Урок Свобода рабовладельцев


Урок 38. Свобода рабовладельцев.
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.
Научить выявлять главное в хозяйственной и общественной жизни классической Греции.
Линия 3. Историческое мышление.
Научить объяснять причины, по которым свободные греки использовали труд рабов.
Линия 4. Нравственное самоопределение.
Научить давать нравственную оценку такому историческому явлению, как применение рабского труда в полисе, где установлены демократические порядки.
Линия 5. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.
Научить определять, объясняя, свои оценки с гражданских позиций таким явлениям, как «афинская демократия» и «древнегреческое классическое рабство».
Обязательный минимум содержания: роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйственной и общественной жизни классической Греции.
План урока:
I. Проблема урока: почему свободные греки пользовались трудом рабов?
II. Поиск решения проблемы:
1. Кто мог стать рабом? Предполагаемый вывод по проблеме: рабами были не эллины, а варвары; это оправдывает использование рабского труда.
2. Где и как использовался труд рабов? Примерный вывод по проблеме: используя труд рабов в хозяйстве, на рудниках, в мастерских, греки получали прямую выгоду для себя и для своей семьи.
3. Как применение рабского труда изменило жизнь свободных греков? Примерный вывод по проблеме: рабский труд освобождал граждан для управления полисом.
Этапы урока Действия учителя Действия учеников Формирование УУД, технология оценивания
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Демонстрируется фрагмент видеофильма «34. Древняя Греция». http://my.mail.ru/mail/pantera50/video/330/719.html- Сегодня мы продолжаем путешествие по Древней Греции.
Скажите, ребята, вам хотелось бы побывать в Греции, в Афинах?
Наш Антошка мечтал не только совершить путешествие в Грецию, но и жить в древних Афинах. Давайте посмотрим, как он это объясняет.
– Откройте с. 167. Читаем разговор Антошки и Источниковеда.
- Как Перикл в своей речи высказывается о государственном строе Афин и об отношениях между гражданами. 1
Фиксируем на доске: Перикл: Все обладают равными правами.
– Как Аристотель высказывается об отношениях свободных граждан и рабов? 1 Что это значит?
Фиксируем на доске:
Аристотель: Для свободных греков раб – это собственность.
– Сравните высказывания Перикла и Аристотеля. В чём противоречие1– Какой возникает вопрос? 1
Фиксируем на доске проблему:
Почему свободные греки пользовались трудом рабов? Читают вслух текст со слов: «…наш государственный строй»… до слов «все обладают равными правами».
– Все граждане обладают равными правами.
В углу доски размещается опорный сигнал (гражданин, =)Читают текст до конца.
– Рабы для свободных граждан есть одушевлённая собственность. Значит, рабы не имели прав и должны были подчиняться свободным гражданам.
В двух разных углах доски фиксируются символами (раб, неравенство) два противоречащих факта.
– С одной стороны, Перикл заявляет о демократических порядках в Афинах, где все граждане имеют равные права, но, с другой стороны, факты утверждают обратное – наличие рабов. 1
По-разному формулируют проблему. Сравнивают свой вариант с авторским. Регулятивные УУД
1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность в учебной ситуации.
4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.
II. Версии. – Какие у вас есть версии решения проблемы? 2
Фиксируем на доске версии:
1) рабы были не эллины;
2) труд рабов был выгоден;
3) труд рабов позволял грекам заниматься делами управления. Предлагают свои версии, принимаются любые. 2
От проблемы стрелками записываются ключевые слова:
- чужеземцы; - тяжелый труд;
- выгодно; - прибыль;
- свободное время. III. Актуализация знаний. – Для ответа на главный вопрос урока давайте вспомним, что такое полис, демократия, раб, гражданин.
– Какой способ управления государством утвердился в Афинах после реформ Солона? 3
Работа со слайдами презентации: выбирают из таблицы верные утверждения. Исправляют неверные утверждения. Составляют предложение с выделенными словами.
- Демократия. Законы Солона уравняли в правах всех граждан.
Познавательные УУД
1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).
IV. Планирование деятельности. – Итак, в Афинах после реформ Солона установилась демократия.
Почему же греки, ценившие равноправие, использовали труд рабов?
- Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? 3
Фиксирует на доске:
Надо узнать:
1) Кто мог стать рабом?
2) Где и как использовался труд рабов?
3) Как применение рабского труда изменило жизнь свободных греков? Определяют, каких знаний недостаточно, где и как их найти. 3
Составляют план действий, фиксируют на доске. 2. Выявлять причинно-следственные связи.
3. Делать выводы.
4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). 1. Кто мог стать рабом?
– Прочитайте первые два предложения из п. 1, с. 168. Определите, кто в Греции мог стать рабом. 1
– Какой вывод, исходя из этого, можем сделать? 3
2. Где и как использовался труд рабов? 1
Выполнение продуктивного задания в группах:
Какие выгоды давало грекам использование труда рабов?
– Чтобы проверить эту версию мы с вами будем работать в группах с текстом (п. 1, с. 168–169). Первая группа будет работать на необходимом уровне и составит список работ, ГДЕ использовался труд рабов. Вторая группа работает на повышенном уровне и составит список ПРЕИМУЩЕСТВ, которые получали греки от использования труда рабов.
Ответ вы оформите в виде таблицы: первая группа – занесет ответ в первый столбик, вторя группа – во второй столбик. Любой из вас, выполнивший задание на необходимом уровне, может приступить к выполнению задания на повышенном уровне. 4 5
Критерии выполнения задания:
Заполнены правильно все строки таблицы для каждого уровня.
Представлен аргументированный ответ.
Ознакомление с алгоритмом «Правила работы в группе»:
Думай, слушай, высказывайся.
Уважай мнение других.
Записывай идеи.
Не спрашивай у учителя, спрашивай у других.
Не бери всю инициативу на себя.
Не жди подсказки.
ТОУУ, алгоритм самооценки 4
– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока можно дать? 3
3. Как использование труда рабов повлияло на жизнь греков?
Выполнение продуктивного задания в учебных парах.
– Итак, используя труд рабов в усадьбе, на рудниках, в мастерских, на кораблях греки получали прямую выгоду для себя и для своей семьи.
Посовещайтесь в парах и дайте ответ на следующий вопрос:
- Можно ли этими выгодами оправдать применение рабского труда? 1 Свой ответ вы должны подтвердить аргументами.
ТОУУ, алгоритм самооценки 4
Просмотр видеосюжета о современном рабстве.
- Ребята, как вы считаете, существует ли рабство в современном мире? Я предлагаю вам посмотреть видеосюжет о современном рабстве. Его подготовила американка Лиза Кристин, которая посвятила свою жизнь защите рабов. После просмотра видеосюжета обсудим задание:
- Почему рабство продолжает существовать в настоящее время? Нужно ли привлекать мнение общества к проблеме рабства? Почему? Читают вслух текст, выделяют главное.
– Рабами были военнопленные – варвары-иноземцы.
– Греки использовали труд рабов, т.к. рабами были не свободные эллины, а варвары-иноземцы. 3
Работа по алгоритму выполнения продуктивного задания.
Составление таблицы: 4 5
Где использовался труд рабов? Выгоды для греков?
1. В усадьбе рабовладельца 1. Рабы стоили недорого.
2. На рудниках 2. Излишки продуктов, которые накапливались от т руда рабов.
3. В мастерских 3. Рабы выполняли тяжелую работу.
4. На кораблях 4. Большой денежный доход.
Высказывают оценочное мнение.
– Используя труд рабов, греки получали прямую выгоду для себя и своей семьи. 3
- У них появлялось свободное время, которое они могли использовать по своему усмотрению (например, для участия в государственных делах).
Высказывают свои мнения.
Аргументируют свои ответы.
Оценивают свои ответы и ответы товарищей.
- Рабство существует, потому что оно по-прежнему приносит большой денежный доход, а затраты на содержание рабов небольшие, их обеспечивают только самым необходимым для жизни. Рабы выполняю всю тяжелую и грязную работу. Обсуждать тему рабства нужно обязательно, чтобы как можно больше людей узнали о том, что есть рабы, чтобы смогли защитить их. Все люди должны быть свободны, потому что все равны. 5. Представлять информацию в разных формах (таблица).
6. Доказывать.
7. Находить в разных источниках достоверную информацию для решения учебной проблемы.
Личностные УУД
1. Оценивать свои и чужие поступки.
2. Оценивать события с позиций гражданина и патриота России.
Коммуникативные УУД
1. Умение работать в парах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
VI. Выражение решения проблемы. – Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 3
– Подтвердились ли версии, которые мы с вами выдвинули в начале урока? Примерный вывод по проблеме:
– Свободные греки пользовались трудом рабов, так как это давало прямую выгоду. К тому же использование рабского труда оправдывало греков, так как рабами были не эллины, а варвары. VII. Применение нового знания. – Как вы думаете, почему авторы учебника назвали параграф «Свобода рабовладельцев»?
Фронтальная беседа
– Используя свои новые знания, скажите, какие афинские порядки, на ваш взгляд, можно было бы использовать в современном обществе, а какие – нет? 2
– Посовещавшись в парах, выскажите своё мнение. 1
ТОУУ – после выполнения задания можно использовать алгоритм самооценки 4
Уровни успешности:
Необходимый уровень: типовая, многократно отработанная задача. Полностью справился с ней – 4 («хорошо»); частично справился (с недочетом, с помощью) – 3 («норма, удовлетворительно»).
Повышенный уровень – нестандартная задача, непривычная ситуация. Полностью справился – 5 («отлично»), частично – 4+«приближается к отлично».
Максимальный уровень – «сверхзадача», материал не изучали, не отрабатывали. Полностью справился - 5 и 5 («превосходно»), частично – 5+. Высказывают свои предположения.
Критериями правильности ответа можно считать следующие:
+ –
– участие граждан в управлении государством;
- воспитание;
- олимпийские игры;
- защита интересов полиса
– использование труда рабов
VIII. Домашнее задание. – На следующем уроке мы с вами продолжим разговор о свободе рабовладельцев. Дома вы прочтете § 27, и, пользуясь алгоритмом выполнения продуктивного задания, ответите письменно на вопрос стр.171