ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ» В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ. ОБЗОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ , ОСНОВАННЫХ НА ПРИНЦИПЕ СИНЕЗА ИСКУССТВ

ФОРМИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ» В СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ. ОБЗОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ОСНОВАННЫХ НА ПРИНЦИПЕ СИНЕЗА ИСКУССТВ
После введения нового ФГОС в систему школьного образования включились дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, а так же с тяжелыми и множественными нарушениями развития, которые ранее считались «необучаемыми». В связи с этим остро встал вопрос пересмотра содержания образовательных программ по всем школьным дисциплинам. Не стала исключением и образовательная область «Искусство», к которую входят два предмета: «Музыка и движение» и «Изобразительное искусство».
Методических разработок, полно освещающих методы и содержание работы с для данной категории обучающихся на русском языке, в данный момент очень мало. Автором, было принято решение о разработке рабочих программ по предмету «Музыка и движение» для детей с УО и ТиМНР с опорой на современные образовательные программы, основанные на синтезе искусств, как направлении которое наиболее полно включает в работу все органы чувств ребенка с ОВЗ, безусловно наполняя его более полным и качественным опытом взаимодействия с прекрасным.
Поэтому возникла необходимость проанализировать содержание современных образовательных программ дошкольного и начального школьного образования, разработанных на принципе синтеза искусств. И проанализировав их содержание, создать понятие о структуре образовательного процесса и сделать оптимальный выбор для дальнейшей практических работы в этом направлении.


В последние годы уделяется все больше внимания вопросам взаимосвязи искусств в педагогическом процессе (А.Н. Буров, А.В. Запорожец, М.С. Каган, Е.М. Торшилова, Т.И. Хризман, Р.М. Чумичева, Б.П. Юсов). Известно, что использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства – литературы, театра, музыки и живописи – дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект.
Период детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка, так как впечатления детства человек проносит через всю свою жизнь. Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями формирует личность ребенка, создает благоприятные условия для развития эстетических «умных» эмоций (Л.С. Выготский).
На этапе дошкольного детства, как отмечал Л.С. Выготский, художественное творчество носит синкретический характер, в котором не выделены, не специализированы различные виды искусства, что обусловлено естественной для ребенка синкретической ориентацией в окружающем мире. Именно поэтому некоторые педагоги структурируют содержание программ на основе синтеза искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства. Этот комплекс, по мнению педагогов и психологов (Н.А. Варкки, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Т.С. Комарова, О.А. Куревина, А.Ф. Лобова, Р.М. Чумичева и др.), наиболее доступен детям и открывает широкие возможности в плане развития их художественной культуры.
Интегративные занятия длятся от 25 до 45 минут. Их продолжительность зависит от возраста детей, их увлеченности. Одним из условий успешной организации таких занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой различных видов детской деятельности, чередованием активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.
При подготовке и проведении интегративных занятий авторы программы предлагают учитывать следующие моменты:
Организационный – создание условий, обеспечивающих эмоциональный настрой ребёнка на содержание занятия, так как удивление в процессе общения педагога с детьми может стать фактором, организующим и стимулирующим детское внимание и деятельность. Появление педагога в необычном костюме, головном уборе или гриме, со странным на вид предметом в руке или куклой обеспечит заинтересованность детей проблемой занятия.
К каждому занятию педагог готовит соответствующий его целям сценарий, продумывает ход занятия, подбирает такой зрительный и музыкальный ряд, оборудование, которые бы способствовали формированию в детях установки на неформальное заинтересованное отношение к окружающему их миру. При этом формы и методы работы с дошкольниками определяются, с одной стороны, особенностями восприятия мира ребёнком, с другой – задачами программы обучения и развития. Но тема занятия, организация процесса восприятия всегда предполагают активное общение педагога с детьми, также учитывается личное мнение ребенка, его готовность включиться в художественно-творческую деятельность.
Иногда фантазия детей, художественные образы, неожиданно предложенные ими, могут «увести» педагога от заранее запланированного хода проведения занятия. Поэтому умение действовать «по ситуации» – одно из важнейших требований к качественным характеристикам профессионализма педагога, работающего в «режиме интеграции». Кроме этого, независимо от тематики занятия, его организация, наряду с прослушиванием музыкальных произведений, творческой изобразительной деятельностью включает в себя упражнения для психогимнастики, пальчиковой, речевой или речедвигательной разминки.
Информационно-чувственный – актуализация процессов восприятия, оптимизация условий получения детьми необходимой информации о художественных образах на чувственном уровне. Прохождение информации через сенсорные каналы восприятия и ощущений делает возможным взаимодействие между отдельными модальностями восприятия (визуальной, слуховой, кинестетической), которые и лежат в основе создания художественного образа посредством творческой, преобразующей деятельности. В основе этого явления лежит синестезия – чувственное отражение окружающей действительности, именно оно «работает» в различных видах искусства.
Проблемно-мотивационный – стимулирование активности ребёнка за счет органичного включения в ход занятия проблемной ситуации, причем профессионализм педагога проявляется в умении заострить ситуацию так, чтобы ребёнок её воспринял как личную проблему. В результате эта ситуация оказывается особым педагогическим механизмом, который ставит ребёнка в новые для него условия, требует максимальной мобилизации его знаний, умений, волевых усилий, направленных на решение проблемной задачи. В итоге происходит накопление личного опыта ребенка.
Деятельностная основа занятия – обеспечение развивающего характера занятий, создание условий для анализа художественных образов, их воссоздания в других видах деятельности: в словесном творчестве, пантомиме, музыкально-ритмических движениях и пр. При этом «акт творчества» отличается от других форм обучения тем, что в это время ребёнок не накапливает знания, а отдаёт их (Л.С. Выготский), обретая уникальный опыт творческой самореализации. Традиционные занятия ребёнка рисованием, музыкой, развитием речи, ознакомлением с художественной действительностью создают своеобразную базу для постижения им как средств выразительности в искусстве, так и собственных возможностей в деятельности. Впоследствии открывается широкое поле для творческого преломления ранее полученных детьми знаний.
Прикладное значение продуктов детской творческой деятельности – особенно значимо в связи со становлением социального статуса детей, так как через продукт его творческого воображения, материализованного в рисунке, поделке, стихотворении, танце, мелодии находит выражение символическое «Я» ребенка. Продукты детского творчества должны находить своё место в интерьере детского сада, в коллективных играх, способствовать осуществлению «грандиозной работы осмысливания окружающего мира и самого себя», в этом проявляется уважение к ребёнку со стороны взрослых и сверстников
Современные программы, основанные на принципе интеграции различных видов искусств и художественной деятельности, направлены на преодоление сложившихся стереотипов в эстетическом воспитании дошкольников и младших школьников. Одной из первых таких программ стала программа «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» (авторы О.А. Куревина, Л.С. Васильева; Республиканский институт повышения квалификации работников образования). Методологической основой программы является представление об искусстве, как форме отражения материального и духового единства мира. Анализ общих закономерностей функционирования и восприятия произведений различных видов искусства, включенных в программу, учитывает специфические особенности каждого из этих видов. Программа ориентирует педагогов на понимание психофизиологических особенностей детей, знание их социального и эстетического опыта.
В программе представлены разделы: «Развитие речи», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Пластика, ритмика и театральные формы». Выделены проблемные блоки основных задач: «Формирование представлений о специфике восприятия произведений различных видов искусства»; «Формирование навыков восприятия содержания произведений различных видов искусства»; «Знакомство с жанровым многообразием искусства»; «Формирование навыков анализа произведений искусства через средства художественной выразительности»; «Развитие ассоциативного мышления».
Структурное построение программы по горизонтали и вертикали четко организует взаимодействие, взаимовлияние и взаимопроникновение различных видов искусств – литературы, музыки, изобразительного искусства и театра. Например, целостность эстетического восприятия ребёнком композиции произведений искусств достигается через решение следующих задач:
– рассказать о структуре речи; научить выделять музыкальные фразы и предложения в песнях (музыка);
– дать представление о различном характере рисунка, о соотношении изображения предметов в линейной перспективе; научить определять расположение предметов на полотне картины (изобразительное искусство);
– научить ориентироваться в пространстве, перестраиваться в нём (пластика, ритмика, театральные формы).
Программа имеет методическое обеспечение, которое поможет каждому педагогу найти свой вариант интеграции различных видов искусств с учетом конкретной педагогической среды.
Программа «Планета детства» (авторский коллектив под руководством Т.Н. Тарановой, Л.Ф. Сербиной, Л.И. Греховой) направлена на гармоничное развитие личности ребёнка. Авторы опираются на культурологический и аксиологический подходы к отбору содержания, для того, чтобы мировая и отечественная культура предстала перед ребёнком в виде устойчивых ценностей. Программа состоит из следующих содержательных блоков: «Наследники мира» (раскрывает духовные традиции народов мира); «Мастерская солнца» (знакомит с происхождением искусства и разнообразием его видов); «Наш дом – планета Земля» (формирует ценностное отношение к миру); «Азбука здоровья» (дает знания и представления о здоровом образе жизни).
Главная идея программы – воспитать у детей потребность сохранять и умножать культурные и духовные ценности – особенно ярко реализуется в эстетико-культурном блоке «Мастерская солнца», где через взаимосвязь искусств дети прослеживают эволюцию русской художественной культуры (народное искусство и отечественная классика), осознавая неповторимость и разнообразие каждого из его видов.
Программа «Синтез» (авторский коллектив под руководством К.В.Тарасовой) представляет целостную педагогическую систему (задачи, цели, формы) эстетического развития ребёнка на основе взаимодействия трёх основных искусств – музыки, изобразительного искусства и художественной литературы. В пояснительной записке к программе авторы показывают возможности целостного воздействия искусства на чувства ребёнка через сохранение специфики каждого из его видов и функций (гносеологической, аксиологической, суггестивной, просветительской, гедонистической, коммуникативной и эвристической). Нужно отметить и удачное использование в музыкальном развитии детей таких жанров, как опера и балет, которые сами по себе уже объединяют многие виды искусства. Являясь по своей природе театральными жанрами, они очень близки и понятны дошкольникам.
По иному принцип интеграции прослеживается в программе «Гармония» (тот же авторский коллектив). Здесь интегрируются не только виды искусств, но и виды детской музыкальной деятельности. Помимо традиционных видов музыкальной деятельности – слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах – авторы предлагают широко использовать музыкальные игры-драматизации, которые в полной мере не только отвечают природе ребёнка, но и синкретичны сами по себе.
В отличие от программы «Синтез», где каждый из видов искусства выступает на равных при решении задач эстетического развития ребёнка, в программе «Гармония» главной задачей является развитие музыкальности детей, а разнообразные виды искусств включаются по принципу взаимодополнения к музыке.
Программа «Сотворчество» построена также на принципах интеграции трех основных искусств (изобразительного, музыкального и художественной литературы), выступающих средствами формирования эстетического отношения ребенка к окружающему миру. Цель программы – создать условия для развития у ребенка неравнодушного, активно-преобразующего, эстетического отношения к миру. Основными задачами, на решение которых направлена программа, являются:
– формирование у дошкольников эстетического отношения к миру;
– развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка и его художественно-образного мышления, как основ развития творческой личности;
– развитие у детей способности к восприятию произведений искусства;
– воспитание понимания красоты произведений искусства, потребность общения с ними;
– формирование у детей умений варьировать накопленный опыт, пытаться решать задачи различными способами, новыми выразительными средствами в процессе активной творческой деятельности в различных видах искусства.
Решению данных задач, по мнению авторов программы, способствуют игровые методы и приемы обучения, интегрированные формы организации художественно-творческой деятельности детей, художественно-эстетическая пространственно-предметная среда.
Содержание программы строится на принципах: культуросообразности (последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, его неповторимый эмоциональный мир); эстетизации (наполнение жизни детей яркими переживаниями от соприкосновения с произведениями искусства и овладения языком искусства); интегративности (взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельности детей); адаптивности (гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка); взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора творческой личности.
Содержательный аспект программы выстраивается в виде спирали: познавая красоту окружающего мира (природа, люди) и произведения искусства (музыка, изобразительное искусство, литература), ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых у него формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в рисунках, в образной вербальной характеристике, в танце, пластическом движении, в пении.
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое содержание занятий: «Мир вокруг тебя», «Сказки», «Зима», «Цирк», «Я и моё окружение», «Фантастический город», «Лето, ах лето!», которое реализуется в два этапа.
Цель первого этапа – сформировать у детей представления о том, что искусство отражает различные эмоциональные состояния природы и человека с помощью звуков (мелодия, темп, ритм, динамика и т.п.), цвета (контраст, гармония, насыщенность и т.п.), светотени, линии, формы, ритма, пятен, слова (интонации, метафоры, сравнения, синонимы, антонимы и т.п.); показать детям способы установления связи средств художественной выразительности с эмоциональным содержанием произведений искусств.
Интеграция содержания произведений и их художественного фона осуществляется следующими способами:
– поочерёдное включение произведений в восприятие ребёнка, когда музыкальное произведение «дополняет» живописное, или наоборот;
– попарная интеграция произведений искусства (музыка – художественное слово, живопись – музыка), адекватных по общему эмоциональному звучанию и средствам выразительности;
– одновременное включение живописных и музыкальных произведений (музыкальных и литературных), обеспечивающее восприятие живописного произведения на фоне музыки, и наоборот;
– контрастный по композиции, темпу, ритму и интонации способ взаимодействия произведений искусства.
На втором этапе педагог способствует самореализации личности ребенка в различных видах художественного творчества; стимулирует в детях стремление использовать адекватные средства художественного выражения для осуществления своего замысла; стремление быть оригинальным в выборе сюжета, проявлять инициативу, самостоятельность. На данном этапе педагог формирует систему умений и навыков, необходимых детям для осуществления творческого процесса в различных видах художественной деятельности.
Нетрадиционный взгляд на эстетическое воспитание и развитие детей представлен в экспериментальной программе «Эстетическое обучение и воспитание детей: Экспериментальная программа от 3 до 10 лет» (авторы Г.В. Арзямова, Т.Д. Стульчик, З.П. Морозова). Программа обращена к структурам дополнительного образования и опирается на разработки лаборатории изобразительного искусства (руководитель Б.П. Юсов) Института художественного образования РАО.
В основу программы положена идея раннего обучения ребёнка музыке, изобразительному искусству, танцу и другим видам эстетической деятельности. Авторы объединяют материал по темам (тема, способствующая образному видению мира; тема-игра, учитывающая специфические особенности конкретного возраста и мира детей в целом) и конкретизируют по возрастам детей.
Такое тематико-образное построение программы позволяет сочетать, соединять вербальный, зрительный, двигательный и другие анализаторы восприятия, их синтез, что, по мнению авторов, должно дать хороший результат. Например, тема «Мир рыб и животных» направлена на знакомство с живым миром природы через звукоподражание, имитацию пластики, особенностей тех живых существ, которые можно описать средствами музыки. Музыкальные образы дополняются иллюстрациями не только пластическими, но и изобразительными (рисунок, аппликация). Авторы предлагают анализировать природные явления, прибегая к музыкально-звуковым характеристикам из «Времен года» П.И. Чайковского. Разные виды искусства интегрируются по принципу дополнения: задания по изобразительному искусству предполагают включение музыкальных произведений, хореографии; занятия музыкой сочетаются с просмотром живописных полотен, танцем, сказкой. Акцент при развитии эстетического восприятия делается не на специфике того или иного вида искусства, а на особенностях и способностях самого ребёнка, так происходит целостное сенсорное развитие детей: зрительных, кинетических, тактильных и слуховых ощущений и восприятий.
Та же основа взаимодополнения и взаимодействия искусств представлена в программе Ю.В. Ушаковой «Образная хореография», разработанной в русле идей книги Б.П. Юсова «Когда все искусства вместе» (1995). Автор придерживается полихудожественного подхода к освоению детьми танцевальной культуры не столько через освоение технологий, сколько на основе создания синкретической атмосферы искусства, так как хореография тесно связана с музыкой (сопровождение), литературой (сюжетная основа), декоративно-прикладным искусством (костюм, декорации).
В программу входят следующие составляющие: музыка; танец, оздоровительная гимнастика, пластика; детская литература; изобразительная деятельность; этикет; развивающие и коррекционные игровые ситуации; логопедическая и фонетическая ритмика; психогимнастика. Таким образом, на основе интеграции хореографии с другими видами искусства и художественной деятельности происходит формирование духовной, эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер ребёнка. Простор для фантазии ребёнка создаётся через общность понятий (ритмический рисунок, динамика, пространство, фиксация, образ, контраст, колорит и т.д.), таким образом, восприятие и усвоение материала всех видов художественной деятельности у ребёнка связывается с широким кругом явлений искусства в жизни.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Быкасова, Л. В. О применении новшеств в художественном образовании [Текст] / П. В. Быкасова // Искусство и образование. – 2006. – №1. – С.53-58
Варкки, Н. А. Программа творческо-эстетического развития дошкольников [Текст] / Н. А. Варкки, Р. Р. Калинина. – СПб. : Издательство «Речь», 2002. – 168 с.
Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребёнка [Текст] / Н. А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 1968. – 415 с.
Взаимодействие и синтез искусств [Текст] / под ред. Д. Д. Благого. – Л. : Наука, 1978. – 304 с.
Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.
Дубровская, Е. А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст]: учебное пособие / Е. А. Дубровская, Т. Г. Казакова, Н. Н. Юрина и др.; под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. – М.: Академия, 2002. – 256 с.
Красильников, И. М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования [Текст]/ И. М. Красильников. – Дубна: Феникс+, 2007. – 496 с.
Куревина, О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста [Текст] / О. А. Куревина. – М. : Линка-Пресс, 2003. – 174 с.
Логинова, В. И. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] /В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др; под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. – СПб. : Детство-Пресс, 2003. – 224 с.
Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Воспитание дошкольника,2005. – 320 с.
Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет). Из опыта работы музыкальных руководителей детских садов [Текст]. – М.: Просвещение, 1984. – 148 с.
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа [Текст]. – М.: Баласс, 2003.– 288 с.
Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] /под ред. Л. А. Парамоновой. – М.: Карапуз-Дидактика, 2004. – 208 с.
Программа «Гармония» [Текст] /авторы и сост. К. В. Тарасова, Т. В. Нестеренко. – М.: Просвещение, 1995. – 168 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.– М.: Воспитание дошкольника,2005. – 305 с.
Радынова, О. П. Музыкальное развитие детей [Текст] /О. П. Радынова. – М. : Просвещение, 2000. – 528 с.
Терентьева, Н. А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства [Текст] / Н. А. Терентьева. – М. : Прометей, 1990. – 184 с.