Северные посиделки. 7 класс. Изготовление традиционной куклы ханты и манси Акань


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняяобщеобразовательная школа п. Малиновский
«Северные посиделки»
(изготовление традиционной куклы хантов и манси «Акань»)7 класс , 2 урок
Выполнила: Уткина Е.И.,
учитель ИЗОп. Малиновский, 2017год
Тема: «Северные посиделки» (изготовление традиционной куклы хантов и манси «Акань»)7 класс , 2 урок
Цель: выполнить традиционную куклу хантов и манси «Акань»
Задачи: развитие творческого воображения, привитие интереса к традициям коренных жителей Севера, знакомство с поэзией национальных поэтов.
Материалы: карта Тюменской области, лесные ягоды. Костюм хантыйской девочки, мальчика, хантыйский чум.
Ход урока:
Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжаем работу, которую начали на прошлом уроке. На прошлом уроке , мы с вами выполнили туловище, голову куклы, подобрали ткань для платья. Сегодня мы должны, закончить традиционную куклу хантов и манси – «Акань»
Словно люльку,дверь тяжелую качни-
С другом к нам на посиделки приходи.
Соберемся у хантыйского огня
С жизнью хантов познакомишься, друг мой,
Ты вниманьем посиделки удостой.
У нашего края есть своя история, которая жива памятью- памятью, сохранившейся в самом народе, в национальных промыслах, в деревянных строениях, в музыкальных инструментах, песнях, легендах,в сердцах народов, населяющих эту землю. Посмотрите на карту ХМАО, напоминает символическое изображение медведицы.
Но вернемся в хантыйский чум.К нам в гости пришла Акань с детьми. У огня дети любили играть и загадывать загадки. А вы любите загадки?Сейчас Акань с вами поиграет. ( за ответы берестяные обереги)
Зимнее стекло весною потекло? (лед)
Кто в году четыре раза переодевается ?(земля)
Летом греет, зимой холодит?(солнце)
Не огонь, а жжется? (мороз)
Не снег и не лед, а серебром деревья уберет? (иней)
Ребята, Акань живет в чуме, а в лесу ягоды собирает.
Добрый лес, тихий лес
Брусники мне припас
Сколько спелых ягод здесь!
Соберу их все сейчас
Добрый лес, светлый лес
Ягод я не стану есть,
Брусникою своею угощу я всех людей
Бабушек и дедушек, славных малых детушек
Матерям и отцам, и подружкам и друзьям
Понемножку всем отдам.
Акань раздает ягоды детям.
Акань- Ой. А на всех не хватает, да вы ребята не расстраивайтесь, в чуме у меня на ягодах морс настоян. А на каких догадайтесь сами (из чума достает банку с морсом)
Игра «Угадай, по вкусу морс» три человека, три стакана, три шарфа.
- клубничный
-смородиновый
-брусничный
Акань- И горда я, и красива!
Синий сах на мне искриться
Я поймаю трех оленей
Серебром их шерсть лоснится
Белым инеем дымиться!
Запрягу я трех оленей
Запрягу, украшу шеи
Где других найдешь быстрее?
Мчатся нарты , точно птицы
И горда я , и красива
Как бубенчик бьется звонок!
Как у нарты полос тонок!
И смеюсь я , как ребенок,
И горда я , и красива!
Ребята, обратите внимание на красивое орнаментированное платье Акань. Ханты и манси украшали одежду орнаментом. Каждый орнамент имеет свое название. Орнаменты бывают ленточного , линейного, розеточного типов. Орнаменты линейного типа отличаются прямолинейностью (заячьи ушки). В розеточных орнаментах в основе лежит квадрат, стороны которого продолжены за его пределы ( применяется на бытовых предметах) , (шишка, след медведя).И сегодня мы тоже будем украшать платье орнаментом линейного типа- полоска.
Физ. Минутка «Хейро»
Ребята, живя на территории ХМАО , мы очень мало видим солнце. И давайте сейчас мы поднимем руки вверх к солнцу и произнесем такие слова – Хейро, Хейро, Хейро (повороты и по сторонам , чтобы солнце светило со всех сторон)
Сидя у огня, женщины всегда занимались своими домашними делами. Сегодня мы с вами закончим изготовление национальной куклы. У вас у каждого есть разные лоскутки ткани. Приготовьте самое необходимое для работы, и так мы приступаем.
«ОХ»- с хантыйского голова- словарное слово
Сейчас мы с вам сделаем платье.
«Ернас»- с хантыйского – красивое платье
Будем накладывать цветные полоски по 3-4 , отступая небольшое расстояние. В нижней части платья используем орнаментированную полоску белого цвета. На голову пришьем косы и косынку. Куклы дарили родственникам и получали в подарок. Вечером перед сном девочка должна была слегка покусать акань за большой палец ноги. На лице у акань не принято было делать глаза, нос, рот., т.к. эта кукла была священной. По поверью в такую куклу мог вселиться злой дух.
Просмотр детских работ .Вопросы:
-в чем особенность этой куклы?
-какое бы вы ей дали имя?
-возьмите куклу в руки, закройте глаза, и загадайте желание.
Урок закончен, до свидания!