Самоанализ урока информатики и ИКТ в 5 классе по теме: «Разработка плана действий и его запись»

Самоанализ урока информатики и ИКТ
5Б класс
учитель информатики Фалеева Ольга Васильевна,
1 квалификационная категория

Класс: 5б
Предмет: информатика и ИКТ
Цели: дать представление о преобразовании информации путем разработки плана действия как еще об одном способе обработке информации, ведущим к получению нового содержания, новой информации;
Планируемые учебные результаты:
предметные – уметь представлять информацию путём разработки плана действий; решать основные типы задач связанных с обработкой информации
метапредметные –умения планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи;
личностные – формировать внимательность и аккуратность; развитие понимание роли информационных процессов в современном мире.

Решаемые учебные задачи:
1) расширить представления учащихся о задачах, связанных с обработкой информации;
2) дать представление о преобразовании информации путем разработки плана действий как еще одним из способов обработки информации, ведущих к получению нового содержания, новой информации.

Оборудование:
Мультимедийный проектор
ПК
Экран
Презентация
Приложение 1 (жетоны – «пиксели» для оценивания знаний учащихся на уроке).
Приложение 2 (карточки для самостоятельной работы)


Тип урока: комбинированный - урок «открытия» нового знания и умения.

Методы: Частично-поисковый (эврестический), словесный, наглядный, стимулирования и мотивация учебно-познавательной деятельности.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование:
Мультимедийный проектор
ПК
Экран
Презентация
Приложение 1 (жетоны – «пиксели» для оценивания знаний учащихся на уроке).
Приложение 2 (карточки для самостоятельной работы)


Общая тема: Обработка информации

Тема урока: Разработка плана действий и его запись

Информационные технологии занимают лидирующее положение на международном рынке труда. Но, если навыки работы с конкретной техникой можно приобрести непосредственно на рабочем месте, то мышление следует развивать, что и предусматривает предмет информатика. В изучении информатики можно выделить два аспекта:
· Общеобразовательный
· Технологический
Общеобразовательный аспект предполагает рассматривать информатику как средство развития логического мышления, умения анализировать, выявлять сущности и отношения, описывать планы действий и делать логические выводы.
На данном уроке я постаралась показать общеобразовательный аспект: дети закрепляли свои знания по предыдущим темам и изучили новый способ обработки информации «Разработка плана действий и его запись», научились его записывать. Здесь решались и развивающие задачи: способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умения анализировать, сопоставлять и делать открытия.
Исходя из задач урока, строилась учебная деятельность учащихся. На уроке я выделила следующие этапы.
1 этап организационный. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Были созданы условия для эмоционально-психологического настроя на работу, что способствовало настрою на сотрудничество, взаимовыручку и партнёрство, благоприятствовал созданию ситуации успеха.
2 этап. Актуализации опорных знаний учащихся – целью которого являлось: уточнение основных понятий, углубление и коррекция знаний учащихся по общей теме «Обработка информации». Вопросы были построены таким образом, чтобы каждый ребенок смог ответить, привести пример, утвердиться в своих знаниях и выйти на постановку следующей учебной задачи.
3 этап знакомство с новым материалом, открытия новых знаний. Прошел через словесную и наглядную передачу учебной информации одновременно всем учащимся.
На 4 этапе учащиеся сменили вид деятельности была проведена физкультминутка, для эмоциональной разгрузки учащихся.
5 этап применения новых знаний прошёл в виде решения задачи совместно с учащимися, а затем самостоятельному выполнению заданий с использование программ. Дети применили новые знания в измененной ситуации, предложив варианты решения задач. Разработав план действий для решения задач, дети увидели применение новых знаний.
На 7 этапе «Рефлексия. Итоги урока», где произошло обобщение полученных знаний, анализ собственной деятельность– дерево успеха. Это позволяет учащимся приобретать рефлексивные навыки и способствует адекватной самооценке.
Таким образом, дети приобрели опыт учебных компетентностей предмета следующего характера:
знать: для чего необходимо составлять план действий;
находить: каким способом удобнее записывать план действий;
разрабатывать план действий для решения конкретных задач.
Исходя из этого, учащимся было предложено творческое домашнее задание, с применением полученных знаний на практике, самостоятельно определив себе зону ближайшего развития.
Занятие прошло в доброжелательной атмосфере.