Факторы риска профессиональной деформации личности педагога, профилактика и коррекция синдрома выгорания


Факторы риска профессиональной деформации личности педагога, профилактика и коррекция синдрома выгорания«… в России есть различные общества покровительства, в том числе даже животным, но нет ничего и никого, кто заботился бы об учителе».В. Розанов Педагогическая деятельность – один из наиболее деформирующих личность человека видов профессиональной деятельности.Причины, вызывающие деформацию:Комплекс экономических проблем;Падение престижа профессии;Повышенная моральная ответсвенность за жизнь и здоровье детей;Установлена зависимость продолжительности работы педагога с детьми и появления у него «синдрома эмоционального сгорания». Педагоги, как профессиональная группа отличается крайне низкими показателями здоровья.Спустя 10 – 15 лет педагогической деятельности учитель оказывается в состоянии педагогического кризиса;Развивается истощение нервной системы;39,7% педагогов РФ имеют высокий уровень невротизма;66% учителей РФ страдают от высокой тревожности Развитию профессиональных деформаций способствуют:Эмоциональная напряженность;Раздражительность;Перевозбуждение;Тревожность;Нервные срывы;Рабочие стрессы. Четыре уровня деформированности личностиОбщепедагогические деформации;Типологические деформации;КоммуникаторОрганизаторПросветитель Специфические, предметные деформации;Индивидуальные деформации. Синдром эмоционального выгорания - это процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Спектр негативных последствий эмоционального выгорания:Межличностные последствия;Установочные последствия;Поведенческие последствия;Психофизиологические последствия.ОСНОВНЫЕ СИМПТОМЫ ВЫГОРАНИЯ:постоянное чувство озабоченности по поводу работы,чувство усталости и пустоты, связанное с ней,раздражение, направленное на коллег или учеников,отношение к совершаемой работе как к тяжкой необходимости. Синдром эмоционального выгорания включает три фазы:Эмоциональную истощенность;Деперсонализацию;Редукцию профессиональных достижений. Методика диагностики уровня эмоционального выгоранияОрганизационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности.Меня беспокоит то, что я стал хуже работать, менее продуктивно.

5. Теплота взаимодействия с учениками и коллегами очень зависит от моего настроения. 6. От меня как профессионала мало зависит благополучие учеников.7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время мне хочется побыть одному, чтобы никто со мной не общался.8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы учеников или прекратить взаимодействие.9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать ученикам того, что требует профессиональный долг.


10. Моя работа притупляет эмоции.11. Я откровенно устал (-а) от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.12. Бывает, я плохо засыпаю из-за переживаний, связанных с работой.13. Взаимодействие с учениками и коллегами требует от меня большего напряжения.14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения.15. Я бы сменил (-а) место работы, если бы представилась возможность.16. Меня расстраивает то, что я не могу должным образом оказать профессиональную услугу, поддержку.



17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на общение с людьми.18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с учениками и коллегами.19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание ученикам меньше, чем положено.21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение. 22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии от начальства.


23. Общение с учениками побудило меня сторониться людей.24. При воспоминании о некоторых учениках или коллегах у меня портится настроение.25. Конфликты или разногласия с учениками и коллегами отнимают много сил и эмоций.26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с учениками и коллегами.27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной и сложной.28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: все ли у меня получится, как бы не допустить ошибки.


29. Если ученик мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним.30. В общении на работе я придерживаюсь принципа «не делай людям добра – не получишь зла».31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе.32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.33. Порой я чувствую, что надо проявить к ученику эмоциональную отзывчивость, но не могу.34. Я очень переживаю за свою работу.


35. Ученикам отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности.36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе.37. У меня хорошие отношения с администрацией.38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.39. Последнее время меня преследуют неудачи на работе.40. Некоторые стороны моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.


41. Бывают дни, когда все контакты с учениками складываются хуже, чем обычно42. Я понимаю учеников хуже, чем обычно43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми44. Я обычно проявляю интерес к личности ученика помимо того, что касается дела45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с учениками автоматически, без души


47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им плохого.48. После общения с неприятными людьми у меня бывает ухудшение физического и психического самочувствия.49. На работе я испытываю постоянные физические или психические нагрузки.50. Успехи на работе вдохновляют меня.51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безвыходной.52. Я потерял покой из-за работы.53. На протяжении последнего года были жалобы мой адрес по поводу моей работы.



54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с учениками я не принимаю близко к сердцу.55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.56. Я часто работаю через силу.57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к ученикам, чем теперь.58. В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.


60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.61. Контингент учеников, с которым я работаю, очень трудный.62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю.63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы.65. Иногда я поступаю со своими учениками так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной.


66. Я осуждаю учеников, которые рассчитывают на особое снисхождение и внимание.67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.69. Состояния, просьбы, потребности учеников обычно меня искренне волнуют.70. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций.71. Работа с детьми очень разочаровала меня.72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.



73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств.75. Моя карьера сложилась удачно.76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.77. Некоторых из своих учеников или коллег я не хотел бы видеть и слышать.78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям, забывая о собственных интересах.79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается на общении с домашними и друзьями.



80. Если предоставляется случай, я уделяю ученикам меньше внимания, но так, чтобы никто не заметил.81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.82. Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала – обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.84. Работа с детьми явно подрывает мое здоровье.


{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Напряжение1. Переживание психотравмирующих обстоятельств1+213+325+237-349+1061+573-52. Неудовлетворенность собой2-314+226+238-1050-562+574+33. «Загнанность в клетку»3+1015+527+239+251+563+175-34. Тревога и депрессия4+216+328+540+552+1064+276+3 {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Резистенция1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование5+517-329+1041+253+265+377+52. Эмоционально-нравственная дезориентация 6+1018-330+342+554+266+278-53. Расширение сферы экономии эмоций7+219+1031-243+555+367+379-54. Редукция профессиональных обязанностей8+520+532+244-256+368+380+10 {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Истощение1. Эмоциональный дефицит9+321+233+545-557+369-1081+22. Эмоциональная отстраненность10+222+334+246+358+570+582+103. Личностная отстраненность (деперсонализация)11+523+335+347+559+571+283+1010. Психосоматические и психовегетативные нарушения12+324+236+548+360+272+1084+5 Показатели выраженности симптомов (сумма баллов по строчкам):9 и менее баллов – не сложившийся симптом;10 – 15 баллов – складывающийся симптом;16 и более баллов – сложившийся симптом.Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или в синдроме эмоционального выгорания!!! Интерпретация показателей фаз развития стресса (сумма баллов одной из трех фаз):36 и менее баллов – фаза не сформировалась;37 – 60 баллов – фаза в стадии формирования;61 и более баллов – сформировавшаяся фаза.Уровень выгорания оценивается по 12 шкалам, которые группируются по 4 симптома в соответствии с 3 фазами: напряжение, резистенция, истощение!!! Фаза – тревожное напряжениеЕе создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответсвенность, трудность контингента. Это предвестник и запускающий механизм в формировании эмоционального выгорания. Напряжение обуславливается изматывающим постоянством или усилием психотравмирующих факторов. Поведение характеризуется на уровне произвольного: забывание каких-то моментов. Говоря бытовым языком, провалы в памяти (например, выключен ли дома утюг), сбои в выполнении каких-либо двигательных действий и т.д.
Фаза – резистенция Человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений, сопротивляется нарастающему стрессу. Человек стремится к психологическому комфорту, снизить давление внешних обстоятельств с помощью имеющихся в его распоряжении средств. Наблюдается снижение интереса к работе, потребности в общении, в том числе и дома, с друзьями, нарастание апатии к концу недели, появление устойчивых соматических симптомов (нет сил, энергии), повышенная раздражительность, человек заводится, как говорится, с пол-оборота, хотя раньше подобного он за собой этого не замечал.
Фаза - истощениеХарактеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным, ослаблением нервной системы. Характерна полная потеря интереса к работе и жизни вообще, эмоциональное безразличие, ощущение постоянного отсутствия сил. На этой стадии человеку гораздо приятнее общаться с животными и природой, чем с людьми. Эмоциональная защита становится неотъемлемым атрибутом личности.
Профилактика выгорания!!!Информирование педагогов о причинах и признаках выгорания.Эмоциональная поддержка переживающих выгорание может осуществляться в профессиональных клубах, тренингах.Создание системы мероприятий, повышающих значимость педагогической поддержки.

Профилактические стратегии сохранения кадрового потенциала:Определение краткосрочных м долгосрочных целей;Использование тайм-аутов;Овладение умениями и навыками саморегуляции;Профессиональное развитие и самосовершенствование;Избегание ненужной конкуренции;Эмоциональное общение;Поддержание хорошей спортивной формы.



Решение педагогического советаИспользуя возможности психолого-педагогической службы школы, включить в методическую работу проведение превентивных тренингов, ориентированных на формирование личностных ресурсов стрессоустойчивости и повышение мотивации на дальнейшую практическую работу по профилактике выгорания. (отв.: администрация школы, руководители МО)Организовать постоянный мониторинг состояния эмоциональной напряженности профессионального труда педагогов школы и отслеживания результатов профессиональной деятельности. (отв.: педагог-психолог)Активизировать работу по повышению значимости и престижности труда педагогов через систему мероприятий, стимулирующих творческую деятельность, обеспечение благоприятной психологической атмосферы в коллективе, функциональное использование системы поощрений, обеспечение условий для создания ситуации успеха и эмоциональной включенности сотрудников. (отв.: администрация)