Методический материал по физической культуре Игра как средство и метод физического воспитания

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Республика Башкортостан
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
городского округа г.Нефтекамск




Автор – составитель:
учитель физической культуры,
Вачукова Р.В.




2015-2016 уч. г.



Подвижные игры в школе.
Игра как средство и метод физического воспитания.

Подвижные игры – универсальная и незаменимое средство физического воспитания детей. В младшем школьном возрасте они занимают основное место среди физических упражнений. Основными задачами физического воспитания в школе являются укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся жизненно необходимым двигательным навыкам, воспитание физических, волевых и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра, выступая как средство и метод физического воспитания. Она является спутником детства, где человек открывает для себя вечно обновляющийся мир. Понять природу игры – значит познать природу детства. Младший и средний школьный возраст – наиболее благоприятное время для включения подвижных игр в процесс воспитания.
Играя, дети и подростки развиваются физически и умственно, закаляются в волевом отношении, лучше узнают друг друга. Этому способствуют те черты игровой деятельности, которые сближают ее с трудом. Ведь в игре, как и в труде, имеется цель, которую желательно достигнуть. И если труд имеет свои закономерности, то и игра связана с применением правил, без которых она не осуществима.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский, говоря об игре, отмечал, что в ней формируются все стороны души человеческой: его ум, сердце, воля. В игре не только выражаются наклонности ребенка и сила его души. Но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на будущую судьбу. Именно это и следует иметь в виду учителю физкультуры, использующий игру в своей работе.
Выбор игры. Подготовка к проведению игры начинается с ее выбора. При этом необходимо четко знать задачи, решаемые игрой, уровень развития детей и место проведения. Подбирая игру, надо исходить из его основных задач. Например, если ставиться задача закрепить навык в прыжках, то подбирается игра, сюжет которой связан с прыжками «Через кочки и пенечки», «Попрыгунчики воробушки».
Содержание игр должно соответствовать возрасту занимающихся. Для первоклассников игры по правилам подбираются несложные. Движения в них должны быть простыми и доступными.
Занятия с участием 2-3 классов содержание игр усложняется, игра строиться на более сложных взаимодействиях участников.
Учителю при выборе игры надо учитывать и степень организованности детей, их дисциплинированность. Если они недостаточно организованны, то надо подбирать игру небольшой подвижности и проводить ее в кругу «Карлики и великаны», «Зайчики».
На выбор игры влияет и место, где она будет проводиться. В длинном и узком зале, лучше применять игры в колоннах или шеренгах «Волк во рву», «Гуси-лебеди». В малом зале надо отдавать предпочтение играм, в которых участвуют небольшие группы. Например: «Зайцы в огороде», «Лисы и куры».
На школьной площадке надо использовать игры с бегом в разные стороны, с перебежками «Караси и щука», «Конники – спортсмены».
Подготовка к игре. Подобрав игру, учитель продумывает ход ее проведения. Успех игры во многом зависит от того, как учитель объясняет ее. Объяснение должно быть кратким, образным, желательно сопровождать показом. Если игра сопровождается стихотворным текстом, надо заранее разучить слова. При объяснении игры учитель должен указать играющим, что можно и нужно делать, а что нельзя. Разместить играющих и правильно выбрать место для объяснения игры – первое важное условие. Прежде всего выбирать водящего или разделяют играющих на команды.
Руководство игрой. Управление игрой, самый трудный и ответственный момент работы с детьми. В правильном руководстве игрой, проявляется мастерство педагога. Активность учителя зависит от характера игры, возраста играющих, их поведения. Учитель должен воспитывать у детей привычку сознательно и точно выполнять правила игры. Это имеет большое организующее и дисциплинирующее значение, способствует воспитанию чувства ответственности.
Одна из важнейших задач учителя – регулирование нагрузки в игре. Регулировать нагрузку можно различными способами: сокращать продолжительность игры, перерывы, изменять правила и роли играющих, упрощать содержание игры.
Особое внимание необходимо обращать на то, чтобы все играющие затрачивали в игре приблизительно равные усилия. Удалять из игры (если этого требует правило игры) проигравших можно только на очень короткое время.
Окончание игры. Учитель должен уловить момент когда наиболее целесообразно прекратить игру. Оканчивать игру надо своевременно. Затягивание ее может привести к потере интереса и чрезмерному утомлению играющих. Игру нужно завершить в тот момент, когда школьники получили хорошую эмоциональную нагрузку. После окончания игры, необходимо подвести итоги. Отмечают тех, кто правильно выполнял движение, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, кто четко соблюдал правила, стремился выручить товарищей. Учитель называет и тех, кто нарушал правила, мешал играть. К обсуждению проведенной игры, надо привлекать всех учащихся. Это приучает школьников к анализу своих поступков, вызывает осознанное отношение правил игры.
Но как бы ни были велики богатства и содержания подвижных игр, одни они, в том числе и сюжетные, не могут решить весь круг образовательных и воспитательных задач, стоящих на уроках физической культуры в начальных классах. Поэтому обязательным условием является их сочетание с учебным материалом других разделов комплексной программы, с другими видами игр и физических упражнений.
«Руководство играми составляет очень трудную задачу», - писал основоположник отечественной системы физического воспитания П.Ф. Лесгафт. Замечание это справедливо и сегодня.
Рисунок 115