Презентация по музейной педагогике Музейная педагогика- как фактор приобщения детей к социокультурным ценностям


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15 «Светлячок»."МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА – как фактор приобщения дошкольниковк социокультурным ценностям"Воспитатель Лысякова М.С.2014 год
Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания. Ф. Дзери Дошкольный возраст является самоценным этапом социокультурного становления личности. Социокультурное развитие ребёнка определяется его положением в обществе, системой межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, культурой социума в целом. Социальная ситуация развития создаётся, формируется взрослыми в процессе живого взаимодействия между ребёнком и его окружением, её можно охарактеризовать как уникальную для определённого возраста. Она не повторяется и изменяется с переходом с одного возрастного периода на другой. Социокультурные условия развития, которые созданы для дошкольника, не могут удовлетворить потребности школьника, это уже совершенно иная система отношений.
Музейная педагогика как наука Музейная педагогика - отрасль музееведения, сформировавшаяся в научную дисциплину и особый образовательный ресурс на стыкеМузееведения;педагогики ; психологии. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Музейная педагогика в ДОУ это симбиоз творческой деятельности всего педагогического коллектива, который знакомит дошкольников с феноменами окружающего мира, приобщает к системе общечеловеческих ценностей, к истории, обогащает патриотические чувства и развивает художественный вкус. Носит иное название – образовательное направление - «мини-музей». «Мини-музей» в логике ФГОС Имеет богатый содержательный (разнообразие тем) и методологический (методы и формы взаимодействия с детьми) аспект, для познавательного, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников.Несет потенциал развития дошкольника во всех видах детской деятельности.Представляет собой ресурс интеграции образовательных областей в предметно-развивающем пространстве ДОУ. . Возможность целенаправленного развития основных интегративных качеств дошкольникаЛюбознательный, активный.Эмоционально отзывчивый.Овладевший средствами общения со взрослыми и сверстниками.Способный управлять своим поведением.Способный решать интеллектуальные и личностные задачи.Имеющий первичные представления о себе.Овладевший необходимыми умениями и навыками.Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.Физически развитый. Для ДОУмузейная педагогика = проектная деятельность Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части.При создании программы музейно-педагогической деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно при работе с дошкольниками.Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп - проводить экскурсии для младших, пополнять экспозиции своими рисунками. Каждый мини-музей — результат общения, совместной деятельности воспитателя, детей и их семей. Работа по созданию мини-музея Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа: Подготовительный этап. В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения. 2. Практический этап. Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами. 3. Подведение итогов. Тематика мини-музев может быть различной («Чудо-дерево», «Лучший друг», «Игрушки-забавы», «Театральные куклы» и т. д.). Результатом деятельности в рамках подобного проекта может быть альбом с фотографиями, рисунками, рассказами детей; большой тематический праздник, выездное мероприятие совместно с родителями и т. п.
Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы и решать образовательные задачи выявление творческих способностей детей;расширение представлений о содержании музейной культуры;развитие начальных навыков восприятия музейного языка;создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Виды оформления мини-музея: 1.Горизонтальное размещение экспонатов на одной плоскости (музей камня или морских обитателей лучше будут просматриваться на одной плоскости). 2.Вертикальное расположение экспонатов на полочках, стеллаже (музей народной игрушки, кукол можно расположить рядами в вертикальном расположении, чтобы выделить группы в экспонатах). 3.На стендах (можно использовать для легких экспонатов, которые могут крепиться к стенду).
Формы работы с детьми в мини – музее - самостоятельное рассматривание экспонатов; - экскурсии для детей и родителей; -мастер-класс по изготовлению экспонатов;- творческие игры, образовательные путешествия; - мини-беседы с детьми; -чтение художественной литературы; исследовательская деятельность и т.д.


… «ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !