Интегрированный урок Художественные и нравственные аспекты повести И.С. Шмелева «Неупиваемая чаша»

Интегрированный урок
Художественные и нравственные аспекты повести И.С. Шмелева «Неупиваемая чаша»
(11 класс)
Цель: раскрытие художественных и нравственных аспектов рассказа И. Шмелева «Неупиваемая чаша»; совершенствование работы с художественным произведением, воспитание читательской культуры, эстетического вкуса.
Задачи: раскрыть основные мотивы повести И. Шмелева «Неупиваемая чаша»; раскрыть символику икон в рассказе, охарактеризовать их колористические достоинство; показать, как колорит помогает раскрыть символику произведения.
Оборудование: презентация к уроку, текст рассказа, раздаточный материал для работы в группах.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о художественных и нравственных аспектах повести И.С. Шмелева «Неупиваемая чаша»; самостоятельно характеризуют колористическое достоинство икон в рассказе, используя выразительные средства языка, показывают, как колорит помогает раскрыть символику произведения; принимают участие в аналитической работе в группах.
Ход урока
Оргмомент.
Актуализация опорных знаний
а) нарисуйте Радость, Радугу;
б) поменяйтесь тетрадями, напишите ассоциации к рисункам вашего соседа по парте; верните тетради друг другу, обсудите ассоциации.
в) Как вы думаете, какая связь между радостью и радугой? Напишите об этом
(Учащиеся записывают ответы, некоторые зачитываются по желанию)
Понятие «радости» в русской литературе – одно из коренных, поэтому оно играет многими смыслами. Восходит оно к образу-символу «радуги», «радоницы». Радуга, как известно, дана была Богом человечеству после потопа в обетование того, что потопа на земле больше не будет [4]. Радуга – связь человека с Богом, некий мост между Небом и землей.
Мотивация учебной деятельности. Тема и цель урока
В страшном для России 1918 году, в Алуште, Иван Сергеевич Шмелев создает одно из самых удивительных своих произведений – повесть «Неупиваемая Чаша». История крепостного живописца Ильи Шаронова, жизнеописание, где национальное и духовное начала нераздельны.
- Как вы думаете, о чем этот рассказ?
- Какие мотивы вы могли бы выделить в нем? (Мотивы любви, искания, радости, преодолении греха светом, иконописи, канона и др.)
4. Работа над темой урока
В повести часто повторяется слово «радость». Оно имеет не обычный, а духовный смысл. Радость у главного героя, Ильи Шаронова, просыпается при соприкосновении с духовными предметами. Найдите в тексте, что сказано об этом в начале 4-ой главы? («Радостно трудился в монастыре Илья. Еще больше полюбил благолепную тишину, тихий говор и святые на стенах лики. Почуял сердцем, что может быть в жизни радость. «Мне и труда нету, одна радость» (начало 4-ой главы);
- Как вы понимаете слова: «почуял сердцем, что может быть в жизни радость»? О какой радости прежде всего пишет Шмелев? Только ли о бытовой или психологической?
- Радость связана с изображением святых. Однако соединяется рай земной и небесный в молитве, со слезами радости на глазах («Так хорошо было»). Не случайно по окончании молитвы впервые услыхал Илья голос Ангела и увидел «белое видение» и «будто во весь сад глаза». Это видение, эти глаза во весь сад и эта радость пройдут через всю повесть. Найдите это в повести (от слов: «Миг один вскинул Илья» до слов «Почуял сердцем, что придет, должно прийти то, что радостно опаляет душу»).
- В чем особенность икон, написанных Ильей Шароновым? (Все созидаемые им иконы отличаются тем, что в ликах святых узнаются лица реальных, окружающих его людей.
Так, икона св. Арефия Печерского оказывается с ликом своего учителя, иконописца Арефия. Змей, побиваемый Георгием-Победоносцем, имеет лик старого развратника-барина, по прозвищу Жеребец. Св. мученика Терентия написал Илья с ликом своего отца, маляра Терентия. В св. преп. Марии Египетской узнается Зойка-цыганка, а в храмовой росписи Страшного Суда – «и маляр Терешка, и Спиридоша-повар, и утонувший в выгребной яме Архиша-плотник, и крикливая Любка, и глупенькая Сафо-Сонька, и живописный мастер Арефий многое множество». Великомученица Анастасия удивительно похожа на барыню Анастасию, в которую Илья влюблен.[3])
В повести возникает вопрос об отклонении от канона. Как истолковать «Видение»? Ясно, что Илья – избран и отмечен как художник. Но – кем? (Морнашки считают, что Богом)
- А что такое канон? (Традиция, обязательная норма)
- В православии в изображении, например, Богоматери складывался определенный канон [2].
«Умиление» (с греческого – милостивая): Мать и Христос-младенец соприкасаются щеками, что являет всему миру взаимную нежность, трогательность, заботу. Образцом иконы этого типа является «Богоматерь Владимирская».
«Одигитрия» (с греческого – путеводительница) – поясной образ Божьей Матери: Дева Мария, поддерживая младенца Христа, жестом свободной руки указывает на него как на Спасителя и призывает поклоняться Ему с молитвенно поднятыми руками.
«Знамение» (чудо, пророческий знак) – поясной образ молящейся Богоматери.
«Оранта» (с латинского – молящаяся): Богоматерь изображена в полный рост с молитвенно поднятыми руками.
- Как творил Илья портрет Анастасии, который впоследствии приравняется к иконе? Найдите в тексте. (от слов «Ночью безумствовал Илья в своей клетушке.» до слов «которая умереть не может.»)
- Опишите икону «Неупиваемая чаша» в повести (увидали все Святую с золотой чашей. Лик Богоматери был у нее - дивно прекрасный! - снежно-белый убрус (Убру
·с (от церк.-слав. бръснти, брысати «тереть»; плат, платок, полотенце) изображение полотна в иконописи и монументальной храмовой живописи.), осыпанный играющими жемчугами и бирюзой, и «поражающие» - показалось дьячку - глаза. Подивился Каплюга, почему без Младенца писана, не уставно, но смотрел и не мог отвести взора. И совсем убогий, полунемой, кривоногий скотник Степашка смотрел и сказал - радостная.)
- Икона не была канонической, но приняли ее в монастыре. Почему? (Принял монастырь Ильину икону - Неупиваемая Чаша - дар посмертный. Дивились настоятельница и старые: знал хорошо Илья уставное ликописание, а живописал Пречистую с чашей, как мученицу, и без Младенца. И смущение было в душах их. Но иеромонах Сергий сказал:
- Чаша сия и есть Младенец. Писали древние христиане знаком: писали Рыбу, и Дверь, и Лозу Виноградную - знамение, сокровенное от злых.)
- Икона, написанная Ильей, чудотворит. Почему? (Победа над собой, над своим грехом, над блудной страстью была истинной и полной)
- Зачем в конце повести образ Христа дописывает на иконе инок, придавая канонический вид талантливой работе Ильи. (Шмелев подчеркнул роль Церкви в жизни художника).
- По какому канону дописана икона? (сия икона по ликописному списку - Знамение.). Что это значит?
5. Работа в группах (Распределение на группы производится в соответствии с замыслом преподавателя)
- Иконописцы, создавая иконы, обращались к людям на языке символов. Я вам предлагаю охарактеризовать, во-первых, колористические достоинства некоторых икон, встречающихся в повести, а во-вторых, расшифровать символику икон.
Вам даны карточки (по 2) со значением цветов в иконописи, а также значение некоторых символов. Используя имена прилагательные, выразительные средства языка, покажите, как колорит помогает раскрыть символику иконы в повести И. С. Шмелева «Неупиваемая чаша»
Карточка 1.
Сопоставьте описание двух икон (дается изображение иконы ««Чудо Георгия о змие» (икона, конец XIV века) и описание в повести: «Младой Георгий на белом коне победно разил поганого Змея в броне, с головой как бы человека. Дивно прекрасен был юный Георгий - не мужеского и не женского лика, а как ангел в образе человека, с бледным ликом и синими глазами-звездами. Так был прекрасен, что послушницы подолгу простаивали у той стены и стали видеть во сне... И пошло молвой по округе, что на монастырской стене - живой Георгий и даже движет глазами».
Карточка 2.
Икона – не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального человечества. Поэтому икона дает лишь символическое его изображение. Физическое движение на иконе сведено до минимума или вовсе отсутствует. Зато особыми средствами передается движение духа – позой фигуры, рук, складками одежды, цветом и главное – глазами. Там сосредоточена вся сила нравственного подвига, вся сила духа и его власть над телом.
Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников Божиих на иконах изображают сияние в форме круга, которое называется нимб. Нимб – это изображение сияния света и Божественной славы, которая преображает и человека, соединившегося с Богом.
На иконах отсутствуют тени. Это тоже обусловлено особенностями миропонимания и задачами, которые стояли перед иконописцем. Мир горний – это царство духа, света, оно бесплотно, там нет теней. Икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещенные светом.
Символика вещей
Дуб – древо жизни.
Дом – символ домостроения, созидания.
Гора – символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения.
Красный крест – символ мученичества (и Возрождения).
Цветок анемона – знак скорби Марии, матери Христа (обычно на иконах «Распятие» и «Снятие с Креста»).
Посох у ангела – символ небесного вестничества, посланничества.
Юноша с трубой – ветер.
Пеликан – символ чадолюбия.
Золотой венец – символ духовной победы.
Правая и левая сторона на иконе или фреске – тоже зачастую символичны. Средневековый зритель знал, что слева от Христа – девы неразумные, справа – разумные.
Два-три дерева символизируют лес.
Луч с небесных сфер – символ Святого духа, Божественной энергии, которая совершает чудо воплощения Божества в человеке.
Действие перед храмом или зданием, где снята передняя стена, означает, что оно происходит внутри храма или здания.
Золотой крест, якорь и сердце означают веру, надежду и любовь.
Книга – дух премудрости.
Золотой подсвечник – дух разума.
Евангелие – дух совета.
Семь золотых рогов – дух крепости.
Семь золотых звезд – дух ведения.
Громовые стрелы – дух страха Божия.
Лавровый венок – дух радости.
Голубица, держащая во рту ветвь – дух милосердия.
Изображение церковных таинств
Сосуд с водой – таинство крещения.
Алавастр (особый сосуд) – таинство миропомазания.
Чаша и дискос – таинство причащения.
Два глаза – таинство покаяния (исповеди).
Рука благословляющая – таинство священства.
Рука, держащая руку – таинство венчания.
Сосуд с елеем – таинство елеоосвящения (соборования).
Золотым цветом и светом в иконе возвещается радость. Золото (ассист) на иконе символизирует Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, самого Бога. Солнечное золото как бы поглощает зло мира и побеждает его. Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога.
Желтый, или охра – цвет наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой, также является цветом высшей власти ангелов.
Пурпурный, или багряный, цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Только император мог подписывать указы пурпурными чернилами и восседать на пурпурном троне, только он носил пурпурные одежды и сапоги (всем это строжайше запрещалось). Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивали пурпурной тканью. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери – царицы Небесной.
Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа. В красных одеждах изображали на иконах мучеников. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны – как знак торжества вечной жизни.
Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.
Зеленый цвет – природный, живой. Это цвет травы и листьев, юности, цветения, надежды, вечного обновления. Зеленым цветом писали землю, он присутствовал там, где начиналась жизнь – в сценах Рождества.
Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
Серый - цвет, который никогда не использовали в иконописи. Смешав в себе черное и белое, зло и добро, он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
Черный цвет – цвет зла и смерти. В иконописи черным закрашивали пещеры – символы могилы – и зияющую адскую бездну. В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, – это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
По материалам: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Карточка 3
Сопоставьте описание двух икон (дается изображение иконы «Неупиваемая чаша») и описанием этой иконы в повести («увидали все Святую с золотой чашей. Лик Богоматери был у нее - дивно прекрасный! - снежно-белый убрус (Убру
·с (от церк.-слав. бръснти, брысати «тереть»; плат, платок, полотенце) изображение полотна в иконописи и монументальной храмовой живописи.), осыпанный играющими жемчугами и бирюзой, и "поражающие" - показалось дьячку – глаза», «увидал я Радостную, с Золотой Чашей... с невиданными глазами, как свет живой... «» будет сия икона по ликописному списку – Знамение «» ученый иконописный мастер дописал Младенца, на святом Лоне в Чаше.»)
(Можно дать больше карточек)
6. Отчёт групп.
7. Рефлексия.
Перед вами стихотворение А. Андриянова:
Иконы - это небольшие двери.
Они нас в жизнь иную приглашают.
Войти сквозь них дано по нашей вере:
Одних впускают, а другим мешают.

Иконы - это светлые оконца,
И в каждом боголепный лик сияет:
То строго поглядит, то улыбнется,
То дивное смирение являет.

Пройти сквозь позолоту краски к ним бы,
Но так ничтожны силы человечьи.
И мы лишь издали глядим на нимбы,
Лампады зажигаем, ставим свечи.

Но чудо происходит и от взгляда
На эти Духом дышащие лица.
И утешенье есть, и слов не надо,
И сердцу сладко, и легко молиться!
- Запишите предложение, строфу стихотворения, которая созвучна вашему впечатлению от урока, прокомментируйте её, связав с темой урока (выборочное прочтение ответов)