Материалы к урокам Основы православной культуры на тему Символы христианской культуры

Символы христианской культуры. Символы условно передают содержание основных положений (догматов) христианской религии.
Один из важнейших символов христианства  крест. Он венчает собой купол каждого христианского храма. Он является напоминанием христианину о мученической смерти распятого на кресте Иисуса Христа, Его Крестной Жертве, принесенной для спасения (искупления) людей. С тех пор орудие смерти стало для христиан символом будущего воскресения и вечной жизни. Крест, установленный на христианской могиле, обозначает упование христиан на вечную жизнь в Царстве Небесном.
Вопрос о форме креста имеет важное значение для Русской православной церкви. Православная Церковь допускает использование восьмиконечного, шестиконечного и четырехконечного крестов. Короткая верхняя поперечина обозначает дощечку с надписью: «Иисус Назарянин Царь Иудейский», прибитую над головой распятого Христа, а нижний (наклонный) брус напоминает также, что справа (возвышенная часть) от Христа был распят разбойник, раскаявшийся и уверовавший, душа которого отправилась в рай, а слева (нижний конец перекладины)  нераскаявшийся грешник, душа которого попала в ад. Считается, что крест Иисуса Христа был составлен из разных пород дерева: продольный брус  из кипариса, поперечный  из финикового дерева, подножие  из кедра, а дощечка с надписью  из масличного дерева.
Помимо восьмиконечного креста на русских православных храмах устанавливались четырехконечные кресты разнообразной формы: трилистника, якоря, а иногда и оба креста, совмещенные в одном. Крест в виде трилистника является символом Святой Троицы, а «якорный» крест с основанием в форме полумесяца символизирует надежду на спасение. Полумесяц означает евхаристическую чашу с Кровью Христа, стекающей с креста.
Христианский храм символизирует вселенную: мир земной и мир Небесный. Вместе с христианством Русь переняла у Византийцев крестово-купольную конструкцию храма.
Пространство храма по вертикали видится как восхождение от земли до неба. Нижняя часть символизирует землю; своды, паруса, апсида (полукруглая часть храма, где размещается алтарь) и верхняя часть стен  Святую землю (земной рай); купол  небо. Количество куполов имеет символический смысл. Два трактовались как проявление божественного и человеческого начал во Христе, три  как ипостаси, то есть сущности, Бога (Отец, Сын и Святой Дух), пять  как Христос и четыре евангелиста, тринадцать  как Христос и двенадцать апостолов.
По горизонтали пространство храма также связывается с продвижением от мира земного к миру горнему. Нартекс (помеще
·ние с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права входить в храм) или притвор, как его стали называть на Руси, где размещалась крестильная купель, должен напоминать о реке Иордан  месте Крещения Христа; пространство храма  видимое небо для верующих; алтарь  царство чистого духа.
Иконы изобразительными средствами рассказывают о содержании христианской веры.
Голубь. Одна из трех ипостасей (сущностей) Бога, это  Святой Дух. Он изображается в виде белого голубя. Любимый символический знак римских катакомб  голубь с оливковой ветвью. Голубь  птица, часто упоминаемая в Священном писании. Она отличается чистотой, кротким характером. Иисус Христос заповедовал своим последователям: будьте мудры, как змеи, и просты, как голуби.
Кроме того, голубь  символ Духа Святого, сошедшего на Спасителя при крещении. Голубь с оливковой ветвью  вечно живое учение, несущее человеку дух света и правды.
Рыба. Символ рыбы, знаменующий самого Христа. Греческое слово «рыба» состоит из начальных букв слов: Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель.
Нимб. На иконах и фресках вокруг голов святых изображают сияющий круг  нимб, который символизирует святость, принадлежность к Горнему миру. Нимб на иконах стали изображать с IV века. Часто его изображают в виде светящейся радуги.
Агнец. В раннехристианском искусстве изображение Христа нередко заменял один из его символов, например, «агнец Божий». Агнец стал символом мученичества Христа, указывал на Его глубокое смирение, незлобивость и кротость. Этот символ применяется е Нему как к великой жертве за грехи всего рода человеческого. На основании этого в Священном Писании содержатся частые указания то на Агнца закланного, то на кровь Агнца Божьего.
На иконах до конца VII в. изображали Агнца, на которого указывает Иоанн Предтеча. Трулльский собор в 82-м правиле повелел писать «вместо ветхого Агнца» Христа в человеческом образе.
Мы спрашиваем себя, наконец, что делает в мире русская душа. Мы обращаемся к ее созданьям и открываем, что это одна из самых широких и простых душ мира, что она чает без корысти, созерцает сочувственно: людей  скорбно, природу  ясно, небо  радостно. (В. Щепкин)

15