Разработка урока информатики в 5 классе по теме: «Разработка плана действий и его запись»

Разработка урока информатики в 5 классе по теме:
«Разработка плана действий и его запись»
Предмет: информатика и ИКТ.
Учитель: Фалеева Ольга Васильевна, 1 квалификационной категории
Класс: 5.
Автор УМК:Л.Л. Босова, А. Ю. Босова.
Тема урока: Разработка плана действий и его запись.
Тип урока: комбинированный - урок «открытия» нового знания и умения.
Цели: дать представление о преобразовании информации путем разработки плана действия как еще об одном способе обработке информации, ведущим к получению нового содержания, новой информации; развитие понимание роли информационных процессов в современном мире
Планируемые учебные результаты:
предметные – уметь представлять информацию путём разработки плана действий; решать основные типы задач связанных с обработкой информации
метапредметные –умения планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи;
личностные – формировать внимательность и аккуратность при оформлении записей; развитие понимание роли информационных процессов в современном мире.

Решаемые учебные задачи:
1) расширить представления учащихся о задачах, связанных с обработкой информации;
2) дать представление о преобразовании информации путем разработки плана действий как еще одним из способов обработки информации, ведущих к получению нового содержания, новой информации.

Оборудование:
Мультимедийный проектор
ПК
Экран
Презентация
Приложение 1 (жетоны – «пиксели» для оценивания знаний учащихся на уроке).
Приложение 2 (карточки для самостоятельной работы)

Список литературы:
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2 - 11 классы. / Сост. И.Г. Семакин и др. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. - 380 с.
Информатика: Учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. - 5-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 192 с.: ил.
Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса. / Л.Л. Босова. - 4-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 87 с.: ил.
Уроки информатики в 5-6 классах: методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006. - 320 с.: ил.

Технологическая карта урока.
Этап урока
Задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Формируемые УУД

1. Организационный этап.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Создать благоприятный психологический настрой на работу
Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока.
Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет тему урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.
Включаются в деловой ритм урока.
Определяют тему и цель урока.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
Регулятивные: организация своей учебной деятельности
Личностные: мотивация учения
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

2.Актуализация знаний
Актуализация опорных знаний и способов действий.
Организация повторения основных понятий, приведение примеров
Участвуют в работе по повторению, отвечают на поставленные вопросы, приводят примеры
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: с достаточной полностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные: оценивание усваиваемого материала.

3.Изучение нового материала
Обеспечить понимание представляние информации путём разработки плана действий
Организовать благоприятные условия усвоения знаний
Участвуют в работе по изучению новой темы
Познавательные: овладеть общим приемом решения учебных задач
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в процессе выводов по теме
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

4. Физкультминутка
Смена деятельности.
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.


5. Применение знаний и умений в новой ситуации, контроль усвоения
Показать разнообразие задач при изменении информации и их запись. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.
Организация и контроль за процессом решения задач. Выявляет качество и уровень усвоения знаний.
Работают над поставленными задачами. Учащиеся самостоятельно решают задачи
Познавательные: формирование интереса к данной теме, формирование позитивной самооценки
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других, умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

6. Информация о домашнем задании
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания
Дает комментарий к домашнему заданию
Учащиеся записывают в дневники задание.


7. Рефлексия (подведение итогов урока)
Дать количественную оценку работы учащихся
Подводит итоги работы класса в целом.
Учащиеся оценивают себя
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке


Ход урока.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

I. Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Приветствие. Определение целей урока (слайд 1)
- отгадайте ребус (СЛАЙД 2)
- Вы знаете, что такое «пиксель»? (Пиксель – это минимальная единица рисунка. Из пикселей состоит рисунок в Paint).
- Я сегодня буду измерять ваши знания в «пикселях», которые вы будете брать со своего стола за каждый правильный ответ (приложение 1). Чем больше пикселей вы получите, тем выше будет оценка за урок.
Мы знаем, что для решения математических задач, решения примера, написания сочинения, выполнения жизненных задач что нужно знать? Без чего нельзя решить задачу?

- Можно ли утверждать, что для успешного решения каких либо задач (математических) достаточно знать все изученные формулы? А что для этого еще надо?

- Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке?
Слайд 5
Откройте тетради, запишите число и тему урока «Разработка плана действий и его запись».

Внимательно слушают. Отгадывают ребус. Отвечают на поставленные вопросы.









Отвечают на вопросы, решают проблему, разрыв в знаниях, делают вывод о теме урока.

Составить план, схему действия

Тема урока «Разработка плана действий и его запись»


II. Повторение опорных знаний.

Метод: проблемный
Форма: коллективная, индивидуальная.
-Чтобы результат сегодняшнего урока был хорошим, и вы освоили новые знания и умения, повторим материал прошлого урока. Ведь повторение – мать учения! (СЛАЙД 3)
Работа с классом: Фронтальный опрос:
1. Дать определение информации?
2. Что такое обработка информации?
3. Приведите примеры обработки информации, ведущие к изменению ее формы, но не содержания?
4. Приведите примеры обработки информации, ведущие к изменению ее содержания, к получению новой информации?
Оценить правильные ответы в «1 пиксель»














Отвечают на вопросы.
- изменение, преобразование.
- проверка ошибок при написании сочинения, составление плана к рассказу.
- решение задач по математике.


III. Объяснение нового материала.

Метод: частично – поисковый, объяснительно - иллюстративный
Форма: беседа
- Узнаем о разработке плана действий и его записи;
- научимся записывать последовательность действий с помощью таблиц и словесно;
- рассмотрим решение задач о переправе и переливании
Для более наглядного восприятия информации используется презентация
В процессе изучения новой темы дети отвечают на вопросы учителя делают соответствующие записи в тетради.


Вывод: Итак, мы познакомились с возможностью преобразовывать информацию путем разработки плана действия.
Главное записать в тетрадь слайд 10
Смотрят на экран, слушают учителя, вывод записывают в тетрадь

IV .Физкультминутка

Слайд 11
Представьте себя в роли графического редактора, учитель в роли пользователя. Учитель задаёт команды, ребята выполняют.
1.У вас в левой руке кисть, нарисуйте цветок.
2. У вас в правой руке ластик, удалите рисунок.
3. Правая рука в сторону, в руке карандаш, рисуем окружность, поворот на 360 градусов.
4.Добавим текстовую информацию. Выделим зону работы: глазами создаем надпись, печатными буквами каждый свое имя.

Выполняют упражнения

V. Первичное осмысление и закрепление полученных знаний.
Контроль усвоения.
IV. Первичное осмысление и закрепление полученных знаний.
Метод: самоконтроль.
Форма: самостоятельная работа, групповая работа
Выполнения задания вместе, затем самостоятельная работа
Учитель во время самостоятельной работы контролирует процесс выполнения заданий, оказывает помощь.

Выполняют упражнения, пользуются компьютерной поддержкой


VI. Постановка домашнего задания
(СЛАЙД 14)
Работа с учебником:
§ 1.14 стр. 58-59, придумать свою задачу по изученной теме.


Дети записывают домашнее задание

Рефлексия (подведение итогов).
Сегодня за урок каждый получил пиксели.
Запишите в тетрадь полученное число своих пикселей.
Теперь переведем ваши пиксели в оценки за урок. Шесть и выше – оценка «5», 5 пикселей– оценка «4». У кого количество пикселей ниже, тот зарабатывает количество пикселей на следующем уроке.
(слайд 15)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Спасибо за урок. Желаю успехов в дальнейшей работе!
Подсчитывают количество заработанных пикселей, записывают результат в тетрадь.


Оценивают себя, наклеивают листья на ветви дерева.


15