Конспект урока по литературному чтению Великие русские писатели








Конспект урока по литературному чтению.


Тема. Оценка достижений (обобщающий урок).




Составитель. Учитель начальных классов-
Уласевич Ирина Юрьевна
Класс. 3 «б»
Дата проведения. 12.12.16















Тема урока: «Оценка достижений»

Цели и задачи урока:
обобщить знания детей по разделу;
развивать речь учащихся и навыки выразительного чтения;
прививать интерес и любовь к чтению, к книгам.
Оценка результатов:
Личностные: развитие мотивов и смысловой учебно-образовательной деятельности, формирование внутренней позиции школьника.
Метапредметные (регулятивные учебные действия, коммуникативные учебные действия, познавательные учебные действия): универсальные способы деятельности, способы регуляции своей деятельности.
Предметные (система предметных знаний и система предметных действий): опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока.

Оргмомент.
Мотивация к учебной деятельности


– Сегодняшний урок чтения мне хочется начать с пословицы. Но она рассыпалась.
Помогите ее собрать.
День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.
– Какую пословицу собрали?
(Чтобы стать мудрым надо учиться, много знать, много читать,
иметь жизненный опыт.)
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? (нельзя)
-Найдите в толковом словарике лексическое значение слова МУДРЫЙ.
– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним,
в чём вы стали умнее и мудрее за этот урок. 


3. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных ранее.
1) Учитель читает стихи:
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души
Это нить Ариадны,
Что ведет их от сказок Былин и преданий.

Книги учат детей
Всем премудростям жизни –
Как быть человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.

2) Сегодня наш урок мы посвящаем великим русским писателям. Но прежде давайте разгадаем кроссворд и вспомним их имена.

3)Разгадывание кроссворда.
Демонстрация 2-9 слайдов с кроссвордом. (Приложение 1)

По вертикали:
Чувство, которое вы испытывали при чтении стихов М.Ю. Лермонтова. (Печаль)
В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а (Иносказательно).
Назовите язык, которым первым овладел А.С.Пушкин. (Французский)

По горизонтали:
Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. (Лермонтов)
У этого поэта была любимая няня, о которой знают все. (Пушкин)
Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. (Крылов)
Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука». (Толстой)

- Итак, назовите писателей, которым мы посвящаем наш урок.
(Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов, Лев Николаевич Толстой)

4). Восстановление стихотворения детьми.
- Вы хорошо выучили стихотворения, а сейчас попробуйте вспомнить и восстановить стихотворение, переделав данный текст.

Блестя на солнце, снег лежит;
Великолепными коврами,
Прозрачный лес один чернеет,
Под голубыми небесами

Дети восстанавливают текст.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет

Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин)
Давайте вспомним автобиографию русского писателя.

Рассказ детей о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
Учитель:
- Узнайте сказку по картинке.
Бочка. («Сказка о царе Салтане»)
Яблоко. («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
Изба. («Сказка о рыбаке и рыбке»).
Петушок. («Сказка о золотом петушке»).

5) Мы отправляемся на родину Л.Н. Толстого.
Рассказ детей о писателе.
А сейчас интересные факты из жизни Л.Н.Толстого
Любил вишни, поглощая их в необыкновенном количестве.
Не любил молока и рыбы.
Был смел, но страшно боялся крыс: еще в Севастополе однажды выскочил под ураганный обстрел неприятеля, увидев крысу.
Страстный охотник, но лая собак не переносил
Легко плакал, редко смеялся (зато до слез).
Обладал выдающейся чуткостью к музыке. Играл с увлечением.
Артистичен и прекрасно читал. При этом был застенчив.
Великий писатель Л.Н.Толстой до самых преклонных лет сохранил любовь к занятиям гимнастикой. Он оборудовал гимнастическую комнату в своем московском доме, посещал спортивный зал на Страстном бульваре.
- Перечислите рассказы этого писателя, которые вам запомнились. («Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» и т.д.)
- Есть ли у этих рассказов что- то общее? («Прыжок» и «Акула»)

7) Физминутка.

8) Викторина по басням И.А.Крылова.

Учитель: Ох! Басни смерть моя!
Насмешки вечные над львами! Над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари!
Прежде, чем мы начнем работать с баснями, расскажите о жизни и творчестве И.А.Крылове. (Рассказ детей).

- В какой басне была такая мораль?

Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ( «Ворона и Лисица»)

«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак»)


К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь – цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней, то он её ещё и гонит. «Мартышка и Очки»)

Таких примеров много в мире: Не любит узнавать никто себя в сатире. Я видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают, А он украдкою кивает на Петра. («Зеркало и Обезьяна»)



9) Викторина по творчеству М.Ю.Лермонтова.
Как называется произведение и кто его автор?
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят. (Осень. М.Ю. Лермонтов)

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
Одна и грустна на утёсе горючем
Одета, как ризой, она.
Это стихотворение. М.Ю. Лермонтов . Утёс.

Рассказ детей о творчестве М.Ю.Лермонтова.

10) Работа с КИМами (тест)

3. Подведение итогов.
- Что вам особенно запомнилось?
-Что произвело большое впечатление?
4. Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
- Ребята, сегодня будет необычное задание. Давайте попробуем написать письмо в прошлое писателям, о которых сегодня говорили. Подумайте, что хотелось бы вам сказать, за что поблагодарить их.