Проблемы преемственности и развития традиций народной культуры в системе дополнительного образования.

Овчинникова О.А.
педагог дополнительного образования
МКОУ ДО ЦДТ
Проблемы преемственности и развития традиций народной культуры
в системе дополнительного образования.

Народная культура и её традиции – это неотъемлемая часть жизни народа, ведь культура – это совокупность социально приобретенных и передаваемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Субъектом культуры является человек: он творит, сохраняет и распространяет созданные им культурные ценности.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле. Педагогический аспект культуры понимается нами не только как возрождение и воссоздание традиций своего народа, но и как приобщение нового поколения к системе культурных ценностей народа и своей семьи.
Сегодня образование выступает как важнейший компонент культурного, социально-экономического и экологического устойчивого развития человека. И именно сегодня так важно то, что возникнувшая ранее система дополнительного образования, нашла своё приложение и в наши дни. Ребёнок приходит в учреждение дополнительного образования, чтобы найти для себя радость, раскрыть свои природные задатки, приходит сюда, чтобы стать успешным.
И здесь, в учреждении дополнительного образования, для детей привлекательно то, что программы не навязываются детям сверху по типу единого государственного стандарта, однозначно определившего, что нужно им знать, а предлагают выбор в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями. Поэтому воспитанники учреждений дополнительного образования выбирают себе ту программу, которая трогает их маленькое сердце и не оставляет его равнодушным к тому, что происходит на большой планете, имя которой – Земля.
Любовь к родному краю, знание его истории – это основа, на которой может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Возрождая народные традиции, мы обогащаем нашу культуру, совершенствуем окружающий нас мир.
Традиции народной культуры продолжают жить в наше время благодаря своей ценностной ориентации. Человек всегда стремился увиденное вокруг себя воплотить надолго, чтобы красота всегда радовала человека, помогала ему жить. Вот почему притягательны для нас необыкновенные казачьи песни, которые поют наши обучающиеся в кружках, краеведческие исследования, которые проводятся на базе нашего музея. Ведь более ста наций и народностей населяют наш благословенный донской край, и каждый народ принес в культуру донского края свои обычаи, традиции, частичку своей культуры.
Центр детского творчества г. Михайловки является одним из верных хранителей народного опыта, школой народных традиций, передающей их последующим поколениям. Здесь делятся опытом мастера, которые своим творчеством не только значительно обогатили многие народные промыслы, но и способствовали их развитию. Вместе с тем вся сложная структура педагогического и учебного процесса ЦДТ направлена на поиск новых возможностей в таких традиционных видах народного искусства, как ткачество, кружевоплетение, вышивка, лозаплетение.
Обучающихся нашего Центра мы приобщаем к исторической памяти народа, к его художественному наследию, к традициям проведения праздников, досугов, фольклорных посиделок, согласно народному календарю. Это и встречи с ветеранами Сталинградской битвы и ВОВ, и разнообразные тематические мероприятия, и традиционное возложение цветов и венков 22 июня, 2 февраля к памятнику «Скорбящая мать».
Неоценимым богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, проводятся на кружковых занятиях, каникулярных и городских мероприятиях, и это помогает детям прикоснутся к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Руководитель туристско-краеведческого кружка «Горизонт» даёт детям представление о культуре народа, знакомит с традициями и народными обрядами, что формирует в обучающихся позитивные ценности, чувство толерантности, уважения к своим предкам, их традициям. На занятиях используется не только художественная литература, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинная мебель, посуда, орудия труда и т.д.). На базе музея расположена экспозиция «Русская изба», в которой собраны предметы старины и быта крестьян.
Обучающиеся кружков культурологической и социально-педагогической направленности изучают устное народное творчество. Именно здесь сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, педагоги дополнительного образования, приобщают их к нравственным общечеловеческим ценностям.
Многообразие дополнительных образовательных программ, предоставляемых нашим учреждением, дает возможность ребятам освоить духовное наследие предыдущих поколений, осознать свои национальные корни и определяет готовность педагогов к эффективной работе по воспитанию и социально-педагогической поддержке становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Передача детям социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, традиций народной культуры осуществляется в дополнительном образовании через совместную творческую деятельность обучающихся и педагогов, изучение и освоение традиций народной культуры собственного региона. Народные праздники, легенды, сказки, пословицы, поговорки во многом отражают бесценный педагогический опыт приобщения к богатствам национальной, а через него мировой культуры.

Литература:
1. Сидоренко В.Ф. Идея проектной культуры // Науки о культуре: Итоги и перспективы. - М., 1995. - с. 24.
2. Бигдаш И. Г. Повышение эффективности учебно-воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей // Бюллетень. – 2006. - № 4. – с. 5-6.
3. Леднев В.С. Содержание образования: Сущность, структура, перспектива / В.С. Леднев. - М.: Высш. шк., - с.1991 – 224.
Заголовок 1 Заголовок 215