Методические рекомендации воспитателям по развитию речи детей в изодеятельности.


Тревожная статистика последних лет свидетельствует о неуклонном росте количества детей с различными отклонениями в развитии.
По данным приведенным академиком РАО А.Г.Хрипковой, лишь 14% детей практически здоровы; 50% - имеют функциональные отклонения, 35-40% - имеют хронические заболевания. По данным мировой статистики число речевых расстройств растет, в связи с чем, актуальность проблемы исправления и профилактики речевых нарушений детей и подростков принимают глобальный характер.
Одним из важных направлений развития логопедической помощи населению является предупреждение речевых нарушений. К сожалению, не во всех образовательных учреждениях работают учителя-логопеды, которые могут оказать детям своевременную помощь. Поэтому в системе профилактических мер по предупреждению нарушений в речевом развитии существенное значение имеет коррекционная работа воспитателя.
Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике считают специальные занятии, на которых ставят и целенаправленно решают определенные коррекционные задачи речевого развития детей. Но необходимо помнить, что развитие речи осуществляется также и на занятиях по другим разделам программы детского сада. Это объясняется самой природой речевой деятельности. Родной язык выступает средством обучения природоведению, математике, музыке, физической культуре.
Ваша задача использовать занятия по развитию изобразительной деятельности и в интересах речевого развития детей.
Итак, рассмотрим, какие же задачи речевого развития детей можно решать на занятиях по ИЗО-деятельности.
РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ.
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними.
Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. В современных методиках большое значение придается развитию умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять многозначные слова, а также работе над лексическими средствами выразительности.
На занятиях по изодеятельности закрепляют умения детей :
- называть части предмета ( У человека есть ноги, руки, глаза, нос и т.д. У дерева – ствол, сучья, ветки, корни и т.п.)- употреблять слова, обозначающие месторасположение (верх, низ, лево, право, центр, середина и т.п.)- употреблять глаголы, обозначающие действия рисуемых предметов (игра «Кто что делает?», дети передают друг другу мяч по цепочке и называют действия заданного предмета. Например: дерево – растет, питается, дышит, шумит, цветет, качается, плодоносит и т.д.)- употреблять в речи глаголы, обозначающие собственные действия (рисую, леплю, строю и т.д.- в словообразовании: снег падает – снегопад; листопад и т.д.)
- называть предметы, оборудование, материалы, их качества.
- употреблять образные слова, слова с переносным смыслом
и многое другое.
Т.е. происходит переход слов, понятий из пассивного словаря в активный.
ВОСПИТАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ – многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи:
- развитие речевого слуха:
- закрепление правильного произношения звуков, сложных по звуковой структуре слов;
- овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр, темп, ударение, интонация)
( Использование специальных игр и упражнений в организационной части занятия, в динамических паузах, в коррекционных минутках)
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ:
Предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.
Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых, поэтому воспитатель должен создавать благоприятную языковую среду, совершенствуя свою речь.
На занятиях по изодеятельности можно закреплять изученные на занятиях по развитию речи грамматические формы путем
- создания специальных ситуаций в общении по предстоящей или законченной работе ( Обсуждение, оценка работ: - Кого мы лепили на занятии? (Зайца) –Как мы ласково можем его назвать? (Зайчик) –Был у меня один зайчик, а стало много …? (зайцев); закрепление употребления существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и употребления существительных во множественном числе, в родительном падеже)
- проведения специальных дидактических игр, как часть занятия.
- исправления грамматических ошибок детей (обращать внимание детей на ошибку товарища, совместно искать правильную форму речевого высказывания, не повторять за ребенком неправильную форму)
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ:
Включает развитие диалогической и монологической речи.
Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста.
Занятия по изодеятельности способствуют развитию умения вести диалог, развивают умение слушать и понимать обращенную к ребенку речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.
Развитие монологической речи на занятиях по изодеятельности происходит в процессе обсуждения работ, когда ребенку предлагается рассказать о своем рисунке, поделке или в процессе рассматривания готового образца.
Занятия по изодеятельности могут способствовать развитию одного из самых трудных видов рассказывания: творческого рассказа. Под творческим рассказыванием понимают деятельность, результатом которой является придумывание детьми сказок, реалистических рассказов с самостоятельно созданными образами ( обыгрывание выполненных работ, каждую работу ребенка превратить в рассказ)
И конечно же занятия по изодеятельности являются мощным средством развития мелкой моторики. Мелкая моторика особенно тесно связана с процессом формирования речи. Есть выражение «Пальцы помогают говорить». И оно не лишено основания, так как центры, отвечающие за речь и мелкую моторику, распложены рядом и влияют друг на друга. Систематическая тренировка пальцев – мощное средство повышения работоспособности головного мозга.
Рекомендации по развитию мелкой моторики:
- используйте на занятиях физкультминутки в виде пальчиковой гимнастики;
- поощряйте желания детей рисовать, лепить, вырезать, конструировать;
- используйте различные виды нетрадиционных методик в изодеятельности: рисование пальчиком, работа с трафаретом, аппликации из круп, листьев, ткани, ниток и т.п.
- учите детей рисовать предметы рукой, пальцем, кистью, карандашом в воздухе;
- на занятиях по конструированию используйте конструкторы (лего, строительные наборы, железные и пластмассовые конструкторы с винтиками и гаечками); используйте технику изготовления работ из бумаги – оригами.
Литература.
А.В.Антонова. Развитие графических навыков у детей с общем недоразвитием речи. М.,1997
Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Ростов-на–Дону, «Феникс», 2002.
Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2001.
Алексеева М.М., В.И.Яшина. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 1997.
Логопедия // под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.