Разработка урока по физической культуре в 7 классе на тему « Совершенствование основных технических приемов в баскетболе»



КГУ «Воронежская средняя школа»
Отдела образования акимата Фёдоровского района
Костанайской области
Учитель физической культуры Сагнаев Амангельды НабиевичКонспект открытого урока по физической культуре по теме «Баскетбол» в 7 классе
Тема урока: « Совершенствование основных технических приемов в баскетболе»
Цель: Совершенствование техники выполнения ловли и передачи мяча, бросков мяча в баскетболе.
Задачи урока:
Образовательные задачи:
1.Совершенствовать технику выполнения ловли и передачи мяча на месте и в движении, бросков мяча различными способами
2.Закрепить понятие двигательных актов, сочетания двигательных действий, комбинаций упражнений в баскетболе.
Развивающие задачи (надпредметные результаты):
1.Способствовать формированию умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих (коммуникативное УУД).
2.Способствовать развитию умения выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения знаний (регулятивное УУД).
3.Развивать умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок (регулятивное УУД).
4.Развивать умения выполнять простейшие баскетбольные комбинации на высоком качественном уровне (познавательные УУД).
Воспитательные задачи (личностные результаты):
1.Способствовать формированию самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, установка на здоровый образ жизни (самоопределение, личностные УУД).
2.Способствовать формированию учебной мотивации (смыслообразование, личностные УУД).3.Способствовать формированию навыков сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. (нравственно-этическая ориентация, личностное УУД).
Класс: 7
Количество учащихся в классе: 13
Присутствовало на уроке: 13
Инвентарь: мячи баскетбольные, фишки, стойки ,б/б площадка, ноутбук, экран, свисток, форма.
Место проведения: спортивный зал
Части урока Содержание учебного материала Дозировка ОМУ (методические указания) Универсальные учебные действия
I часть - подготовительная
10-13 мин
1.      Построение, приветствие, сообщение задач урока.
2.      Рапорт учащихся
3.Просмотр слайдов по теории баскетбола
3.      Строевые упражнения.
4.      Перестроение из одной в две и три шеренги
5. Ходьба с заданиями:  
- малый и большой выброс мяча вверх с одной на другую вытянутую перед грудью руки
 - передача мяча вокруг пояса вправо-влево
 - круговые движения вокруг бедра вправо-влево
4. Бег с заданиями
- бег с высоким подниманием бедра
- бег с за хлёстом голени
 - приставными шагами правым и левым боком
- с разворотом на 180 градусов
- бег в противоположную сторону по свистку (с полным разворотом вокруг оси в движении)
 - бег в медленном темпе с переходом на ходьбу
5. Перестроение в 2-3 шеренги для проведения ОРУ
6.ОРУ с баскетбольными мячами
1. И. п. — мяч в руках внизу (а). Ходьба на месте, поднимая мяч на грудь и вверх (вдох), а затем опуская па грудь и вниз (выдох).
2. И. п. — стойка ноги врозь, мяч в руках внизу (б).
1-3 — наклониться вперед и прокатить мяч по полу вокруг левой ноги (выдох);
4 — и. п. (вдох); то же вокруг правой ноги.
3. И. п. — стойка на коленях, мяч вверху (в). 1—2 — садясь на пятки и поворачивая туловище направо, опусти. мяч и коснуться им пола у правого носка (выдох);
3-4. И. п. (вдох); то же в другую сторону. Опуская мяч, руки держать прямыми. Выпрямляясь, вытянуться.
4. И п. — лежа па спине, мяч между стопами (г). 1 - согнуть ноги с мячом вперед;
2 И. п5. И. п. — ноги слегка расставлены, руки с мячом впереди. Ударить мячом о пол, затем быстро присесть и, вставая, поймать мяч двумя руками.
6. И. п. — стойка ноги врозь, мяч на полу впереди (е). 1—наклониться вперед и прямыми руками взять мяч (выдох); 2— поднимая мяч вверх, прогнуть спину в наклоне; 3 — опуская руки, положить мяч на пол; 4 — выпрямиться (вдох).
7. «Перекати мяч ногой» (ж). И. п. — стойка на одной ноге, наступив на мяч другой ногой. Прыжками на одной ноге катить мяч другой, слегка касаясь его подошвой.
8. И. п. – упор лежа. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.
9. Упражнения на восстановление дыхания.
1-2 мин
3-5мин
30 сек
2 мин
3 мин
30 сек
5-6 мин.
Построение в одну шеренгу, равнение, дисциплина, наличие формы.
Четкость рапорта
ИКТ – презентация по баскетболу(учащиеся получают информацию и обмениваются суждениями)
Повороты "Направо", "Налево", "Кругом". Команды подавать четко, повороты сопровождать подсчетом.
Следить за правильной осанкой, голову держать прямо, плечи развернуты, спина прямая, не сгибаться в тазобедренных суставах
Интервал-дистанция в колонне 1-2 метра. При беге обратить внимание на работу рук, на постановку стоп, дыхание не задерживать
Расчет на 1-ый, 2-ой, 3-ий. Первые номера на месте, вторые номера два, третьи три шага вперед под счет. Размыкание на вытянутые руки
Каждое движение руками выполнять на два шага. Упражнение можно делать и в более быстром темпе на четыре счета (шага)
Ноги в коленях не сгибать
Движение ногами выполнять по большой амплитуде, не выпуская мяч, голени горизонтально. Дыхание равномерное.
Бросать мяч строго вертикально перед собой. Задание можно усложнить, если во время приседания делать хлопки руками о колени или о пол. Дыхание равномерное
В прогибе туловище и руки должны быть в горизонтальном положении, составляя как бы одну линию, голова поднята («смотреть на мяч»), ноги прямые.
. Упражнение лучше проводить, двигаясь челночным способом и меняя ногу после нескольких прыжков. Мяч от себя не отпускать. Дыхание равномерное. После прыжков перейти на ходьбу.
Выполнение упражнений под счет.
Следить за дисциплиной при выполнении упражнений. Четкий счет, не спешить. Количество повторений движений в упражнении 5-6 раз
Спина, ноги и голова одна прямая линия, касание грудью пола.
На 1-2-3 руки плавно над головой - глубокий вдох, на 4 –выдох, руки вниз
Умение формулировать цель урока, ставить задачи
Личностные УДД; сбалансированность парных, групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности учащихся
Познавательные УДД:формирование предполагаемых результатов собственной деятельности
Осознание учениками метода собственной познавательной деятельности , личная значимость результатов.
Здоровьесберегающие компетенции: умеют использовать двигательный опыт в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга.
II часть
28-30 мин
2. Баскетбольная подготовка
1) Основные приёмы игры
Стойка баскетболиста — это исходное положение для выполнения любого действия: ноги расставлены на ширину плеч и слегка согнуты в коленях, тяжесть тела распределена равномерно, руки слегка согнуты.
Упражнения:
1. Несколько раз принять правильное положение на месте.
2. Принять правильную стойку после движения.
2) Способы передвижений. Бег является основным способом передвижения. Применяется бег лицом и спиной вперёд, приставными шагами.
Упражнения для улучшения способов передвижения:
1. Бег вперёд и с изменением направления и скорости.
2. Бег спиной вперёд со сменой скорости.
3. Передвижение приставными шагами правым и левым боком.
4. Бег лицом, спиной, боком с выполнением различных упражнений.
3) Ведение мяча правой и левой рукой Выполняется толчкообразными движениями кисти, за счёт сгибания и разгибания руки в локтевом суставе и мягкого направляющего толчка пальцами. Мяч ведётся сбоку-спереди, дальней рукой от защитника. Получив мяч, игрок может перемещаться, только ведя его, что позволяет ему приблизиться к корзине и произвести бросок, обыграв соперника, уйти из-под опеки защитника.
Упражнения:
1. Поднять баскетбольный мяч с пола толчкообразными движениями попеременно правой и левой рукой. 2. Ведение мяча попеременно в движении и на месте.
3. Ведение мяча в положениях: сидя, лёжа, в приседах.
4. Ведение двух мячей одновременно и попеременно. 5. Ведение мяча через препятствия, обводя различные предметы.
4) Остановка прыжком применяется для внезапного прекращения движения. Остановка выполняется прыжком с одновременным приземлением на обе ноги. При этом одна нога ставится вперёд, обеспечивая игроку упор, низкую посадку и последующее устойчивое положение тела.
Упражнения:
1. Остановка после быстрого бега.
2. Остановка в чередовании с бегом. 3. Остановка после ведения мяча.
4. Бег с максимальной скоростью и резкая остановка.
5) Повороты с мячом применяются для сохранения контроля над ним. Повороты выполняются вперёд и назад, на передней части стопы согнутой опорной ноги, с шагом другой вперёд или назад и поворотом туловища.
6) Бег с ведением мяча и поворотом.
Поворот после ведения мяча, передвигаясь спиной вперёд.
7). Ловля мяча двумя руками — это захват мяча кистями рук.
Встречая летящий мяч, нужно вытянуть руки вперёд. Кисти с широко расставленными пальцами образуют как бы воронку, в которую должен лечь мяч. В момент касания ладоней мяч захватывается кончиками пальцев, руки сгибаются, мяч подтягивается к груди, одновременно сгибаются ноги.
Упражнения:
1. Бросок мяча в стену и ловля его.
2. Бросок мяча в стену с различных расстояний.
3. Ловля мяча после отскока.
4. Ловля мяча после броска партнёра.
8) Передача мяча двумя руками от груди с места начинается с замаха и кругового движения мячом сначала вниз, а потом вверх. Далее кистями, с одновременным разгибанием ног и рук, мяч направляется вперёд. Если передача короткая (т. е. партнёр находится на небольшом расстоянии), то мяч посылается одними кистями, без полного разгибания рук, так как не нужно больших усилий, чтобы добросить мяч до партнёра.
Упражнения:
1. Подбрасывание мяча вверх и ловля его двумя руками.
2. Подбрасывание двух мячей одновременно и попеременно с последующей ловлей.
3. Ловля после передачи партнёра.
4. Бросок и ловля с разной силой и высотой.
9) Бросок мяча двумя руками от груди напоминает технику передачи двумя руками от груди. Мяч лежит в ладонях. Плавным круговым движением снизу вверх мяч подтягивается к груди, затем, разгибая ноги и выпрямляя руки вперёд-вверх, мягким толчком пальцев мяч направляется по высокой дуге в корзину.
Упражнения:
Броски мяча по высокой дуге в стену.
Броски в цель (круг, обруч, ленточка).
Броски мяча по корзине с разных расстояний.
Броски мяча в низковисящую корзину.
10) Учебно-тренировочная игра 3x3, 4х4
Мини-баскетбол.
Игры с баскетбольным мячом «Снайперские броски»
Игроки команд строятся в две (три) шеренги возле щитов. Каждый игрок по очереди с места или после ведения бросает мяч о щит так, чтобы, отскочив, он попал в кольцо, затем ловит мяч и передает его следующему игроку, а сам встает в конец колонны.
Вариант эстафеты:
1) броски выполняются до тех пор, пока мяч не попадет в кольцо;
2) броски после ведения мяча с места или в прыжке
Игра «Мяч в кольцо»
Ведущий команды с мячом стоит под щитом, а игроки команды — вокруг щита в 4—4,5 м от него по линии штрафной площадки. Первый игрок команды бросает мяч, стараясь попасть в кольцо. Ведущий (капитан) подбирает мяч и передает его очередному игроку.
Вариант игры:
после попадания в кольцо игроки меняются местами, и так, пока вся команда не передвинется на свое место 20 мин.
10 мин.
6-8 мин Существенные ошибки: передвижение на прямых ногах; неумение быстро изменять направление; потеря равновесия.
Мелкие ошибки: нет чёткой согласованности в движениях рук и ног в зависимости от направлений действий.
Существенные ошибки: нет амортизирующего сгибания ног при последовательном выполнении шагов; потеря равновесия.
Мелкие ошибки: чрезмерный наклон вперёд либо отклонение назад при правильной работе ног.
Существенные ошибки: ловля согнутыми руками; пальцы напряжены и не образуют «воронку»; в момент касания мяча ладонями нет мягкого сгибания рук с одновременным обхватом мяча пальцами; мяч прижимается к груди; локти разведены в стороны.
Мелкие ошибки: руки недостаточно вытянуты навстречу летящему мячу; в момент ловли тяжесть тела не переносится на сзади стоящую ногу.
Передача мяча двумя руками от груди
Существенные ошибки: неправильный хват мяча;
замах производится за счёт разведения локтей в стороны, мяч прижимается к груди;
неправильное и. п. ног в зависимости от способа передачи (двумя или одной рукой, правой или левой).
Мелкие ошибки: руки не полностью разгибаются в локтевом суставе; недостаточно активное направляющее движение кистей с мячом; в момент выпуска мяча кисти не расслабляются.
Существенные ошибки: неправильное и. п. ног и руки с мячом перед броском; бросок выполняется резко, без плавного последовательного разгибания ног, руки и направляющего движения кисти.
Мелкие ошибки: неполное выпрямление руки в локтевом суставе; плоская траектория полёта мяча
Игру следует начинать только по сигналу преподавателя.
Побеждает команда, получившая большее число очков —попаданий мяча в кольцо (или закончившая раньше эстафету)
Расстояние от щита 3—4 м (для построение играющих). Необходимо следить за техникой выполняемых движений и точностью попадания в квадрат
Игрок, попавший в кольцо, получает одно очко.
Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество очков или раньше выполнившая задание
Коммуникативные компетенции: умеют владеть способами взаимодействия с окружающими людьми, приемами действий в ситуациях общения, следить за безопасностью друг друга
Умение контролировать и корректировать свои действия и действия
одноклассников.
Личностные УДД: фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности;
Осознание учеником своей внутренней позиции и принятие решений.
Познавательные УДД:готовность учеников к проблемным ситуациям;
Использование накопленногоопыта и постановка новых задач в обучении
Умение оценивать привлекательность возможныхрезультатов своих действий
Качественная оценка своих действий ученикам. Умение работать в группах
Самореализция своих возможностей
Умение достижения поставленных задач путём проб и ошибок
Предметные УДД: установление локальных связей нового с имеющимися.
Ш часть - заключительная
2-3 минут
1. Построение в одну шеренгу.
2. Подведение итогов урока.
3. Оценивание работы учащихся и получение карточек с домашним заданием(тесты по баскетболу)
4. Организованный уход с урока
2 мин
Быстрое, равнение в шеренге
Подводятся итоги урока, отмечаются наиболее активные учащиеся. Выставление оценок. Организованный уход.
Планируемые предметные результаты:Развивать умение выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения знаний