результатов проекта; распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы);
3. ПРАКТИЧЕСКИЙ (сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.); выявление («мозговой штурм») и обсуждение альтернатив, возникающих в ходе выполнения проекта; выбор оптимального варианта хода проекта; поэтапное выполнение исследовательских задач). Выводы: анализ информации; формулирование выводов.
4. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ. Планирование презентации и подготовка презентационных материалов. Представление (защита) проекта. Представление проекта (защита) включает в себя: демонстрацию результатов исследовательской деятельности; предложения по разрешению проблем.
5. КОНТРОЛЬНЫЙ. Оценка проекта: предполагает оценивание планирования, процесса, деятельности, отношения конечного результата, самооценку, определение уровня знания предмета и выявление успехов и неудач работы над проектом, анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
Проект можно выполнить в виде реферата + презентация или на ватмане. Проект выполняется, как индивидуально, так и в группе до 4 чел. Все этапы должны быть прописаны.
Примерные темы:
Математика в живописи;
Великие математики моей малой Родины;
Математика и здоровье человека;
Удивительный мир дробей;
Исследование признаков делимости чисел;
НОК и НОД: взаимосвязь и практическое применение;
Секрет происхождения арабских цифр;
Числа – великаны;
Математика в профессии моих родителей;
Четыре действия математики;
Счёты;
Древние меры длины»
Решето Эратосфена.

«После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения»:
личностные (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; способность ставить цели и строить жизненные планы; сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; информационно-коммуникационные компетенции; социальные компетенции, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими.)
метапредметные (формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.)
предметные (формирование представлений о математике как о методе познания действительности, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления; развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования, доказательства математических утверждений; развитие представлений о числе и числовых системах; овладение символьным языком математики.)
Оценка проекта:
Оценивать проектную деятельность следует следующим образом.
Перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом и одноклассниками. После этого подсчитывается результат баллов, выставленных в таблице (см ниже).

Достигнутый результат. Оценка проекта.


Процесс проектирования оценка
Баллы


Оформление ( из 7 баллов)



Защита (из 7 баллов)



Ответы на вопрос (из 3 баллов)



Практическая деятельность (из 4 баллов)



Самооценка (из 5 баллов)



Коллеги по классу ( из 4 баллов)



Педагог (из 5 баллов)



Всего баллов:



Суммирование в этом случае выглядит следующим образом:
30-35 баллов - «5»;
20-29 баллов - «4»;
10-19 баллов - «3»;
менее 9 баллов - «2».

Если ученик получает двойку, то, конечно же, проектирование повторить невозможно, нет времени, но оставлять такой пробел просто недопустимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать, доделать, заменить дифференцированным зачетом с оценкой. В любом случае необходимо вместе с учеником тщательно разобраться, что произошло, кто и где допустил ошибку.



15