Мастер-класс по изготовлению модели самолета(инструкционная карта)(6 класс)


Мастер-класс изготовления игрушки-сувенира
«Модель – Самолет»
Разработал: учитель трудового обучения
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Межшкольный учебно-производственный комбинат
Петровского района города Донецка»
Родин Сергей Валериевич
Цель: Расширение знаний, умений и технологических навыков творческой деятельности учащихся.
Задачи:
продолжить формирование основных технологических понятий;
продолжить формирование представлений об разнообразных декоративных формах изделий;
научить учащихся пользоваться инструкционными картами;
научить учащихся подбирать инструменты для выполнения конкретной работы;
научить учащихся контролировать качество изготавливаемого изделия.
Предполагаемый результат:
- умение выделять главное и существенное из полученных знаний; - умение планировать и контролировать ход своих действий при изготовлении изделия; - умение применять полученные знания на практике.
Оборудование: лобзик, наждачная бумага (мелкозернистая), надфили различной конфигурации, канцелярский нож, шило. Игрушка-сувенир «Модель – Самолет» выполняется из ДВП либо фанеры. При изготовлении изделия учащиеся приобретают и оттачивают умения в работе с ручным инструментом (лобзиком, шилом, канцелярским ножом, надфилями, наждачной бумагой). При разметке деталей изделия на заготовке следует обратить внимание учащихся на экономное расходование материала и рациональное расположение шаблонов для разметки.
Ход работы.
Проведение инструктажа по безопасной работе с лобзиком, надфилем, наждачной бумагой и шилом.
Ручной ло́бзик (от нем.  Laubsäge) — инструмент  для криволинейного распиливания материалов.
Ручной лобзик включает в себя дугообразную рамку с рукояткой и зажимами для крепления пильного полотна. Пильное полотно тонкое и узкое, благодаря чему возможно изменять направление пиления. Рамка имеет большой просвет между полотном и своей верхней частью, благодаря чему она может обходить края обрабатываемой детали. При необходимости выполнить рез по линии, не выходящей за границы детали, в детали делается отверстие (вырубается или высверливается), после чего полотно снимают с рамки, продевают в отверстие и снова крепят к рамке.
Большим недостатком ручного лобзика являются малая механическая прочность полотна и малый размер рамки, из-за чего, соответственно, полотно часто рвётся и невозможно выполнять пиление на большом удалении от краёв детали.
Обращаем внимание учащихся на правильность направления зубьев полотна при установке(зубья полотна направлены в сторону ручки лобзика).
Надфиль - это маленький, мелкозернистый напильник. Основное его предназначение - выполнение мелкошлифовочных работ. Надфилем пользуются и в деревообработке, и в столярных мастерских. Незаменимая вещь для аккуратной, ювелирной подгонки какой-либо детали или готового изделия.
Наждачная бумага (шлифовальная шкурка, наждачка) — гибкий абразивный материал, состоящий из тканевой или бумажной основы с нанесённым на неё слоем абразивного зерна (порошка). Предназначен для ручной и машинной обработки поверхностей различных материалов (металл, дерево, стекло, пластик) — удаления старой краски, подготовки поверхности для грунтовки и окраски, шлифование окрашенных поверхностей и пр.
В данной работе необходимо применять мелкозернистую наждачку.
Выполнение изделия согласно инструкционной карте.
Инструкционная карта.

п/п Последовательность
выполнения работы
Пооперационное
изображение Инструменты,
приспособления
1. Разметить на заготовке детали изделия при помощи шаблонов Карандаш, шаблоны заготовок
2. Выпилить заготовки изделия при помощи лобзика Лобзик
3. Пропилить насечки пазов для последующего растачивания надфилями Лобзик
4. Расточить надфилями пазы соединений Надфили
5. Проколоть отверстия для внутреннего выпиливания при помощи шила Шило, подкладная доска
6. Пропустить полотно лобзика в приготовленное отверстие Лобзик
7. Пропилить отверстие для паза при помощи лобзика Лобзик
8. Убрать заусенцы и неровности краев при помощи канцелярского ножа, отшлифовать края заготовок изделия при помощи надфилей и наждачной бумаги Канцелярский нож, надфили, мелкозернистая наждачная бумага
9. Собрать изделие, подгоняя соединительные пазы Надфили
10. Конечный результат выполненной работы __
Исходный вид начала работы.

Конечный результат.

Можно предложить учащимся на следующем уроке либо разукрасить свое изделие красками, либо при помощи выжигателя нанести на фюзеляж кабину пилотов, иллюминаторы, бортовую разметку, ну и так далее…
Наведение порядка на своих рабочих местах.
Вывод: на уроке учащиеся проявили свои знания, умения и технологические навыки творческой деятельности.